Пресс-конференция «Года Мечислава Вайнберга» в Большом театре

<strong>Пресс-конференция «Года Мечислава Вайнберга» в Большом театре</strong>
Александр Ласковский, Андрей Устинов, Владимир Урин, Наталия Сиповская. Пресс-конференция Года Вайнберга в России в ГАБТ, 12 ноября 2019. Фото Дамир Юсупов
12 ноября 2019 года в Зимнем саду Новой сцены Большого театра состоялась пресс-конференция, посвященная проектам и ключевым событиям «Год Мечислава Вайнберга» в России.

В пресс-конференции приняли участие:

– генеральный директор Большого театра Владимир УРИН,

– исполнительный директор проекта Год Вайнберга, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ,

– руководитель группы экспертов Института Адама Мицкевича в Варшаве Александр ЛАСКОВСКИЙ,

– директор Государственного института искусствознания Наталия СИПОВСКАЯ.

– дирижер, музыкальный руководитель постановки оперы «Идиот» в Большом театре Михал КЛАУЗА (Польша).

8 декабря 2019 года музыкальный мир отметит 100 лет со дня рождения выдающегося композитора (1919–1996). Творчество Вайнберга долгие годы было в забвении, хотя его музыку знали все — по фильмам («Летят журавли», «Последний дюйм», «Афоня» и многим другим), мультфильмам («Винни Пух», «Каникулы Бонифация»…).

В последние 10 лет музыка Вайнберга возвращается в театры и концертные залы, а его судьба, в которой отразились все трагедии ХХ века, пристально изучается исследователями.

Устинов Андрей на пресс-конференции
Андрей УСТИНОВ

Андрей УСТИНОВ: «Вайнберг — художник, который прошел через горнило ХХ века. Темы его творчества — война, Холокост, проблемы национальной идентичности, протест против фашизма. Каток истории прошелся по судьбе композитора, не щадя ни его, ни его близких. Его прадед и дед погибли в кишиневском погроме 1903 года, его семья погибла в концлагере, сам он чудом оказался в Советском Союзе в 1939 году. Учился в Минской консерватории, был эвакуирован в Ташкент, где женился на дочери знаменитого актера и общественного деятеля Соломона Михоэлса. В 1953 году Вайнберг был арестован и оказался в Бутырской тюрьме. Только смерть Сталина и ходатайство Шостаковича спасли его от смерти. Судьба Вайнберга перекликается с вопросами сегодняшнего дня в Европе и мире. Судьба беженца, вынужденного эмигранта, человека с обрубленными корнями».

Михал КЛАУЗА

Михал КЛАУЗА: «Когда я в первый раз открыл партитуру симфонии Вайнберга, то понял, что это музыка великого композитора и человека, который из-за поворотов своей судьбы соединил три культурных мира: еврейской, польской и русской культуры. В его музыке есть не только трагедия и грусть, но и много хорошего доброго юмора. Умение это сочетать — черта великого композитора».

2010 год дал старт возвращению колоссального интереса к Вайнбергу в мире. Опера «Пассажирка», поставленная Дэвидом Паунтни в Брегенце, вошла в репертуар театров Европы и США. Вскоре волна интереса к творчеству Вайнберга достигла России, в том числе и благодаря колоссальным усилиям газеты «Музыкальное обозрение». В 2016 году «Пассажирку» поставил Екатеринбургский театр оперы и балета. Год спустя — «Новая опера». «Идиот» поставлен в Мариинском и Большом театрах.

Владимир УРИН

Владимир УРИН: «Уже три года в Большом театре идет спектакль «Идиот» в постановке Евгения Арье, и я надеюсь, что он сохранится в репертуаре. Это сложная музыка для исполнения и для восприятия, но артисты и оркестр справились с партитурой. Спектакль востребован у публики, и в зале очень много молодых лиц, что не так часто бывает в классической опере».

В «Год Вайнберга» в России проходят около 60 концертов, спектакли, международная конференция. Всероссийский фестиваль музыки М.С. Вайнберга, проходящий в 2019 году и сезоне 2019–2020, охватил 21 город: от Архангельска до Хабаровска, от Москвы до Тюмени.

К юбилею композитора национальная газета «Музыкальное обозрение» и издательство «Композитор • Санкт-Петербург» осуществляют совместный проект: первое российское собрание сочинений Вайнберга. Первые 13 томов (15 тетрадей) уже вышли, еще 7 томов готовятся к выпуску.

С 14 по 17 ноября в фойе партера Новой сцены Большого театра будет развернута выставка, посвященная «Году Вайнберга» и 100-летию со дня рождения композитора.

8 декабря в Государственном институте искусствознания откроется Международная научная конференция «Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения», на которой соберутся известные специалисты-исследователи творчества М.С. Вайнберга из Европы и России.

Наталья СИПОВСКАЯ

Наталия СИПОВСКАЯ: «Это третья конференция, которую мы организовали совместно с Большим театром и газетой «Музыкальное обозрение». На этот раз мы решили отойти от формы академических чтений в сторону творческой встречи и организовать площадку для общения людей, которые вовлечены в процесс изучения, исполнения и продвижения творчества Вайнберга».

На конференции пройдет презентация книги «Мечислав Вайнберг. В поисках свободы» Дэвида Фаннинга (Великобритания) — крупнейшего исследователя, чье имя сейчас неотделимо от имени Вайнберга. Будут представлены книги о Вайнберге Верены Могль (Германия) и Дэниэла Эльфика (Великобритания).

Один из партнеров «Года Вайнберга» в России — Институт Адама Мицкевича в Варшаве.

Александр ЛАСКОВСКИЙ

Александр ЛАСКОВСКИЙ: «Год Вайнберга отмечается по всему миру. Для нас он начался в январе с конференции Дэвида Фаннинга в Манчестере. Но она не была бы возможной, если бы не было огромного Форума, который прошел в 2017 году здесь, в Москве, в Большом театре. Тогда впервые встретились все специалисты, которые интересуются творчеством и жизнью композитора. Все это часть огромного движения по возрождению творчества Вайнберга».

Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения композитора, продлятся до конца театрально-концертного сезона 2019–2020.

ВАЙНБЕРГ 100