Режиссер Анатолий Васильев обратился с открытым письмом к генеральному директору «Золотой маски»

Режиссер Анатолий Васильев обратился с открытым письмом к генеральному директору «Золотой маски»
Режиссер Анатолий Васильев 2 ноября 2017 года обратился к генеральному директору национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» Марии Ревякиной с открытым письмом, в котором попросил снять с номинации на премию его спектакль «Старик и море».

Постановка была включена в лонг-лист «Золотой маски-2018» в пяти номинациях: «Драма/спектакль большой формы», «Драма/работа режиссера» (Анатолий Васильев), «Драма/женская роль» (Алла Демидова), «Драма/работа художника» (Петр Попов) и «Драма/работа художника по свету» (Тарас Михалевский).

Скан письма 3 ноября опубликовала в своей ленте Фейсбука журналистка Ксения Ларина. Приводим текст полностью:

С легким сердцем и в прекрасном расположении души я пишу это открытое письмо на имя отечественного театрального фестиваля «Золотая маска». Наконец скандал! Вокруг моего имени новый скандал! Одиннадцать лет прошло от последнего громкого дела по случаю изгнания моего театра «Школа драматического искусства», и вот новый необыкновенный случай.

Уважаемые дамы и господа! Члены экспертного совета «Золотой маски»! Госпожа Ревякина Мария Евсеевна! Прошу вас снять с афиши и номинации мое имя и вместе с ним спектакль «Старик и море», автором которого я являюсь. Я автор адаптации, сценографии и постановки. Я сделал эту работу вместе с продюсером Валерием Ивановичем Шадриным и моими коллегами и друзьями по театру. Вместе с Аллой Демидовой и Владимиром Мартыновым мы посвятили эту работу великому любимому Юрию Петровичу и очень счастливы. Для меня такого счастья больше чем достаточно, и я считаю неприличным всякое участие в конкурсах и смотринах.

Я мог бы не объяснять других причин, и этой достаточно, однако необходимо притушить возможные и будущие неприятности. Об одной вы хорошо осведомлены, но я еще раз повторю. С 2005-го года я не участвую в культурной жизни города Москвы. Не ставлю спектакли, не даю интервью в газетах, на радио или на телевидении, почти не провожу мастер-классы, а только по специальному выбору, я не работаю и не получаю зарплату, а только пенсию, я сделался частным лицом и успокоился моим новым положением. Я исключил контакты со многими коллегами, я выбрал неучастие взамен бурной и наказуемой деятельности. Я выбрал путь и назвал его — добровольное изгнание! Я стал работать во Франции, в Италии, в Греции, но я продолжал жить в Москве. Я писал тексты, снимал кино, много всего. В одиннадцатом году я неожиданно был возвращен в Москву с предложением вернуть мне студию на Поварской. Прошло семь лет переписки и ожиданий. Я расстался с прошлым окончательно. И странно было бы при таком моем выборе человека и художника согласиться на номинацию в «Золотой маске»! Мое участие в российском фестивале означало бы предательство самого себя, мой личный тайный оппортунизм. Это невозможно!

Другая причина комичная, но может стать предметом обсуждения. Каков возраст участников фестиваля «Золотая маска» и сколько масок на одно лицо фестиваль выдает? Для меня предел наступил очень давно. Театр — удел и забава молодых поколений. Они заступают в будущее. Им так необходима поддержка.

И еще об одной причине не стоит совсем говорить! Простите меня, но Кириллу Серебренникову нужна не «Золотая маска», а свобода! Он ее заслужил.

Для ваших знаний сообщаю, что Петр Попов, сын художника и архитектора Игоря Попова, принимал участие в спектакле как помощник сценографа и делал эту работу с энтузиазмом. Впрочем, мы как-нибудь уладим скандал, не по нашей вине случившийся, и выпьем за здоровье умерших и великих людей театра.

Все официальные письма при необходимости вы получите от продюсера спектакля Валерия Шадрина.

Режиссер Анатолий Васильев

Открытое письмо прокомментировала генеральный директор “Золотой маски” Мария Ревякина.

“Золотая маска” сожалеет о том, что Анатолий Васильев решил исключить свое имя, а также созданный им спектакль “Старик и море” из числа номинантов на премию”, – сказала Ревякина.

“Эксперты “Золотой маски”, которые отработали непростой театральный сезон, отобрали лучшие, знаковые спектакли, – продолжила она. – В числе выдвинутых на премию по праву оказался и спектакль выдающегося режиссера Анатолия Васильева “Старик и море”, представленный Международным театральным фестивалем имени А. П. Чехова в сотрудничестве с Театром имени Евгения Вахтангова”.

При этом Ревякина отметила, что, “согласно процедуре, любой человек может исключить себя из числа выдвинутых на премию номинантов”. “Это право художника, которое, разумеется, будет удовлетворено”, — заявила она.

“Подобные “самоотводы” по разным причинам случаются практически ежегодно”, — сказала она, выразив сожаление, что в этот раз это сделал Васильев.

“Что же касается призыва Анатолия Васильева “дать свободу” Кириллу Серебренникову , также номинированному на “Золотую маску”, то премия профессионального театрального сообщества, коим является Союз театральных деятелей РФ, такими возможностями не располагает”, — пояснила Ревякина.

Ситуацию прокомментировала Алена Карась, театральный критик:

«То, что спектакля не будет в программе «Маски», конечно, очень досадно и больно, но я думаю, что Васильев сделал единственное, что он мог сделать. Он давно говорил, что его отсутствие в театральном контексте России — это не его выбор и, даже участвуя в Чеховском международном фестивале, он как бы принимает участие в международной программе, а не в российской. Я думаю, это для всех — вызов. Это вызов власти, это вызов театральному сообществу и себе самому, в конце концов. Я думаю, что церемония «Маски», кто бы ни победил, она, конечно, невозможна без имени Васильева. Я думаю, что тут всем — и «Маске», и сообществу — стоит подумать о том, как отметить эту работу и личность самого художника, его драматичную судьбу. Васильев еще об одном сказал, не только о своей собственной судьбе, но и о судьбе Кирилла Серебренникова, который, кстати, отказался участвовать в прошлом году в номинировании, — Кирилл Серебренников, в общем, лишен свободы. Это, конечно, не может быть проигнорировано тоже общественностью. Но вот Васильев сделал такой жест как свободный человек. Сможет какой-то аналогичный жест найти и все сообщество, и «Маска» — это действительно вопрос».

Источник публикации по материалам российских СМИ, ИнтерМедиаТАСС