You have no items in your cart.
Научная конференция к 180-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова (13—14 мая 2024, СПбГК)
Санкт-Петербургская государственная консерватория совместно с Мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова проведет VII международную научную конференцию «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», посвященную 180-летию со дня рождения композитора, дирижера и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова. Конференция состоится 13-14 мая 2024. Заявки принимаются до 15 марта 2024.
Петербургский «Полилог-2024» продолжит традицию всестороннего научного обсуждения важнейших проблем современности – становление новых типов художественной культуры, обусловленное феноменом усиления чувственности на фоне расширения сферы виртуальной реальности и появления новых форм синтеза в искусстве ХХI века.
Основная цель конференции – привлечение широкой научной и культурной аудитории к обсуждению проблем, связанных с музыкальным и эстетическим наследием Н. А. Римского-Корсакова, изучение проблемы синтеза искусств и тематики синестезии.
К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, психологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.
Основные направления работы конференции
- «Звукоизобразительность» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова
- Синестетические особенности музыкального творчества Н. А. Римского-Корсакова.
- Б. М. Галеев и Б. В. Асафьев о «цветном слухе» или синестезии Н. А. Римского-Корсакова.
- Система образно-цветовой символики тональностей Н. А. Римского-Корсакова.
- Исследование семантической функции тональности в музыке H. A. Римского-Корсакова: эмоционально-экспрессивные, синестетические, символические и философско-эстетические аспекты.
- Феномен «цветного слуха» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Б. В. Асафьева.
- Р. Шуман о характеристике тональностей.
- Проблема семантики тональностей как отражение характерных особенностей музыкального мышления композиторов.
- Исследования И. Ванечкиной, Б. Галеева, Е. Назайкинского, Ю. Parca, Б. Теплова, М. Старчеус, посвященные изучению метафорической природы синопсии.
- 140-летие со дня рождения Б. В. Асафьева – композитора, теоретика музыки, музыкального критика, педагога, Академика АН СССР, Народного артиста СССР. Синестетические особенности музыкального творчества Б. В. Асафьева.
- Полилог и синтез искусств
- Наследие Н. А. Римского-Корсакова в пространстве культуры.
- Творчество Н. А. Римского-Корсакова в русле философско-эстетических исканий Серебряного века.
- Творчество Н. А. Римского-Корсаков глазами русских художников.
- Современные интерпретации наследия Н. А. Римского-Корсакова.
- Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
- Проблема синтеза искусств в эстетике Серебряного века: символизм и авангард.
- Синтез искусств как средство преображения действительности: исторические аспекты и актуальные подходы.
- Теоретические основы синтеза искусств.
- Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
- Идеи теургии, соборности и синтеза искусств в философии В. С. Соловьева и музыкальном творчестве А. Н. Скрябина.
- «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств.
- Светомузыка, как вид синтетического пространственно-временного искусства и ее связь с феноменом «цветного слуха».
- «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время.
- Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шенберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других.
- Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства.
- Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма.
- Поэтическая синестезия в творчестве символистов Серебряного века: И. Анненский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, В. Иванов, Ф. Сологуб и другие.
- Прогностические тенденции развития современного искусства.
- Современные исследования синестезии и синтеза искусств
- Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
- Индивидуальные особенности «цветного слуха» в творчестве композиторов Г. Берлиоза, Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова, A. Н. Скрябина, О. Мессиана, М. К. Чюрлёниса, Б. В. Асафьева.
- Взаимосвязь феномена «цветного слуха», творческого воображения и ассоциативности восприятия.
- Объективные (общие) и субъективные (индивидуальные) факторы формирования «цветного слуха». Объективный фактор феномена «цветного слуха» как эмоциональное отражение ощущений и настроений и субъективный – как его индивидуальное проявление.
- 150 лет со дня рождения австрийского композитора Арнольда Шенберга. А. Шенберг и В. Кандинский: революция в музыкальном и изобразительном искусстве.
- Вклад Б. М. Галеева – основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств.
- Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
- Светомузыка в творчестве современных композиторов.
- Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
- Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.
- Эстетика и феноменология: грани сопряжения
- Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
- Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
- Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
- Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике
- Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика.
- Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
- Новые тенденции и перспективы развития художественно-эстетического образования.
Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ
«МО»