Оркестровый ландшафт: зияющие пустоты

Оркестровый ландшафт: зияющие пустоты
Рауль Дюфи (1877—1953). Концерт ангелов, 1953

Казалось бы, только-только музыкальная жизнь оправилась от пандемии covid-19; все вздохнули с облегчением — и внезапно столкнулись с новым вызовом, который сопоставим с тем, что два года назад был порожден пандемией, и даже превосходит его. Снова рушатся все планы, гастроли, программы. Дирижеры уезжают и не приезжают. Оркестрам надо решать, как жить дальше и не стать «персимфансами».

Госоркестр имени Е.Ф. Светланова

Василий Петренко, сменивший Владимира Юровского в должности художественного руководителя ГАСО и официально приступивший к своим новым обязанностям 10 сентября 2021, приостановил свою работу.

«Трагедия, разворачивающаяся в Украине, уже является одним из величайших моральных провалов и гуманитарных катастроф нашего века, — написал дирижер на своем сайте. — Исторические и культурные связи между русским и украинским народами, которыми я горжусь, никогда не могут быть использованы для оправдания российского […].*

В ответ на эти ужасные события я принял решение приостановить свою работу в России, включая все будущие обязательства в качестве художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра России «Евгений Светланов», до восстановления мира. Я верю в продвижение дружбы и понимания через все границы. Мир должен быть восстановлен как можно скорее».

Василий ПЕТРЕНКО. Фото предоставлено пресс-службой Чикагского филармонического оркестра

Петренко уже давно живет и работает в Великобритании и имеет британское гражданство. В 2006–2021 он руководил симфоническим оркестром Ливерпуля, в 2013–2020 — филармоническим оркестром Осло (Норвегия), с 2015 — молодежным оркестром Евросоюза. В 2021 одновременно с Госоркестром возглавил Лондонский филармонический оркестр. Петренко — художественный руководитель фестиваля «Лето. Музыка. Музей» в Новом Иерусалиме (первый фестиваль прошел в 2018). Интересы дирижера представляет агентство IMG Artists.

Российский национальный оркестр

Художественный руководитель и главный дирижер РНО Михаил Плетнев живет в Швейцарии, в России давно не появляется. Последний раз Михаил Васильевич дирижировал РНО 25 сентября 2021 на гастролях в ОАЭ. 14 апреля ему исполняется 65 лет. 15 апреля он должен был играть сольный концерт в Берлинской филармонии, но концерт отменен по неизвестным причинам. Шансы на то, что в обозримом будущем Плетнев вернется к управлению РНО “офлайн”, представляются в данный момент маловероятными. Вероятно, что подарком к юбилею маэстро станет назначение в оркестр нового главного: об этом уже ходят слухи, будем следить за развитием событий.

Михаил ПЛЕТНЕВ. Фото предоставлено пресс-службой РНО

МГАСО под управлением Павла Когана

Павел Коган, худрук и главный дирижер МГАСО, также давно не появлялся за пультом своего оркестра. Концерт 5 марта 2022 с его участием был отменен. По некоторым сведениям, у Когана есть недвижимость в Литве, и он проживает в этой стране. Там он был во время пандемии, там же, по нашей информации, находится и сейчас. Состоится ли юбилейный концерт 6 июня, в день 70-летия дирижера, в Концертном зале имени П.И. Чайковского — пока неясно.

Год-полтора назад обсуждался вопрос и об изменении названия оркестра и исключении из него имени Павла Когана, а вместе с этим — и об отставке маэстро. Но тогда ушел менеджмент МГАСО, а маэстро остался. В нынешних обстоятельствах вероятность отставки П. Когана все больше возрастает.

Павел Коган. Фото предоставлено пресс-службой МГАСО п/у Павла Когана

Большой театр

Музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев покинул свой пост. Одновременно он объявил о том, что ушел и с должности музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы.

«За последние несколько дней я стал свидетелем того, что, как я думал, никогда не увижу в своей жизни. В Европе сегодня меня вынуждают сделать выбор и предпочесть одного члена моей музыкальной семьи другому. Будучи вынужденным столкнуться с невозможным выбором между моими любимыми русскими и любимыми французскими музыкантами, я решил уйти с должности музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра в Москве и покидаю пост музыкального руководителя Национального оркестра Капитолия Тулузы», — заявил дирижер. Последний раз он продирижировал оркестром ГАБТа 5 марта в Самаре: Седьмой симфонией Шостаковича в день 80-летия ее премьеры на той же сцене Самарского (тогда Куйбышевского) театра оперы и балета.

Заявление об уходе последовало на следующий день.

Туган СОХИЕВ

Решение об уходе из оркестра Капитолия Тулузы было принято Сохиевым после того, как руководство оркестра потребовало, чтобы он публично обозначил свою позицию по событиям в Украине. В социальных сетях дирижер выразил сожаление по поводу того, что его «попросили выбрать одну культурную традицию, отказавшись от другой», и отметил, что он обеспокоен растущей тенденцией оркестров отказываться не только от российских музыкантов, но и вообще от русской музыки.

Также стало известно, что Нью-Йоркский симфонический оркестр временно прекратил сотрудничество с Сохиевым, но стороны надеются, что в следующем сезоне оно будет восстановлено. «Решение было принято совместно, и Туган Сохиев с нетерпением ждет своих будущих выступлений с оркестром», — сообщила менеджер дирижера Сильви Бушар (https://theviolinchannel.com/).

Новосибирский симфонический оркестр

Томас Зандерлинг покинул пост художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра, который занимал с 2017 и в 2020 продлил контракт еще на три года (до этого он был в течение 15 лет главным приглашенным дирижером НАСО).

Томас Зандерлинг, которому 2 октября 2022 исполнится 80 лет, родился в Новосибирске в семье дирижера Курта Зандерлинга, еврея по происхождению, бежавшего из гитлеровской Германии и в 1930-х-1950-х работавшего в СССР, в 1942–1960 годах ассистента Е. Мравинского в ЗКР АСО Ленинградской филармонии. Т. Зандерлинг имеет гражданство Германии и России, постоянно живет в Великобритании.

«К сожалению, я решил уйти с поста главного дирижера и художественного руководителя. Это решение далось мне очень болезненно, так как я родился в Новосибирске и чувствовал сильную связь с оркестром», — заявил Т. Зандерлинг (https://www.classical-music.com/).

Томас ЗАНДЕРЛИНГ. Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского симфонического оркестра

Оркестры Екатеринбурга

Новый концертный зал Свердловской филармонии, который должен быть построен к 2025, видимо, останется лишь в проекте. А это значит, что УАФО и УМСО, скорее всего, не получат зал, который должен был стать основной репетиционной базой и концертной площадкой. Архитектурное бюро Захи Хадид, выигравшее конкурс на проектирование зала, остановило сотрудничество с Россией. «Мы глубоко потрясены и опечалены конфликтом, который происходит на Украине. Мы приостановили два наших текущих проекта в России (помимо зала в Екатеринбурге, это проект дизайна станции «Кленовый бульвар» в Москве — «МО»). По остальным работам в стране мы выполнили контрактные обязательства и будем следить за указаниями правительства Великобритании», — заявили архитекторы.

Политика и логистика

Российские дирижеры и оркестры не смогут гастролировать за рубежом по нескольким причинам: политическим и логистическим (прервано авиасообщение с Европой, США, Японией).

Пока что известно о зарубежных концертах хора и оркестра MusicÆterna под управлением Теодора Курентзиса. На сайте musicaeterna.org «висит» информация о концертах вплоть до поздней осени 2022: в апреле – мае — Вена, Гамбург, Мюнхен, Париж, в июле – августе — Зальцбургский фестиваль (с премьерой оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в постановке Ромео Кастеллуччи — флагманский проект фестиваля), в ноябре — «Тристан и Изольда» в Баден-Бадене. Отменены только апрельские концерты в Люцерне.

Возможно, однако, что на сайт еще не внесены изменения. Во всяком случае, есть сомнения, что все названное состоится, если вспомнить, что главным спонсором MusicÆterna является банк ВТБ, находящийся под санкциями (недавно Курентзис снялся в рекламном ролике банка), и российское гражданство дирижера, и награждение Орденом Дружбы, и его вступление в Союз композиторов РФ. И то, что резиденция оркестра — Дом радио в Санкт-Петербурге, одним из совладельцев которого является ЗАО «Национальная Медиа Группа» (председатель Совета директоров — Алина Кабаева).

Отменена премьера оперы «Кома» современного австрийского композитора Георга Фридриха Хааса в Мюнхене на фестивале Ja, Mai в мае 2022 (режиссер Р. Кастеллуччи, музыкальный руководитель Т. Курентзис). Интендант Баварской оперы Серж Дорни сообщил, что премьера перенесена на 2024 «в связи с ситуацией, вызванной […]* на Украине и связанной с ней неопределенностью относительно возможного участия оркестра Music Æterna. Возникающие непредвиденные обстоятельства ставят под угрозу планирование и реализацию такого сложного проекта, как “Кома”» (https://www.staatsoper.de/ja-mai-info).

Что касается оркестра Штутгартского радио, который Курентзис возглавляет с 2016, то на сайте  https://www.swr.de/ были объявлены концерты оркестра под управлением Курентзиса со следующей ремаркой: «В связи с […]* в Украине Симфонический оркестр SWR и его главный дирижер Теодор Курентзис решили изменить программу совместных концертов в конце марта – начале апреля. Вместо изначально запланированных произведений Марко Никодиевича и Иоганнеса Брамса будет исполнена украино-немецко-русская программа из произведений Александра Щетинского, Йорга Видмана и Дмитрия Шостаковича».

Концерты пройдут с 27 марта по 8 апреля в Кельне, Барселоне, Мадриде, Дортмунде, Гамбурге, Вене, Фрайбурге и Штутгарте.

Осенью 2021 Валентин Урюпин, только что назначенный музыкальным руководителем театра «Новая опера», рассказывал о своих планах за рубежом. И, в частности, говорил, о совместной оперной премьере с режиссером Василием Бархатовым. На сайте фестиваля в Брегенце действительно объявлена премьера оперы Джордано «Сибирь» в июле. Но состоятся ли спектакли — неизвестно.

У художественного руководителя и главного дирижера УАФО Дмитрия Лисса в 2021 завершился контракт с филармоническим оркестром Южных Нидерландов в Маастирихте, но если бы он даже был продлен, то вряд ли маэстро смог бы совмещать работу в Екатеринбурге и за рубежом.

Дмитрий ЛИСС. Фото предоставлено пресс-службой Уральского филармонического оркестра

Отказы и отмены

Все зарубежные приглашенные дирижеры отменили свои концерты в России. Последним зарубежным гастролером стал Пааво Ярви, главный дирижер цюрихского оркестра Tonhalle и оркестра NHK в Токио, который 26 февраля дирижировал в КЗЧ Российским национальным молодежным симфоническим оркестром (программа из произведений Р. Штрауса).

«Я чувствовал ответственность. Я не мог отвернуться от этих молодых музыкантов в такое трудное и смутное время, — сказал Ярви, объясняя свою позицию. — Эти молодые люди не должны и не могут быть наказаны… Я не могу отвернуться от своих молодых коллег: все музыканты — братья и сестры».

Пааво ЯРВИ

Семен Бычков, родившийся в Ленинграде, ныне главный дирижер Чешского филармонического оркестра (ранее возглавлял Филармонический оркестр Баффало в США, Оркестр де Пари, Симфонический оркестр Кельнского радио), 28 и 29 июня также должен был дирижировать РНМСО, но отказался приезжать в Москву. Московская филармония отменила концерты. Свою позицию Бычков высказал в заявлении, опубликованном на https://www.ceskafilharmonie.cz/.

Даниэль Райскин, также уроженец Ленинграда, художественный руководитель симфонического оркестра г. Виннипега в Канаде и главный дирижер оркестра Словацкой филармонии, был приглашен дирижировать концертом РНО 5 марта в «Зарядье». Музыкант с невероятными усилиями вывез из Харькова в Словакию свою супругу и ее тяжело больную мать. «Я приостанавливаю всю ближайшую и будущую работу и концертные выступления в России», — заявил дирижер (http://www.filharmonia.sk/). Концерт 5 марта был отменен.

Владимир Юровский, худрук Госоркестра им. Е.Ф. Светланова в 2011–2021, а ныне почетный дирижер Госоркестра, главный дирижер Баварской оперы в первый же день начала спецоперации сообщил об изменениях в программах концертов Симфонического оркестра Берлинского радио 26 и 27 февраля 2022 в берлинском Концертхаусе и Берлинской филармонии: вместо «Славянского марша» Чайковского он включил в программу гимн Украины и Симфоническую увертюру № 1 украинского композитора XIX века М. Вербицкого.

«До последнего момента я не считал возможным начало […]* Российской Федерации против Украины. Я глубоко возмущен этим поступком, но также крайне опечален, поскольку связан с обеими странами историей моей семьи. Я надеюсь, что мир будет восстановлен в кратчайшие сроки. Внося изменения в программу наших концертов в эти выходные, мы хотим выразить солидарность с народом Украины», — заявил В. Юровский.

Дмитрий Юровский, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета, выехал в Германию на похороны отца. Он не будет дирижировать премьерой «Свадьбы Фигаро» 27 и 29 марта. И сможет ли в нынешней ситуации вернуться в Россию?

Станислав Кочановский отменил свои апрельские и майские концерты в Москве (с НФОР) и Санкт-Петербурге (с обоими оркестрами филармонии).

Пока на сайте Московской филармонии значится концерт Государственного камерного оркестра России под управлением Максима Емельянычева главного дирижера Шотландского камерного оркестра, с моцартовской программой (Концерт № 25 для фортепиано с оркестром и Большая месса).

Отменили концерты в России Филипп Херревеге, Николай Цнайдер, Кристоф Эшенбах, Андрей Борейко, Инго Мецмахер и многие другие зарубежные маэстро.

Как и в пандемию, но по иным причинам, отменяются фестивали. Не состоится XIII Фестиваль Мстислава Ростроповича, концерты которого должны были пройти с 27 марта (день 95-летия со дня рождения маэстро) по 2 апреля в зале «Зарядье», с участием зарубежных коллективов: Камераты Королевского оркестра Концертгебау и Оркестра Луиджи Керубини из Италии, солист и дирижер — Давид Фрэ.

Под вопросом проведение проекта «Безумные дни в Екатеринбурге», лицензия на который принадлежит его создателю, французскому продюсеру Рене Мартену. В то же время Р. Мартен в своем специальном заявлении отметил: «Нам кажется важным подчеркнуть, что большинство российских музыкантов никоим образом не несут ответственность за эту жуткую […]*, которой они часто открыто противостоят… Поэтому нам кажется необходимым продолжать приглашать их играть во Францию в качестве посланников мира: действительно, мы помним, что культура всегда благоприятствовала обмену между народами, а между Россией и Францией существовала художественная связь на протяжении почти трех веков».

Значительно изменена программа Транссибирского Арт-фестиваля Вадима Репина в Новосибирске. Из числа участников выбыли заявленные ранее дирижеры: Томас Зандерлинг, молодые немцы Адриан Прабава и Феликс Мильденбергер. Госоркестром имени Е.Ф. Светланова на фестивале (концерт-закрытие в Красноярске и специальный проект в Новосибирске) будет дирижировать Михаил Татарников.

Едва ли состоится традиционный летний проект Владимира Юровского в Московской филармонии, в этом году посвященный 150-летию со дня рождения Александра Скрябина (он предполагается с 30 июня по 11 июля с участием самого Юровского, Василия Петренко и Андрея Борейко).

Под огромным вопросом сентябрьский генделевский проект МГАФ (оратории «Саул» и «Аталия», оперы «Ксеркс», «Партенопа», «Агриппина»; в числе исполнителей — дирижеры и солисты из «недружественных» ныне стран).

Филармонии оказались в тяжелом положении. Сезон 2022/2023 давно спланирован, в феврале начались продажи абонементов. Теперь придется отменять и переносить концерты, перекраивать программы…

Разрыв устоявшихся связей и контактов — серьезная драма для отечественной оркестровой жизни. Можно много рассуждать на тему, «Европа ли Россия», но в том, что касается академической музыкальной, оркестровой, симфонической культуры, Россия — безусловно, страна европейская. И русская музыка, начиная с середины XVIII века, — часть европейской музыкальной культуры; слита с ней в одно неразрывное целое. А симфоническое творчество Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной и еще многих и многих — это абсолютно европейская оркестровая традиция.

Российские дирижеры, представители отечественной школы возглавляли и возглавляют оркестры в Европе, США, Японии: Сергей Кусевицкий, Исай Добровейн, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Марис Янсонс, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Дмитрий Китаенко, Юрий Симонов, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Николай Алексеев, Владимир Юровский, Василий Петренко, Кирилл Петренко, Туган Сохиев, Семен Бычков, Дмитрий Лисс, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Владимир Зива, Василий Синайский, Максим Емельянычев… Дирижируют западными оркестрами Александр Сладковский, Михаил Грановский, Андрей Аниханов, Станислав Кочановский, Дмитрий Синьковский, Димитрис Ботинис и многие их коллеги.

Импортозамещение

Приглашенных маэстро из-за рубежа теперь в России не будет, но число концертов остается прежним: все оркестры у нас государственные и обязаны выполнить госзадание. Бывают, конечно, отмены концертов, но это — форс-мажор (тем более, если отмены не связаны с пандемией, как это было в двух предыдущих сезонах). Так что вместо гостей из-за рубежа оркестры будут работать только с теми дирижерами, которые остались и живут в России.

Новосибирским симфоническим оркестром на Транссибирском Арт-Фестивале дирижировали Дмитрий Лисс (концерт-открытие) и Алексей Рубин (прозвучала мировая премьера Скрипичного концерта Ильи Демуцкого). На гастролях в Москве, в «Зарядье», НАСО продирижирует Феликс Коробов.

Поскольку сезон 2021/2022 подходит к концу — осталось 2–3 месяца, — скорее всего, решение кадровых вопросов будет отложено до следующего сезона. Возможно, ситуация как-то изменится или прояснится.

Но как будут развиваться события — предсказать невозможно.

* […слово, запрещенное к употреблению Роскомнадзором].

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм