Большой театр показал премьеру оперы «Адриана Лекуврёр»: о театре и о жизни

«Прочь, профаны! Я Мельпомена!»
Большой театр показал премьеру оперы «Адриана Лекуврёр»: о театре и о жизни
Фото Дамир Юсупов / Большой театр России

На Исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы Франческо Чилеа (1866-1850) «Адриана Лекуврер» (1902). Премьера прошла 16 ноября 2023 в день открытия Санкт-Петербургского международного культурного форума. Гендиректор Большого Владимир Урин в этот момент находился в Москве, а не в Петербурге – на фоне нападок на ГАБТ и слухов о грядущей смене директора. В тот момент у всех на устах была кандидатура Сергея Новикова, ранее – после слов Президента РФ об объединенной дирекции – обсуждался Валерий Гергиев. Последний и возглавил Большой 1 декабря 2023, спустя две недели после премьеры.

В драме и опере

Опера «Адриана Лекуврер» по одноименной пьесе Эжена Скриба и Эрнеста Легуве посвящена биографии французской драматической актрисы Адриенны Лекуврёр (1692–1730). Знаменитая актриса эпохи Просвещения прославилась в постановках трагедий Расина, Корнеля и Вольтера в театре Комеди Франсез.

В XIX веке о судьбе Адриенны Лекуврёр были написаны три оперы – Томазо Бенвенути (премьера прошла в Милане, 1857), Эдоардо Веры (Лиссабон, 1858) и Этторе Перозио (Генуя, 1889) – не долго просуществовавшие на сцене. Франческо Чилеа и Артуро Колаутти взялись за сочинение оперы на этот сюжет на пороге XX века, когда на сцене царили социальные драмы Джованни Верги (по его одноименной новелле создана «Сельская честь» П. Масканьи) и Викторьена Сарду (его сюжеты лежат в основе опер Джордано «Федора» и «Мадам Сен-Жен», а также «Тоски» Пуччини и др.). Партитура обращена и в прошлое, и в будущее оперы: роскошные арии и дуэты, стилизации под старинные танцы, декламационные монологи – прообразы будущего Sprechgesang.

По сюжету оперы актриса Адриана Лекуврер влюбляется в главного маршала Франции Мориса Саксонского (он скрывает свой высокий статус, и Адриана считает его простым офицером), который параллельно состоит в отношениях с принцессой де Буйон. Последняя, узнав о том, что у нее есть соперница-актриса, отправила ей букет отравленных фиалок, полученный Адрианой незадолго до того, как Морис предложил ей руку и сердце.

Премьера состоялась в миланском Театро Лирико 6 ноября 1902, главную партию пела Анжелика Пандольфини, известная всей Италии исполнительница партий Мими и Тоски в операх Пуччини. Через год после премьеры оперную новинку показывала итальянская труппа в Одессе (1903), опередив парижскую премьеру (1904). В 1906 – петербургская «Новая опера» князя Алексея Церетели, где в заглавной партии блистала знаменитая итальянская певица Ливия Берленди.

Партия Адрианы (итальянский вариант имени Адриенна) притягательна для всех примадонн мира. Эталонными Андрианами признаны Рената Тебальди, Рената Скотто, Монтсеррат Кабалье, Джоан Сазеренд, Анджела Георгиу.

«Адриана» в Большом

В Большом театре «Адриана Лекуврёр» впервые прозвучала в 1989 на гастролях театра Ла Скала (главные партии пели Мирелла Френи и Джузеппе Джакомини). Вскоре постановка миланского театра была перенесена на сцену ГАБТа (режиссер Ламберто Пуджелли, дирижер Александр Ведерников), как раз к столетию со дня мировой премьеры оперы (2002).

После этого в России опера ставилась лишь в Мариинском театре, в 2017, главную партию исполняла Анна Нетребко. Сейчас Анна сейчас поет эту партию в Париже, в театре Бастилии, выставляя в социальных сетях селфи в роскошных костюмах. В Большом роль Адрианы исполнили в очередь прима театра Динара Алиева и молодая сопрано Светлана Лачина, а от Нетребко театру достался ее супруг – Юсиф Эйвазов выступил в роли графа Мориса Саксонского во втором премьерном блоке, в очередь с Нажмиддином Мавляновым.

Новую «Адриану» в Большом поставил Евгений Писарев, худрук Театра имени Пушкина, для которого это название знаковое. Одноименный спектакль Александра Таирова (1885-1950) по пьесе Э. Скриба и Э. Легуве с Алисой Коонен (1889–1974) в главной роли не сходил со сцены Камерного театра. За 30 лет – с 1919 по 1949 – он был сыгран почти 800 раз. Именно эта пьеса была показана последней перед закрытием Камерного театра. 29 июня 1949 Алиса Коонен в последний раз вышла на сцену театра. Зрители так долго не отпускали ее, что Таиров распорядился опустить пожарный занавес. В 1950 Камерный театр превратился в Театр имени Пушкина под руководством народного артиста СССР Василия Ванина, в том же году Таиров ушел из жизни.

Фото Дамир Юсупов / Большой театр России

Большие страсти

В Большом Писарев ранее ставил «Свадьбу Фигаро» в 2015, «Севильского цирюльника» в 2018, а в 2021 – «Мазепу». Его мюзиклы «Шахматы» в МДМ (2020) и «Кабаре» в Театре Наций (2021) стали большими художественными событиями, второй из них принес режиссеру «Золотую Маску». В нынешнем сезона у Писарева, помимо «Адрианы», еще две оперные премьеры – «Не только любовь» Щедрина в МАМТе и «Почтальон из Лонжюмо» Адана в Новой опере.

В постановке «Адрианы Лекуврер» Писарев принципиально не стал идти по протоптанной «режоперной» дорожке осовременивания сюжета и снижения пафоса. «Всем уже надоели современные адаптации, – говорит режиссер в интервью. – Поэтому никто не будет делать селфи с Адрианой – звездой, пришедшей во дворец на тусовку, где она влюбилась то ли в депутата, то ли в министра – сразу все превратится в сатирическую ерунду… В трудные времена, думаю, театр должен рассказывать красивые и сильные истории, способные подарить те переживания, что вытеснят хотя бы на считаные часы наши повседневные волнения».

Опера остается оперой – страстной, экзальтированной, местами нелепой, полной волнующих сюжетных перипетий. Театр Комеди Франсез блещет роскошью исторических костюмов – фижмы, камзолы, шелк, атлас, бархат (ткани на костюмы театр закупал в Индии и Турции). Нашлось место и для любимых старинным французским театром балетных интермедий. Максимум красоты, театральности и страстей – таков мир этого спектакля.

Адриана навсегда

Дирижером-постановщиком премьеры вместо ранее заявленного итальянца Джакомо Сагрипанти выступил Артем Абашев, который, покинув в 2022 пост главного дирижера Пермской оперы, стал приглашенным в Большом театре и выпустил в нем «Демона» Владиславса Наставшевса (2022), а также продирижировал операми «Русалка», «Дон Жуан», «Дон Карлос» и «Кармен».

Артем Абашев говорит о постановке: «Драматургический центр оперы – ее главная героиня: настоящая артистка, которая живет только сценой, игрой. И, как часто бывает, вся ее жизнь становится тканью театра, в котором она существует. Адриана то декламирует театральную роль, то переходит на собственный монолог, то вспоминает, как она декламирует роль. Композитор все время смешивает пение и декламацию, драматическую составляющую и музыкальную, синтезирует игру и реальность. В этом – особенная музыкальность произведения. Адриане необходимо не только звучать, но и чувствовать в себе драматическую актрису».

Оркестр в руках Абашева звучал тонко, нежно, хрустально и трепетно. Вовлеченность в музыку чувствовалась и в настроение коллектива, между оркестром и дирижером было то особое электричество, которое соединяет музыкантов и звук в единое целое.

Сопрано Динара Алиева – современная Каллас, невероятная певица и актриса, которая с огромной убедительностью и поет, и играет актрису на сцене. Жизнь Адриенны, переданная Скрибом, – воплощение самоотверженности актеров, которые живут для того, чтобы публика ушла из театра обновленная, чтобы она ушла с любовью.

Фото Дамир Юсупов / Большой театр России

Пространство и время

Часто режиссеры теряются на огромной Исторической сцене, но в спектакле Писарева проблемы освоения этого гигантского пространства словно вообще не существует. Сценограф постановки – Зиновий Марголин, в прошлом сезоне поставивший в Новой Опере «Мертвый город» Корнгольда вместе с постоянным коллегой-режиссером Василием Бархатовым (спектакль был отмечен Премией МО 2022 и получил три «Золотые маски»). Пластика и сценография подчеркивают идею о том, что театральная сцена – это особый высший мир, даже время там течет иначе – артисты Комеди Франсез двигаются торжественно, наполняя смыслом каждый свой жест, зрители на боковых балконах аплодируют, словно в замедленной съемке. Мы же, зрители Исторической сцены Большого, видим одновременно и сцену, и закулисье, и зал, словно находясь в сердце театра. Нам видимы и «слуги просцениума», в программке названные «духами театра» – группа миманса в синих камзолах и белых париках – комментаторы, помощники и хранители.

Декорации первого акта – синий занавес и белые балконы, заполненные аплодирующей публикой – напоминают пространство Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1995 Владимир Урин пришел в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, находившийся в кризисе после ухода предыдущего руководства. И усилиями, прежде всего, нового директора и его команды театр вышел на лидирующие позиции в Москве и в стране: можно сказать, «восстал из пепла» и в переносном, и в прямом смысле, пережив два пожара.

Трагическая развязка жизни и любви Адрианы в последнем акте происходит на фоне пожарного занавеса – отсылка к финалу театра Таирова и последней «Адриане» Алисы Коонен. Еще одно связующее звено между разными эпохами и театрами – интермедия, где под звук тикающих часов звучит финальный монолог Адрианы из пьесы Скриба и Легуве, прочитанный актрисой Театра им. Пушкина Александрой Урсуляк: «О театральные триумфы! Мое сердце уже не затрепещет от ваших жгучих волнений! И от моих долгих занятий любимым искусством ничего не останется после меня… Ничего после нас не остается, ничего, кроме воспоминаний».

После смерти Адрианы ее улетающую душу провожают слуги просцениума бесконечными медленными аплодисментами – в финале их руки в белых перчатках превращаются в простертые крылья.

Театр о театре

Контекст ситуации умножил оптику восприятия в сотни раз. Режиссер, который ставит пьесу о Театре с большой буквы. Директор, который прожил с театром всю свою жизнь – от кукольного, от СТД, подняв на ноги и сделав мировой величиной МАМТ, создав свой новый мир и репертуар Большом театре.

Театр выживает, несмотря на интриги, препятствия, алчность отдельных людей – потому что живет бОльшим: любовью, публикой, самоотдачей. Люди в театре – не куклы Карабаса-Барабаса. Они живут и страдают. В либретто оперы об этом есть пронзительные слова, и столь же щемящая музыка.

В последние годы много прорывных режиссерских работ и в драме, и в опере связано с саморефлексией театра: здесь и «Дон Жуан» Дмитрия Крымова, и «Пиноккио» Юхананова и пермский «Бал-маскарад» Владиславса Наставшевса, и отчасти его же «Демон» в Большом. Все они, внешне используя прием «театр в театре», выходят за рамки этого приема. Это театр о театре. Театр и его директор. Театр и его зрители. Театр и его артисты. Театр о тех, кто внутри, и о тех, кто снаружи – о нас, зрителях.

Екатерина РОМАНОВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях