Пьер Бомарше – 290 лет со дня рождения

Пьер Бомарше – 290 лет со дня рождения
Портрет Пьера Бомарше. Жан-Марк Натье, ок. 1755 (фрагмент)

24 января исполняется 290 лет со дня рождения Пьера-Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799), французского драматурга и публициста, автора бессмертной трилогии о приключениях Фигаро: «Севильский цирюльник» (1775, постановка в 1794), «Женитьба Фигаро» (1784, постановка в 1787) и «Второй Тартюф, или Преступная мать» (1794).

Сюжет Бомарше вдохновил многих композиторов на создание опер. Первой из них был «Севильский цирюльник» Фридриха Бенды (1776). В 1782 появилась одноименная опера Джованни Паизиелло, ставшая популярной (премьера состоялась в Петербурге, в Зимнем дворце). В 1796 была поставлена опера Николя Изуара. В 1816 собственного «Цирюльника» создал Джоаккино Россини. В начале ХХ века испанский композитор Херонимо Хименес (1854-1923) вновь использовал этот сюжет (1901, Мадрид).

Вторая часть трилогии также неоднократно получала музыкальное воплощение. В 1786 появилась опера Моцарта «Свадьба Фигаро». Позднее были созданы одноименные оперы австрийского композитора Карла Диттерса фон Диттерсдорфа (1789), португальского композитора Маркуша Португала (1799), итальянского композитора Луиджи Риччи (1838).

Третья часть была трансформирована в оперу лишь в 1966 французским композитором Дариусом Мийо.

Некоторые композиторы использовали для создания опер мотивы трилогии Бомарше: в качестве примера можно привести «Керубино» Жюля Массне (1905, Монте-Карло), в котором предпринята попытка досочинить дальнейшую судьбу одного из героев трилогии.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», изначально предназначенное для Кристофа Виллибальда Глюка. Однако Глюк в то время уже не мог работать, и Бомарше предложил либретто Антонио Сальери. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

Две «хитовые» оперы (в отличие от «нехитовых», которые практически не ставятся) и без юбилейных торжеств не покидают подмостки мировых сцен.

В 2022-м «Севильский цирюльник» Россини ставится в театрах Австралии, Австрии (Зальцбург и Вена), Чехии (Брно, Острава, Прага), Франция (Париж и Тулуза), Германии (Бесков, Берлин, Кельн, Дессау, Эссен, Ганновер, Карлсруэ, Мангейм, Штутгарт), Италии (Бергамо, Неаполь, Реджо-Эмилия, Рим), Японии (Токио), Норвегии (Осло), Польши (Варшава), Румыния (Брашов), России (Казань, Москва, Новосибирск, Пермь), Швеции (Мальме), Швейцарии (Базель), США (Атланта, Даллас, Пенсакола, Сакраменто, Скенектади).

Постановки «Свадьбы Фигаро» Моцарта не отстают: Австрия (Клагенфурт, Линц, Вена), Белоруссия (Минск), Канада (Ванкувер), Чехия (Опава, Прага), Эстония (Таллин), Франция (Абвиль, Бордо, Шательро, Клермон-Ферран, Драгиньян, Фрежюс, Леваллуа-Перре, Мирамас, Перпиньян, Плезир, Сен-Кантен), Германия (Бад-Лаухштедт, Берлин, Котбус, Детмольд, Дрезден, Эрфурт, Гамбург, Ганновер, Изерлон, Мюнхен, Регенсбург, Росток, Зальфельд, Штутгарт, Ульм, Висбаден), Венгрия (Будапешт), Израиль (Акре, Тель-Авив), Италия (Флоренция, Таранто), Польша (Вроцлав), Румыния (Брасов), Россия (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург), Испания (Барселона, Мадрид), Швеция (Стокгольм), Швейцария (Люцерна, Винтертур, Цюрих), Великобритания (Глайндборн, Лондон), США (Бозмен, Фэрфакс, Нью-Йорк, Норфолк, Ричмонд, Сиэтл).