Петербургская премьера оперы «Лолита» Родиона Щедрина в Мариинском театре

Петербургская премьера оперы «Лолита» Родиона Щедрина в Мариинском театре
Сцена из спектакля "Лолита" Национального театра в Праге. Пелагея Куренная (Лолита). Фото Patrik Borecký
13, 15 и 24 февраля в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева состоится петербургская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова. На сцену Мариинского-2 перенесут постановку Национального театра в Праге, премьера которой состоялась в октябре этого года.

Решение о переносе спектакля возникло не случайно – Щедрина связывают с Мариинским театром давняя дружба и сотрудничество, а «Лолита» – единственная опера композитора, которая пока полностью не звучала на этой сцене. В пользу пражской постановки был и выбор либретто на русском языке (оригинальное либретто композитора), и приглашение на титульную партию одной из главных исполнительниц щедринского репертуара в Мариинском Пелагеи Куренной.

Несмотря на успех мировой премьеры в Стокгольме в 1994 году и последующих удачных постановок в России и Германии, спектакль Славы Даубнеровой для Пражской оперы – лишь четвертое сценическое воплощение партитуры Щедрина. Сказались непростые отношения с Голливудом, выкупившим до 1998 года все права на сюжет романа, и сложный кастинг на главные партии, требующие от исполнителя роли Гумберта невероятной выносливости в его музыкальной исповеди, а от исполнительницы роли Лолиты – зачастую взрослой артистки – многогранной актерской игры и перевоплощения в девочку-подростка.

Режиссер Слава Даубнерова в своей постановке не отступает от набоковского сюжета, лишь немного смещая время действия в 60-70е годы. Скрупулезно воспроизводя приметы времени, сценограф Борис Кудличка, оформлявший в Мариинском театре «Иоланту» для Мариуша Трелинского, и художник по костюмам Наталья Китамикадо, следуют за насыщенной, с быстро сменяющимися темпами и тональностями партитурой. Вращающаяся декорация переносит зрителя из одной комнаты в другую, а постоянно трансформирующиеся видеопроекции усиливают нарастающее ощущение тревоги. «Фантастическая музыка и новая постановка в Праге – это красота – темная, пронизанная страхом и предчувствием скорой беды; ночной кошмар в стиле нуар, воплощенный в яркую, волнующую жизнь первоклассной командой» – пишет о спектакле издание Bachtrack.

Об этом же и опера Щедрина. «Мне кажется, книга Набокова – одна из самых великих, написанных в XX веке. Ее ядро и все вокруг идеально подходит для трактовки в жанре оперы. Для меня “Лолита” – это попытка ощутить, понять и объяснить, что такое красота, что такое женская привлекательность и тяга» – говорит композитор.

«Лолита» — опера в трёх действиях Родиона Щедрина, написанная в 1992 году по одноимённому роману Владимира Набокова. Жанр оперы был определён автором как «grand opera в трёх актах». Опера впервые была поставлена в Шведской королевской опере в Стокгольме на шведском языке под руководством Мстислава Ростроповича. Первое исполнение прошло 14 декабря 1994 года.

Российская премьера оперы состоялась 12 мая 2003 года в Пермском оперном театре. До настоящего времени это — последняя постановка оперы. Аудиозапись произведения также никогда не издавалась.

Фрагменты оперы исполнялись в концертном исполнении солистами и оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.