Оркестр Новосибирской филармонии выступил в Москве

В лучших традициях великой школы
Оркестр Новосибирской филармонии выступил в Москве
Фото предоставлены залом "Зарядье"

Концерт коллектива из столицы Сибири прошел 18 марта 2021 в Большом зале «Зарядье» в проекте, посвященном 115-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича. В течение года — с 17 февраля по 24 декабря 2021 — прозвучат все 15 симфоний великого композитора ХХ века в исполнении оркестров Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска.

Каждый концерт предваряется лекцией из цикла «Разговор о Шостаковиче». В Малом зале «Зарядья» о симфониях композитора рассказывают известные музыканты, журналисты и музыковеды: Левон Акопян, Дина Кирнарская, Иосиф Райскин, Ольга Дигонская, Андрей Борейко, Петр Айду, Григорий Кротенко и другие.

Новосибирский оркестр под управлением Томаса Зандерлинга исполнил 11-ю симфонию «1905 год» — и сыграл блистательно. Великолепным фирменным качеством звучания оркестр подтвердил феномен носителя той высочайшей симфонической культуры, которую принес основатель оркестра Арнольд Кац, воспитанник лучшей в СССР и России петербургской / ленинградской дирижерской школы. Кац не только привлек традиции этой школы в Новосибирск и привил своему оркестру, которым руководил полвека. Он сделал эти традиции образцом для новосибирских музыкантов: оперного театра, консерватории, филармонии, колледжей. Оркестранты, будучи преподавателями, в свою очередь, прививали эту культуру и передавали, как драгоценную эстафету, своим ученикам, играющим во всех коллективах города.

Благодаря этому сформировалась особая оркестровая, симфоническая культура Новосибирска, которую, к великому счастью, удалось сохранить и в 1990-х, когда все рушилось (и культурные традиции в том числе), и в 2000-х, после кончины А.М. Каца. Удалось сохранить качество звука, слышание и понимание музыки, присущее легендарному маэстро. В этом заслуга музыкантов-ветеранов — хранителей традиций оркестра, который всегда был и остается гордостью музыкального Новосибирска, одним из символов города — центра науки и культуры не только Сибири, но и всей России.

Вероятно, сказался и исключительно точный выбор главных дирижеров. После А.М. Каца был приглашен Гинтарас Ринкявичус: с одной стороны, носитель европейской дирижерской культуры, с другой — воспитанник ленинградской школы, ученик Равиля Мартынова и Юрия Симонова. Вслед за ним оркестр возглавил Томас Зандерлинг — сын Курта Зандерлинга, ассистента Евгения Мравинского в ЗКР АСО Ленинградской филармонии, и в то же время выросший как Мастер на немецких, европейских традициях. Томас Зандерлинг был знаком с Шостаковичем, и мало кто из современных дирижеров так глубоко чувствует, понимает и способен воплотить его музыку. Что и подтвердила интерпретация Зандерлингом 11-й симфонии — пронзительной и страстной, все чаще исполняемой в последнее время, музыка которой, несмотря на название («1905 год»), не имеет отношения к революционным событиям, но наполнена протестом против зла и насилия; смыслами, которые Шостакович пронес через всю свою жизнь и творчество.

Осенью 2020 с Т. Зандерлингом был заключен новый контракт еще на три года (до конца сезона 2020/23). Однако в последнее время поползли слухи о том, что якобы на это место претендует один из молодых российских дирижеров. Но когда подойдет время, оркестру по статусу можно было бы искать руководителя среди таких маэстро, как Василий Петренко, Кирилл Петренко, Андрей Борейко, Владимир Юровский, Айнарс Рубикис (в 2012–2015 музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета), Семен Бычков, Александр Лазарев, Василий Синайский.

И еще одна деталь: на закрытии VIII Транссибирского Арт-Фестиваля Новосибирским оркестром будет дирижировать Валерий Гергиев — а он встает за пульт оркестров только экстра-класса.

Это ли не объективный показатель нынешнего уровня Новосибирского академического симфонического оркестра?

«МО»

Опубликовано «МО» № 2 (473, 474) 2021