«Похождения повесы» Стравинского: предпремьерный показ (18 и 19 мая 2024, Пермский театр оперы и балета)

«Похождения повесы» Стравинского: предпремьерный показ (18 и 19 мая 2024, Пермский театр оперы и балета)
Иллюстрация — Пермь опера балет, официальный сайт

18 и 19 мая 2024 в Пермской опере состоится предпремьерный показ оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы» на либретто Уистена Одена и Честера Коллмена, основанное на сюжетах цикла из восьми картин и гравюр XVIII века английского художника Уильяма Хогарта. Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Федор Леднев. Режиссер-постановщик, хореограф – Андрей Прикотенко. Художник-постановщик – Ольга Шаишмелашвили. В статусе премьеры постановка будет показана на Дягилевском фестивале в июне 2024.

Спектаклем «Похождения повесы» в оперном жанре дебютирует драматический режиссер Андрей Прикотенко – главный режиссер новосибирского театра «Красный факел» (с января 2023), в 2017-2023 занимал пост главного режиссера Новосибирского драматического театра «Старый дом».

Художник-постановщик – Ольга Шаишмелашвили – с 2016 сотрудничает с Андреем Прикотенко. Была автором сценографии и костюмов для его драматических спектаклей в новосибирском театре «Старый дом» («Вишневый сад», 2016; «Sociopath / Гамлет», 2018; «Идиот», 2019; «Петерс» по рассказу Татьяны Толстой, 2020); а также спектаклей в других театрах: «Опера нищих» (Московский академический театр сатиры, 2017); «Сон в купальскую ночь» по пьесе Шекспира (Национальный академический театр им. Янки Купалы, Минск, Республика Беларусь, 2018); «Русская матрица» (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург, 2018); «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» (2019) и «Одиссея» (2021) в театре «Балтийский дом», Санкт-Петербург.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Федор Леднёв, два года назад ставивший в Перми спектакль по опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».

Федор ЛЕДНЕВ: «Стравинский – моя давняя любовь: бесконечно интересный, бесконечно разнообразный, бесконечно глубокий. Интерес к новой музыке в принципе зародился у меня из интереса к Стравинскому – он начался с “Симфонии псалмов” и распространился потом на все его произведения. Каждое из них приносит наслаждение качеством музыки, вызывает пиетет и острое желание детально разобраться в том, как оно устроено – особенно если речь идет о таком крупном и значительном полотне, как “Похождения повесы”».

Андрей ПРИКОТЕНКО: «Стравинский и Оден выстраивают фаустианский треугольник, в котором все вроде бы разведено по полюсам: у протагониста оперы Тома Рэйкуэлла есть собственный Мефистофель – Ник Шэдоу, и свой ангел-хранитель – Энн Трулав. Но чем дальше ты вслушиваешься в музыку оперы, чем пристальнее всматриваешься в ее драматургию, тем очевиднее становится, что в “Похождениях повесы” все переплетено со всем: человеческое и дьявольское, их неспособность существовать друг без друга и то, с какой легкостью они порой меняются местами, стирая грань между мистическим и обыденным. Авторы “Похождений повесы” очень точно говорят о всеобъемлющей сути того, что есть природа человека».

Опера Стравинского «Похождения повесы» (1951) – ироничная модернистская ревизия традиционного оперного наследия: номерная структура, речитативы под клавесин, эффектные арии сопрано и тенора с высокими нотами, барочные аффекты, отсылка к моцартовскому «Дон Жуану» в насмешливо морализаторствующем эпилоге.

В России опера «Похождения повесы» были впервые поставлена Борисом Покровским в московском Камерном музыкальном театре в 1978 (дирижер – Геннадий Рождественский). В 2003 опера была поставлена на Новой сцене Большого театра (дирижер – Александр Титов, режиссер и художник – Дмитрий Черняков). В 2019 Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представил совместную постановку с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов (дирижер-постановщик – Тимур Зангиев, режиссер – Саймон Макберни).

По материалам пресс-службы Пермского театра оперы и балета


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях