Памяти Александра Фирера

Памяти Александра Фирера

29 марта в Москве в возрасте 68 лет скоропостижно скончался балетный критик и музыкальный журналист Александр Фирер.

Балет занимал все свободное время в жизни Фирера, хотя основным местом его работы был Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, где он занимал должность доцента на кафедре общей и неорганической химии. С1979 преподавал такие дисциплины как общая и неорганическая химия, теоретические основы химии, вел лабораторные работы, в соавторстве с коллегами выпустил несколько учебников по химии.

Александр Фирер принадлежал к когорте культурных журналистов, которая возникла в начале 90-х в контексте рождения новых СМИ и радикального обновления существующих. Таким изданиям, как «Вечерний клуб», «Большой журнал Большого театра», «Новое время», «Вечерняя Москва», газета «Мариинский театр» и многим другим, были необходимы регулярные репортажи об оживившейся танцевальной, балетной жизни Москвы и Ленинграда, а позже и обзоры зарубежного искусства. Александру Фиреру пригодился его опыт зрителя и балетомана, почитателя Майи Плисецкой, не пропускавшего ни одного выступления балерины.

Примерно в эти же годы Фирер, специально выучивший французский язык, по приглашению Французского института и Посольства Франции начал регулярно посещать фестивали балета и танца на юге Франции и публиковать подробные отчеты в российских изданиях, которые компенсировали имеющийся здесь информационный голод. Это были международные фестивали современного танца в Монпелье, Лионе (Лионская биеннале танца), в Экс-ан-Провансе («Danse à Aix») и Вэзон-ля-Ромэне. В течение многих лет по приглашению Алисии Алонсо был гостем международного фестиваля балета в Гаване.

Его вкусу и чутью доверяли как зрители, так и коллеги.

В фокусе интересов критика прежде всего были балерины: он следил за их восхождением, помнил детали из рядовых спектаклей, изучал, как они осваивали стиль того или иного хореографа. В его статьях всегда уделялось много место творчеству балерин Большого театра Светланы Лунькиной, Натальи Осиповой, Екатерины Крысановой.

На протяжении многих лет Фирер был другом французских балерин Сильви Гиллем и Беренис Коппьетерс. Сотрудники Чеховского фестиваля вспоминают, что во время гастролей Сильви Гиллем в театре разрешалось находиться минимальному количеству людей. Присутствие на этаже, где располагалась гримерка великой балерины, и вовсе запрещалось. Исключение было сделано только для Александра. Узнав о том, что Александр пришел поблагодарить Гиллем после спектакля, мировая звезда радостно сама выпорхнула из гримерки в коридор, чтобы поприветствовать друга. “Salut, mon ami”, — сказала она.

Много материалов Фирер посвятил творчеству французского хореографа Жана-Кристофа Майо, руководителя Балета Монте-Карло в Монако. Именно по его подробным статьям удобнее всего будет восстановить хронику жизни одной из самых креативных европейских компаний.

В 2019 в издательстве «Аграф» вышла книга Александра Фирера «Вкус танца», в которой автор собрал более ста статей, опубликованных в журнале «Музыкальная жизнь» в 2013–2018. Всего же перу Фирера принадлежит не менее тысячи публикаций о балете и танце. Он также печатался в газетах «Культура» (до 1991 — «Советская культура»), «Российская газета», «Московский комсомолец», «Tutti» (газета Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко), «Линия», «Экран и сцена», «Общая газета», «Независимая русская газета» (Лондон), «Русская мысль» (Париж); в журналах «Балет», «Балет Ad Libitum», «Культура и жизнь», «Театральная жизнь», «Огонек», «Passport to the new world», «Monolith Digest», на портале «Музыкальные сезоны», являлся автором статей в энциклопедии «Русский балет» («Согласие», 1997).

Тексты Александра Фирера вошли в антологию «Новая русская музыкальная критика. 1993 – 2003. Том 2. Балет» (Новое литературное обозрение, М., 2015), юбилейные альбомы «Impresario. Dancers in New Dimensions» (Ardani, New York, 2016),  «Театральный фестиваль им. А.П. Чехова. 25 лет» (М., 2017), в буклеты «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века».

Александр Фирер был членом Союза журналистов России и Ассоциации театральных критиков России.

Перед смертью Фирер составил завещание, согласно которому его тело подлежит кремированию, а прах — развеиванию в воздухе. Такое же завещание оставила великая Майя Михайловна Плисецкая, его кумир.

Екатерина БЕЛЯЕВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях