Реконструкция последнего концерта Чайковского в день 125-летия со дня смерти композитора

Реконструкция последнего концерта Чайковского в день 125-летия со дня смерти композитора
Концерт "Памяти Чайковского", Большой зал МГК им. П.И.Чайковского, 6 ноября 2018. БСО под управлением Владимира Федосеева. Фото Ада Айдбиндер, Facebook

В Большом зале Московской консерватории им. Чайковского 6 ноября 2018, в день 125-летия со дня смерти композитора, состоялась реконструкция последнего его концерта.

В программе “Памяти Чайковского” – Первый фортепианный концерт, Шестая симфония (“Патетическая”), произведения Моцарта, Лароша и Листа. Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Дирижёр — Владимир Федосеев. Солист — Андрей Коробейников (фортепиано).

Реконструкция – совместная работа автора проекта, музыковеда Ады Айдбиндер и Владимира Федосеева. Готовя реконструкцию, они провели настоящую исследовательскую работу, воссоздали каждый номер, каждую деталь того вечера, стилизовав даже концертные программки.

«16 октября 1893 года этот концерт вошел в историю как премьера Шестой патетической симфонии. Через девять дней после этого концерта Чайковского не стало», ‒ рассказала автор проекта, музыковед Ада Айнбиндер.

Последнее выступление композитора состоялось 16/28 октября 1893 года в Санкт-Петербурге в Зале Дворянского собрания: Чайковский дирижировал тогда премьерой своей Шестой «Патетической» симфонии, также прозвучали его Первый фортепианный концерт, увертюра Г. А. Лароша «Кармозина» и два танца из оперы В. А. Моцарта «Идоменей». Через несколько дней после концерта у Чайковского появились первые симптомы холеры, а через девять дней композитор умер.

Реконструкция программы стала возможной благодаря участию Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, предоставивших для исполнения никогда не публиковавшуюся партитуру Лароша, а также ноты танцев из оперы «Идоменей» Моцарта в редакции Чайковского.

Ада Айдбиндер, Facebook: Когда примерно 1,5 года назад предложила Владимиру Ивановичу Федосееву сделать эту программу, сама мало верила, что Владимир Иванович согласится на эту авантюру, а если согласится, то насколько реально будет все воплотить. Но все закрутилось-завертелось и все получилось…

Андрей Кузя Штоштакович, спасибо!!! Наверное именно благодаря тебе сегодня прочувствовала эту программу, сегодня казалось, что концерт – премьера Шестой может закончиться именно и только Испанской рапсодией Листа, такой, какую мы все сегодня услышали!

Спасибо огромное любимым коллегам Научно-музыкальной библиотеки МГК, которые предоставили для исполнения нотный материал увертюры Лароша к опере «Кармозина», моему родному музею-заповеднику Чайковского – мы храним дирижерскую партитуру редакции Чайковского танцев из оперы Моцарта «Идоменей», спасибо Константин Рычков, Татьяна Назарбекова, Viktoria Novoselova, и, конечно, Владимиру Ивановичу Федосееву и всему БСО.