«Персона – композитор»: десять лет

«Персона – композитор»: десять лет
Андрей УСТИНОВ

Абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона — композитор. Представление и интервью Андрей Устинов» 10 октября (10-го числа 10-го месяца 2018 года) откроет свой юбилейный 10-й сезон в Камерном зале Московской филармонии.

Остановиться, оглянуться…

Когда мы 10 лет назад вместе с Московской филармонией задумали новый абонемент, посвященный современной музыке и творчеству ныне живущих композиторов-современников, он был фактически единственным, представляющим в филармонии новую музыку. Тогда еще не было фестиваля «Другое пространство» (он появился весной 2009). И вообще произведения современных композиторов крайне редко звучали в филармонических концертах, регулярном филармоническом сезоне.

Рождение «Персоны…» было отчасти инспирировано важнейшим событием в жизни Московской филармонии: открытием в декабре 2007 Камерного зала. И сразу же перед филармонией встала задача — искать формы работы нового зала. С самого начала Камерный зал задумывался как площадка для решения двух важнейших задач: продвижения молодых исполнителей и пропаганды творчества современных композиторов. Первым опытом в области современной музыки был абонемент сезона 2008/2009 «Автора!», который вели музыковед, директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова и композитор Юрий Каспаров. Этот цикл просуществовал только один сезон, и уже на следующий год была взята на вооружение моя давняя идея: максимально ярко и полноценно представить в течение вечера творчество композитора-современника.

Камерный зал Московской филармонии. Фото www.meloman.ru

Интерес к новой музыке, продвижение творчества современников всегда были в числе приоритетов «МО», заявлены как одна из генеральных линий деятельности газеты. В 2004 газета инициировала создание коллективного опуса — Концерта для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», заказанного нами 10 ведущим российским композиторам к 15-летию «МО» (авторы М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай). Спустя два года мы заказали еще одно коллективное сочинение, на этот раз семи молодым композиторам — «Посвящение». К 100-летию Д.Д. Шостаковича (авторы О. Алюшина, К. Бодров, О. Бочихина, А. Буканов, А. Васильев, Т. Новикова, А. Сюмак) и провели уникальный концерт «Три коллективных сочинения» в ММДМ: помимо двух названных партитур, в нем прозвучали «Вариации на тему Мясковского», написанные 11 композиторами — педагогами Московской консерватории к 100-летию вуза в 1966, прозвучавшие на юбилейном концерте и с тех пор не исполнявшиеся 40 лет! Мы его нашли в библиотеке консерватории и вернули к жизни.

В 2008 для первого фестиваля «Кружева» в Вологде мы предложили А. Чайковскому написать увертюру «Вологодские кружева» для симфонического оркестра. Эта пьеса открыла цикл произведений, составивших музыкальную летопись всемирно известного промысла: за последующие 8 лет для фестиваля по нашему заказу шестью композиторами было написано еще 6 произведений с тем же названием для разных составов.

Премьера увертюры А. Чайковского "Вологодские кружева", Вологда, 2008, фестиваль "Кружева".Фото Алексей Колосов

Так что в этом направлении цели газеты и филармонии счастливым образом совпали. Этот абонемент идеально вписывался в нашу работу, корреспондировался с теми задачами, которые мы (я имею в виду газету) ставили себе как медийный инструмент, как художественная единица в пространстве современной музыкальной жизни.

«Старые мехи, новое вино»

Итак, площадкой для встреч стал Камерный зал МГАФ. Передо мной встала задача придумать формат, который бы не повторял уже устоявшиеся формы (авторского концерта, лекции, монолога). Мне помог собственный опыт: я как музыкант рос и развивался в особой культуре и атмосфере «Московского молодежного музыкального клуба» Григория Фрида. В рамках Клуба встречи с композиторами, как правило, представляли собой сочетание свободной беседы об актуальных проблемах сегодняшнего дня, о разных аспектах творчества, и исполнения их музыки, в т.ч. премьеры новых сочинений.

В то же время 10 лет назад интервью и беседы на сцене еще не были такими популярными жанрами, как сегодня. Их почти и не было. Были, как правило, монологи ведущих.

Мне же хотелось объединить и монолог, и представление героя, и живое интервью-беседу, в котором художник приоткрывает тайны своей творческой лаборатории, своей жизни, своей позиции — творческой, политической, гражданской, культурной. Поскольку тогда еще не было ни программы «Познер», ни программ телеканала «Культура» — «Сати», «Белая студия», когда беседа идет лицом к лицу, глаза в глаза, — образцом для меня были программы Урмаса Отта, чрезвычайно популярные на ЦТ в перестроечные годы. А из параллельных по времени примеров — «Апокриф» Виктора Ерофеева.

Хотелось, чтобы это была доверительная беседа и в то же время — не допрос, но «опрос с пристрастием», с неудобными вопросами, и в то же время с комфортной средой, чтобы было общение с публикой, которая познавала бы перед звучанием музыки ее тайны, секреты мастерства и искусства композитора, инструментарий его творчества.

Постепенно родилось и название: «Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». Первый концерт состоялся 23 октября 2009, и первой «Персоной – композитором» был, чему я очень рад, Юрий Воронцов: участник проекта «Десять взглядов на десять заповедей» и консерваторский профессор трех участников проекта «Посвящение Шостаковичу».

Воронцов специально написал сочинения к этому концерту. Так определилась еще одна традиция абонемента — мировые премьеры. Можно сказать, что эти вечера стимулировали композиторов на создание новых сочинений.

София Губайдулина, Андрей Устинов, перед концертом, Московская филармония, Камерный зал, 24.11.2011

Например, к 80-летию С. Губайдулиной прозвучала мировая премьера ее сочинения Sotto voce для альта, контрабаса и двух гитар. Две мировые премьеры с разницей в 8 лет представил Ю. Воронцов (Status quo для камерного ансамбля в 2009 и Flashback для фортепиано в 2017).  Прозвучали мировые премьеры сочинений М. Броннера («Oj, Mame!» — три еврейские песни для фортепианного квинтета), К. Бодрова (Gegen Sieben, концерт для альта и семи низких струнных), В. Горлинского («Видишь свет — встань и иди, здесь твое гранулярное счастье»; Брампутапсель № 1 для голоса соло), А. Васильева («Подражание Joby Talbot» для гобоя, скрипки и фортепиано), А. Сюмака (Интермедия № 3 для скрипки и аккордеона), М. Гагнидзе (Соло для скрипки; Дуэт для скрипки и виолончели № 10; Три сонаты для фортепиано), Ю. Каспарова («Логика лабиринта» для бас-кларнета соло), С. Жукова (Kryptos для голоса и препарированного рояля), С. Маковского (Tempsréel для фортепиано и электроники), И. Демуцкого («Французский этюд» для фортепиано, «При свече» на стихи И. Бунина, Три латинских гимна для вокального ансамбля), А. Ромашковой.

Российские премьеры своих сочинений представили Р. Щедрин, Е. Подгайц, В. Тарнопольский, К. Бодров, И. Демуцкий, С. Маковский, С. Невский.

Мы сразу отказались от ведущего. В то же время небольшой (на 95 человек) Камерный зал оказался очень удобен с точки зрения использования экрана, оперирования звуком, светом, звонками, видеоконтентом, даже пространством (в концерте Владимира Горлинского было задействовано фойе).  Мы пытались создавать особую атмосферу, вводить элементы театрализации — что мне тоже близко. Я всегда старался театрализовать все свои художественные акции, будь то презентации роялей, юбилейные и творческие вечера газеты, выставки своих фотографий, инсталляций, коллажей… В 2007 в Саратове накануне прошла выставка «Территория музыки. Inventions» были построены и выставлены мои видео-арт-объекты, инсталляции, проведен перформанс L’ultima passione. Так что новый формат концертов четко корреспондировался с художественными векторами, заявленными мной как художником и одновременно газетой.

Концерт: до, во время и после

Одним из новшеств последних лет — здесь мы тоже были первопроходцами — стал видеоролик «Персона – композитор». В 2015 мы впервые в истории соорудили рекламный ролик, посвященный отдельному абонементу Московской филармонии. Его подготовила по моему сценарию известный московский видеохудожник Ася Мухина, и мы его разместили на сайте www.muzobozrenie.ru. Суть в том, что мы «вписывали» всех участников абонемента текущего сезона в исторический контекст — как раньше шутили, «от Адама до Арама (Хачатуряна)», то есть от Баха до композитора, который завершит абонемент в этом сезоне (в 2018/19 — Д. Курляндский).

Ежегодное планирование абонемента начинается задолго до объявления программы следующего сезона. Идет выбор персон, переговоры, формируются программы, приглашаются исполнители… Ближе к самому концерту я запираюсь на два-три дня, чтобы всецело войти в мир, судьбу, биографию моего героя, в его музыку, в его мысли, и готовлю небольшое эссе. Сама же форма вечера остается, по сути, неизменной. После третьего звонка на экране появляется рекламный ролик. В затемненном зале звучит первое сочинение — пролог, визитная карточка, сопровождаемое (как и все остальные) титрами. Затем мое эссе, которое заканчивается фразой «Сегодня “Персона-композитор” — …». Первым поднимается на сцену композитор. Мы располагаемся на сцене и начинаем беседу; она перемежается произведениями, среди которых — обязательно мировые или российские премьеры. Диалог ведущего и его героя, диалог слова и музыки продолжается во втором отделении. Ну а дальше может быть и импровизация: например, спонтанно возникающая беседа со слушателями. А незабвенный А.Я. Эшпай дал, можно сказать, третье отделение, более получаса играл свои песни…

Энциклопедия века

За девять сезонов в моем абонементе на сцене Камерного зала побывали 29 композиторов: беспрецедентная по охвату и объему картина современной российской музыки начала XXI века, ее энциклопедия. Все поколения — от Губайдулиной и Щедрина до нынешних 25-30-летних.

Мы прошли очень сложные времена. Не буду называть имен, но некоторые композиторы, именитые, авторитетные, «раскрученные» в других музыкальных институтах столицы, не могли собрать аудиторию даже в 20 человек. К счастью, это были редкие исключения.

На концерте абонемента "Персона-композитор". Сергей Невский. "Гипсовое небо", 18.12.2017

Мы сознательно поставили цель — не повторяться. И два повтора — Воронцов и Юрий Каспаров — скорее, неумышленная случайность, нежели продуманное решение. Впрочем, один из повторов был, конечно, символичным: в конце сезона 2016/17 «Персоной…» вновь был Юрий Воронцов. Он как бы закольцевал один этап абонемента и открыл путь к другому — поскольку со следующего сезона начался новый этап, в абонемент вошло поколение композиторов молодого и среднего поколений, во многом определяющих сегодня мейнстрим композиторского процесса: в сезоне 2017/18 — Сергей Невский, Николай Попов, Александр Хубеев, Станислав Маковский. В сезоне 2018/19 будут Александр Маноцков, Владимир Раннев, Дмитрий Курляндский. А вместе с ними пришли совершенно новые идеи, новые пути и формы их воплощения: электронная музыка, перформансы и т.д. И мы тоже стали опробовать новые формы: к примеру, интервью с Поповым и Хубеевым были полностью записаны на видео, тем не менее было создано ощущение трансляции на экране живого сиюминутного разговора, с крупными планами.

Проект развивался. Не помню с какого момента, но в абонемент вошла трансляция на сайте МГАФ как некий бонус современной музыки опять же, потому что те, кто не мог попасть в маленький зал, могли увидеть все это вживую на компьютере. И аудитория абонемента и современной музыки мгновенно увеличилась в разы!

Спустя некоторое время мы выкладываем эти записи на нашем сайте muzobozrenie.ru.

Мне кажется, что ресурсы и возможности дальнейшей модернизации абонемента, гибкие изменения его формата не исчерпаны.

Трудно быть первым

Всегда сложно идти впереди, потому что сначала первые под прицелом, а потом их стараются забыть. Долгие годы мы шли в одиночестве. Сегодня уже можно сказать, что многие коллеги подхватили нашу линию. А когда явление становится массовым, то в лидеры подчас выходят те, кто умеет создать самый шумный и благоприятный пиар.

Надо отдать должное Московской филармонии. Она сделала суперпопулярным фестиваль «Другое пространство» (во многом благодаря Владимиру Юровскому), предлагает публике не менее десятка абонементов современной музыки, в т.ч. циклы Татьяны Гринденко и ее ансамбля с российской и зарубежной новой музыкой, абонементы МАСМа, Гам-ансамбля и Р. Фархадова, «Диалоги композиторов» А. Чайковского, и концерты ансамбля «Студия новой музыки». Мои абонементы «Альт – арфа – контрабас» и www.баян.ru, где современной музыке уделяется значительное место… То, чего мы с самого начала хотели добиться, произошло. И во многом благодаря усилиям газеты — точнее, медиахолдинга — «Музыкальное обозрение».

Десять сезонов — срок немалый. Нам было бы намного сложнее его пройти, если бы не помощь наших друзей и коллег. Это генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов, нынешний зам. генерального директора Елена Зубарева — именно она дала абонементу «зеленый свет» в те годы, когда возглавляла филармонию. Художественный руководитель МГАФ Александр Чайковский, в свое время одобривший и продвинувший идею абонемента. Директор по развитию МГАФ Валерия Розанова, первый администратор «Персоны…» Марина Абрашова, директора программ Ирина Забродкина и Татьяна Рузавина. Первый администратор Камерного зала Елена Ларина, к сожалению, ушедшая из жизни. Начальник Службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции МГАФ Павел Лаврененков, руководитель Службы компьютерного обеспечения Александр Петрук. Редакция газеты «Музыкальное обозрение». И еще многие люди, без которых абонемент «Персона – композитор» вряд ли мог бы состояться как заметное явление музыкальной жизни.

Андрей УСТИНОВ

Коллаж Андрей Устинов

«Персона–композитор».
Десять лет в лицах

1-й сезон, 2009-2010

Юрий ВОРОНЦОВ
Владислав АГАФОННИКОВ
Родион ЩЕДРИН
Сергей СЛОНИМСКИЙ

2-й сезон, 2010-2011

Андрей ЭШПАЙ
Юрий КАСПАРОВ
Владимир КОБЕКИН
Ефрем ПОДГАЙЦ
Владислав КАЗЕНИН

3-й сезон, 2011-2012

Александр ЧАЙКОВСКИЙ
Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ
София ГУБАЙДУЛИНА

4-й сезон, 2012-2013

Виктор ЕКИМОВСКИЙ
Михаил БРОННЕР
Кирилл ВОЛКОВ

5-й сезон, 2013-2014

Кузьма БОДРОВ
Владимир ГОРЛИНСКИЙ
Анна РОМАШКОВА

6-й сезон, 2014-2015

Артем ВАСИЛЬЕВ
Алексей СЮМАК
Фарадж КАРАЕВ

7-й сезон, 2015-2016

Мераб ГАГНИДЗЕ
Юрий КАСПАРОВ
Сергей ЖУКОВ

8-й сезон, 2016-2017

Илья ДЕМУЦКИЙ
Юрий ВОРОНЦОВ
Татьяна ЧУДОВА

9-й сезон, 2017-2018

Станислав МАКОВСКИЙ
Сергей НЕВСКИЙ
Николай ПОПОВ
Александр ХУБЕЕВ

10-й сезон, 2018-2019

Александр МАНОЦКОВ
Владимир РАННЕВ
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ

«Персона–композитор». Фотогалерея