Органная столица России: исполнилось 10 лет органу Кафедрального собора в Калининграде

Органная столица России: исполнилось 10 лет органу Кафедрального собора в Калининграде

В последнее время все чаще звучит фраза «Калининград — органная столица России». Почти 20 лет (с 1999) в Калининграде проводится конкурс им. М.Таривердиева, на который каждые два года съезжаются органисты со всего мира: молодые — в качестве участников, маститые — как члены жюри. С 2011 в городе ежегодно проходит фестиваль «Орган +».

По городскому рейсовому маршруту № 5 курсирует «музыкальный» трамвай: звучит музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Таривердиева, пассажиров окружают фотографии знаменитых музыкантов…

Во многих кирхах города столетиями звучит органная музыка, а в кирхе Святого Семейства вот уже 55 лет работает Калининградская областная филармония, в афише которой органные концерты занимают заметное место.

Калининград. Кафедральный собор. Фото Ирина Мареева, LiveJournal, https://mareeva-irina.livejournal.com/115462.html

На острове Канта

Органный центр Калининграда — грандиозный Кафедральный собор на Острове Канта. Его история восходит к середине XIV века: днем рождения собора считается 13 сентября 1333. Здание пережило немало драматических страниц, а в ночь с 27 на 28 августа 1944 при налете английской авиации собор сильно пострадал: внутри все выгорело, частично обрушились своды, не уцелел и орган.

Восстановление Собора началось лишь в начале 1990-х под руководством Игоря Одинцова, в 1992 создавшего и возглавившего предприятие «Кафедральный собор». В 2005, в дни празднования 750-летия города, было принято решение о строительстве органа, и уже в 2006 зазвучал хоровой орган, а спустя два года — большой концертный. Вместе они составили уникальный органный комплекс: более 8000 труб и 122 регистра.

В январе 2017 года генеральным директором Кафедрального собора стала Вера Таривердиева — президент Благотворительного фонда имени М. Таривердиева.

Вера Таривердиева

Территория музыки

Вера Таривердиева: «Кафедральный собор на Острове Канта уникален по своей красоте и значению как культурный центр города. Здесь концентрируется многовековая история, хранится множество тайн, которые продолжают открываться и в наши дни. Недавно художник Кафедрального собора Владимир Челикин обнаружил на Острове фрагмент скульптуры заалтарного пространства.

Это территория истории, культуры, философии. Здесь похоронен Кант. И, конечно, территория музыки. Все это привлекает людей со всего мира. Они слушают музыку и выходят из Собора в совершенно особом, возвышенном настроении и состоянии. Собственно, для этого музыка и существует.

Фестивали «Орган+», «Территория мира — территория музыки», Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева, Органные ассамблеи, музыкальные программы для детей, несколько концертов ежедневно — это будни Кафедрального собора и его органа, который звучит почти круглосуточно.

Здесь лучший инструмент в стране, самый большой в России, с богатейшими возможностями: это признают органисты со всего мира, которые сюда приезжают. В Калининграде много раз выступал Г.Я. Гродберг, которому посвящен филармонический фестиваль «Бахослужение», а Калининградская филармония учредила премию его имени на нашем конкурсе. Появились свои органисты: выпускник Московской консерватории Евгений Авраменко и выпускник Санкт-Петербургской консерватории Мансур Юсупов выиграли конкурс и стали титулярными органистами собора. Сегодня у них уже есть ученики.

Е. Авраменко инициировал «Органные ассамблеи», которые мы преобразуем в международные с участием выдающихся профессоров и исполнителей. В этом году у нас были Мартин Шмединг, Даниэль Зарецкий, Алексей Шмитов».

Юбилей органа

В 2018 орган Кафедрального собора отмечает 10-летие. Главным событием юбилейного года стал масштабный фестиваль «Орган+», который открылся 13 января, под Старый Новый год, премьерой Увертюры для двух органов и литавр А. Чайковского (идея произведения принадлежит В. Таривердиевой). В честь «юбиляра» в тот вечер играли 10 органистов из разных стран.

В течение нескольких месяцев шли концерты, в которых выступали мультиинструменталист А. Шилклопер, виолончелист и органист А. Князев, балалаечник Д. Пенюгин, ансамбль ранней музыки “Insula Magica”, Московский камерный хор В. Минина. В июне из Третьяковской галереи привезли картину В. Поленова «Московский дворик», которая целый месяц украшала сцену Собора.
Фестиваль завершился грандиозным органным марафоном. Он стартовал днем 30 сентября и закончился после полуночи 1 октября, в первые часы Дня музыки: семь концертов, 10 часов, 149 музыкантов из России, Армении, Польши и Японии. В каждой из семи программ участвовали семь органистов: Е. Авраменко, Х. Иноуэ, М. Юсупов, Д. Ихина, Д. Маханьков, Т. Гланц, А. Алексеева. Все они — лауреаты и дипломанты международных конкурсов, в т.ч. Конкурса имени М. Таривердиева.

Программы были на любой возраст и вкус и прошли при полном аншлаге.
«Болезнь куклы»: в переложении для органа прозвучали «Детский альбом» Чайковского и «Альбом для юношества» Шумана.
«Вокруг Баха»  —  музыка Баха, Свелинка, Генделя, Куперена, Моцарта.
«Вера, Надежда, Любовь» — 30 сентября, в День памяти святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (и день ангела художественного руководителя фестиваля Веры Таривердиевой) звучали сочинения Рахманинова, Свиридова, Янченко, Буцко, Таривердиева.
«Vox Humana»  –  «Голос человеческий»: в сопровождении органа солисты МАМТа им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано) и Дмитрий Зуев (баритон) исполнили арии из опер Генделя, Глюка, Джордани, Кальдары, Каччини.
«Музыка старого Кенигсберга»: в этой программе были представлены  произведения И.Ф. Рейхардта, Э.Т.А. Гофмана, О. Николаи (все эти композиторы родились в Кенигсберге), Р. Вагнера и даже императора Фридриха II, которые здесь бывали.
«2+2=?» — программа, в которой орган встретился с дудуком (Г. Дабагян), бандонеоном (А. Степаненко), флейтой (К. Авраменко), японскими народными инструментами сякухати и семисен (ансамбль «Хиде-Хиде»).
«Оркестр вступает в полночь» — заключительная программа, в которой на сцену Собора вышли все участники марафона и Калининградский областной симфонический оркестр.

Вырастить дерево

«Я понимаю, что только орган не может привлечь всех, а мне всегда хочется вовлечь в музыку абсолютно всех, — продолжает В. Таривердиева. — Музыка — это не просто исполнение, а создание своего текста, послания, которое возникает через необычные программы, необычные сочетания. Музыка должна жить разнообразно — в союзе с историей, живописью, поэзией, философией, кино. У нас появился фестиваль «Территория мира — территория музыки», который мы проводим благодаря поддержке Министерства культуры.

Есть и «Территория кино» — фестиваль, который проводится при поддержке консульства ФРГ, Института Гете. Теперь он открывается в Кафедральном соборе, где немые фильмы идут в сопровождении органа. Например, Е. Мельникова своими импровизациями озвучивала фильм «Броненосец Потемкин», а французский органист Ж.Б. Дюпон сопровождал фильм «Метрополис».

В прошлом году в Кафедральном соборе впервые отметили Всемирный День философии — специальной музыкально-лекционной программой «МузыКАНТЫ на острове Канта». Ремесло экстаза». Пересечение музыки и философии, концерты, лекция, творческая встреча, фотовыставка — и все это под «присмотром» гения места, великого Иммануила Канта. В этом году Собор продолжит свою музыкально-философскую традицию.

По моим наблюдениям, чем неожиданней и провокативней идея, тем ярче интерес публики. Мне бы хотелось вырастить настоящую музыкальную публику в этом городе. Вовлечь ее в музыкальный процесс непросто. Не хватает и «фундамента»: в городе нет музыкального вуза. Но я надеюсь, что когда-нибудь Калининград станет одним из самых музыкальных городов России. Органная жизнь активно развивается, потому что здесь давние органные традиции. Это наш корень. А там, где есть корень, обязательно вырастет дерево».

Ольга Васильева
Фото Юлии Алексеевой