Парижская опера объявила планы на сезон 2016/17

Парижская опера объявила планы на сезон 2016/17
Фото E. Bauer/Opera national de Paris

В Opera Garnier объявили программу нового сезона-2016/17. Для команды директора Стефана Лисснера он станет вторым, для Бенжамена Мильпье, уже экс-худрука балета,— последним.

Оперные планы Стефан Лисснер объявлял вместе с музыкальным руководителем Парижской оперы Филиппом Джорданом. Сезон откроется премьерой “Гелиогабала”, написанной Франческо Кавалли в 1667 году и никогда не исполнявшейся во Франции. Историю римского императора — любителя травестийных утех, оргий, наплевавшего на религию и законы,— доверили 34-летнему французскому режиссеру Тома Жолли. Это его дебют в Парижской опере. За дирижерским пультом — Леонардо Гарсия Аларкон. В рядах дебютантов и Гийом Гайен: завсегдатай Парижской оперы, французский актер и режиссер, известный по роли Пьера Берже в фильме “Ив Сен-Лоран”, поставит “Золушку, или Торжество добродетели” Джоаккино Россини. Дорогая сердцу Стефана Лисснера идея гибридного спектакля, в котором представлена вся артистическая мощь труппы, получит продолжение и в новом сезоне. Бельгийский хореограф Анна Тереза Де Керсмакер впервые согласилась поработать над оперой и поставит “Так поступают все” Моцарта. В ее спектакле шесть певцов будут дублировать шестерку танцовщиков из ее компании Rosas и из труппы театра. Музыкальный руководитель постановки — Филипп Джордан.

Режиссер Дмитрий Черняков еще не выпустил оперу-балет “Иоланта / Щелкунчик”, центральный спектакль текущего сезона (премьера состоится 9 марта), как уже пора приступать к работе над новой постановкой. Оперу “Снегурочка” своего любимого Николая Римского-Корсакова Стефан Лисснер заказал Чернякову, у которого тоже с композитором давняя любовь: он ставил “Сказание о невидимом граде Китеже” и “Царскую невесту”. Дирижером “Снегурочки” станет музыкальный руководитель Михайловского театра Михаил Татарников. “У “Снегурочки” неправильная репутация,— заявил на пресс-конференции Дмитрий Черняков.— Это не сказка для детей. Опера полна чувственности, эротики и взаимоотношений. Все персонажи в ней переплетены, и все ищут любви”.

Особняком в новом сезоне стоит французский репертуар: в продолжение цикла Берлиоза заявлена опера “Беатриче и Бенедикт” в концертной версии, за дирижерским пультом — Джордан. Вернется на афиши и “Кармен” Жоржа Бизе. Главная приманка — Роберто Аланья, французский тенор итальянского происхождения, пел свою коронную партию дона Хозе по всему миру, кроме Франции, и теперь это упущение решили исправить.

Балетный сезон-2016/17 готовил и представлял Бенжамен Мильпье. Предчувствия прошлого года подтвердились: в видении господина Мильпье Парижская опера — это такой филиал американского NYCB. В программе нашлось место всего двум большим классическим балетам: “Лебединое озеро” Рудольфа Нуреева традиционно подадут в канун новогодних праздников, закроют сезон “Сильфидой” Пьера Лакотта. Зато в ассортименте Джордж Баланчин — запланировано целых пять балетов. Новинкой для парижской труппы станет “Моцартиана” на музыку Чайковского — оммаж основателя NYCB Моцарту. Балет пойдет в одной программе со “Скрипичным концертом” Стравинского из серии черно-белых балетов хореографа, а из текущего сезона переехал “Брамс–Шенберг квартет”. В Парижской опере не принято повторять спектакли, но здесь, видимо, сыграл тот фактор, что автором декораций и костюмов для этого балета стал сам Карл Лагерфельд. Парад модельеров продолжит Кристиан Лакруа. Также новый для парижской труппы балет Баланчина “Сон в летнюю ночь”, поставленный для NYCB в 1962 году по комедии Шекспира, станет второй работой дизайнера в Парижской опере. И какой же Баланчин без своего постоянного партнера Роббинса? В программе, посвященной Морису Равелю, баланчинский “Вальс” идет в паре с игривым балетом содиректора NYCB “En Sol”, под финал — “Болеро” 2013 года в хореографии Сиди Ларби Шеркауи и Дамьена Жале и в оформлении художницы Марины Абрамович.

Уильям Форсайт — второй фаворит Бенжамена Мильпье. В репертуар Парижской оперы войдет его “Трио” на музыку Бетховена и “Workwithwork” на музыку итальянского электронщика Лучано Берио. А приглашенный на гастроли балет Дрезденской оперы везет в Париж форсайтовскую классику — балет “Impressing The Czar”. Приедет на гастроли и ABT: “Спящей красавицей” в редакции Алексея Ратманского Парижская опера откроет свой сезон. А вот обещанной премьеры Ратманского по партитуре Рихарда Штрауса “Schlagobers” (“Взбитые сливки”), о которой в прошлом году Мильпье говорил как о деле уже решенном, в программе сезона-2016/17 в итоге не оказалось. Балет “Tree Of Codes” британского хореографа Уэйна Макгрегора в оформлении Олафура Элиассона, поставленный на парижан и артистов Макгрегора и представленный на фестивале в Манчестере летом 2015 года, в будущем сезоне доберется до Парижской оперы. Из премьер — постановка канадского хореографа Кристал Пайт. Для любительницы инноваций это первый опыт работы с французской классической труппой.

Продолжит Бенжамен Мильпье и свои любимые эксперименты “на стыке жанров”: модный художник Тино Сегал, за перформансами которого охотятся ведущие музеи мира, представит спектакль, который начнется на ступеньках оперы и закончится на сцене. Несмотря на расторжение контракта с театром, Бенжамен Мильпье все же выпустит в будущем сезоне две собственные премьеры. Одна из них вдохновлена песнями французской певицы Барбары и работами современного художника Филиппа Паррено. Отдельный вечер отдан молодым балетмейстерам — первым выпускникам Академии хореографии, созданной по инициативе Мильпье. Все четверо — артисты труппы, и уходящему худруку этот проект особенно дорог. “Все, что уже сделано, не будет не только потеряно, но и станет базой для будущего”,— заверил Стефан Лисснер Бенжамена Мильпье.