Научная конференция к 180-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова (13—14 мая 2024, СПбГК)

Научная конференция к 180-летию со дня рождения Н. Римского-Корсакова (13—14 мая 2024, СПбГК)
Иллюстрация — Санкт-Петербургская консерватория, официальный сайт

Санкт-Петербургская государственная консерватория совместно с Мемориальным музеем-квартирой Н. А. Римского-Корсакова проведет VII международную научную конференцию «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», посвященную 180-летию со дня рождения композитора, дирижера и педагога Николая Андреевича Римского-Корсакова. Конференция состоится 13-14 мая 2024. Заявки принимаются до 15 марта 2024.

Петербургский «Полилог-2024» продолжит традицию всестороннего научного обсуждения важнейших проблем современности – становление новых типов художественной культуры, обусловленное феноменом усиления чувственности на фоне расширения сферы виртуальной реальности и появления новых форм синтеза в искусстве ХХI века.

Основная цель конференции – привлечение широкой научной и культурной аудитории к обсуждению проблем, связанных с музыкальным и эстетическим наследием Н. А. Римского-Корсакова, изучение проблемы синтеза искусств и тематики синестезии.

К участию в конференции приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, психологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии, кино и других направлений искусства.

Основные направления работы конференции

  1. «Звукоизобразительность» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова
  •  Синестетические особенности музыкального творчества Н. А. Римского-Корсакова.
  • Б. М. Галеев и Б. В. Асафьев о «цветном слухе» или синестезии Н. А. Римского-Корсакова.
  • Система образно-цветовой символики тональностей Н. А. Римского-Корсакова.
  • Исследование семантической функции тональности в музыке H. A. Римского-Корсакова: эмоционально-экспрессивные, синестетические, символические и философско-эстетические аспекты.
  • Феномен «цветного слуха» в музыкальном творчестве Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Б. В. Асафьева.
  • Р. Шуман о характеристике тональностей.
  • Проблема семантики тональностей как отражение характерных особенностей музыкального мышления композиторов.
  • Исследования И. Ванечкиной, Б. Галеева, Е. Назайкинского, Ю. Parca, Б. Теплова, М. Старчеус, посвященные изучению метафорической природы синопсии.
  • 140-летие со дня рождения Б. В. Асафьева – композитора, теоретика музыки, музыкального критика, педагога, Академика АН СССР, Народного артиста СССР. Синестетические особенности музыкального творчества Б. В. Асафьева.
  1. Полилог и синтез искусств
  • Наследие Н. А. Римского-Корсакова в пространстве культуры.
  • Творчество Н. А. Римского-Корсакова в русле философско-эстетических исканий Серебряного века.
  • Творчество Н. А. Римского-Корсаков глазами русских художников.
  • Современные интерпретации наследия Н. А. Римского-Корсакова.
  • Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
  • Проблема синтеза искусств в эстетике Серебряного века: символизм и авангард.
  • Синтез искусств как средство преображения действительности: исторические аспекты и актуальные подходы.
  • Теоретические основы синтеза искусств.
  • Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
  • Идеи теургии, соборности и синтеза искусств в философии В. С. Соловьева и музыкальном творчестве А. Н. Скрябина.
  • «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств.
  • Светомузыка, как вид синтетического пространственно-временного искусства и ее связь с феноменом «цветного слуха».
  • «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время.
  • Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шенберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других.
  • Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства.
  • Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма.
  • Поэтическая синестезия в творчестве символистов Серебряного века: И. Анненский, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, З. Гиппиус, В. Иванов, Ф. Сологуб и другие.
  • Прогностические тенденции развития современного искусства.
  1. Современные исследования синестезии и синтеза искусств
  • Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
  • Индивидуальные особенности «цветного слуха» в творчестве композиторов Г. Берлиоза, Ф. Листа, Н. А. Римского-Корсакова, A. Н. Скрябина, О. Мессиана, М. К. Чюрлёниса, Б. В. Асафьева.
  • Взаимосвязь феномена «цветного слуха», творческого воображения и ассоциативности восприятия.
  • Объективные (общие) и субъективные (индивидуальные) факторы формирования «цветного слуха». Объективный фактор феномена «цветного слуха» как эмоциональное отражение ощущений и настроений и субъективный – как его индивидуальное проявление.
  • 150 лет со дня рождения австрийского композитора Арнольда Шенберга. А. Шенберг и В. Кандинский: революция в музыкальном и изобразительном искусстве.
  • Вклад Б. М. Галеева – основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств.
  • Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
  • Светомузыка в творчестве современных композиторов.
  • Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
  • Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.
  1. Эстетика и феноменология: грани сопряжения
  • Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
  • Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
  • Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
  1. Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике
  • Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика.
  • Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
  • Новые тенденции и перспективы развития художественно-эстетического образования.

Планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях