Премьера «Похищения из сераля» Моцарта (29 февраля, 1—3 марта 2024, Нижегородский театр оперы и балета)

Премьера «Похищения из сераля» Моцарта (29 февраля, 1—3 марта 2024, Нижегородский театр оперы и балета)

29 февраля 2024 впервые в Нижегородском театре оперы и балета – опера Моцарта «Похищения из сераля». Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова. Дирижер-постановщик – Дмитрий Синьковский. Художник-постановщик – Этель Иошпа. Солисты: Надежда Павлова, Диляра Идрисова, Сергей Годин. 22 февраля оркестр и солисты театра представят концертное исполнение этой оперы в Москве, в Концертном зале им. П. И. Чайковского.

Екатерина Одегова определяет жанр постановки, как «фантазию для взрослых»: «Спектакль – греза о любви, но с кем? Главный персонаж не паша Селим во плоти, а зачарованный Остров-Сад с таинственным голосом его властелина. Аромат Сада любви дурманит, затягивает в объятия. Это миг полета мечты…».

«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIII века греко-римской античности, а в османской Турции. Локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник. Турецкий колорит «Похищения», безусловно, примета времени, дань моде XVIII века на восточные причуды.

Формально «Похищение из сераля» относится к жанру так называемого зингшпиля, считавшемуся более популярным и демократичным, чем итальянская опера. Либретто Иоганна Готлиба Штефани написано на немецком языке, речитативов почти нет, вместо них – разговорные диалоги в прозе. Но Моцарт обращается с жанровыми рамками свободно, и его музыка в самом деле бесконечно более изобретательна, сложна и блестяща, чем этого можно было ожидать от среднего зингшпиля того времени.

Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 в венском Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом нового этапа моцартовского творчества: композитор оставил службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 его женой. «Похищение» было принято восторженно, хотя, по преданию, император Иосиф II, отреагировал на премьеру словами: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!»

Действующие лица и исполнители:

Селим, паша, властелин Острова-Сада (разговорная роль) – Александр Воронов (голос)
Констанца, возлюбленная Бельмонте – Надежда Павлова (сопрано), Диляра Идрисова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано)
Блонда, ее служанка – Галина Круч (сопрано), Ирина Котова (сопрано)
Бельмонте, испанский дворянин – Борис Степанов (тенор), Сергей Годин (тенор)
Педрильо, слуга Бельмонте – Дмитрий Белянский (тенор), Владимир Куклев (тенор)
Осмин, смотритель садов паши – Гарри Агаджанян (бас),  Максим Орлов (бас)

РОМАНОВА Екатерина


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях