Опус тридцать три

Ежегодный Всероссийский фестиваль «Музыкального обозрения»
Опус тридцать три

В 2022 газете «Музыкальное обозрение» исполнилось 33 года, и эта дата была отмечена фестивалем «Музыкальное обозрение – OPUS 33»: самым протяженным в почти 20-летней истории проекта. Впервые фестиваль длился в течение всего года: первый концерт состоялся 15 января в Свердловской филармонии, последний — 27 декабря в Петрозаводской консерватории. В течение года прошло 65 концертов в 17 городах России (от Астрахани до Хабаровска, от Вологды до Нижнего Тагила…), программы которых формировались (полностью или частично) из сочинений проекта «МО» OPUS 33: опус 33, № 33, написанных или оконченных композиторами в 33 года или в год 33-летия, включающих любые 33 (33 вариации, 33 части цикла, 33 инструмента, 33 такта и т.д.).

Многие наши партнеры проявляют инициативу, изобретательность и дополняют предложенный нами репертуар своими идеями. Например, в этом году некоторые участники включили в программы произведения, написанные в 1833 и в 1933:

увертюра Мендельсона «Сказка о прекрасной Мелузине» (написана в 1833),

Три Ноктюрна ор. 15 и Скерцо № 1 Шопена (написаны в 1833),

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шостаковича (написан в 1933).

Свердловская филармония включила в программы фестиваля фрагменты оперы Глинки «Руслан и Людмила», которую композитор начал писать в 33 года (в 1837).

Священное число

Число 33 во многих религиях и культурах имеет сакральный смысл.

Царь Давид, согласно Библии, семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи, а затем 33 года в начале X века до н.э. — царем объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). (Библия, Царств 5: Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою).

Во многих традициях, в том числе христианской, 33 считается символом священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося человека полностью раскрываются все духовные силы и способности.

33 — Священное Число у ведических славян. Древние Небесные Боги — Рамхат, Сварог и Перун — дали потомкам по тридцать три Мудрые Заповеди; по истечении тридцати трех лет у каждого Белого человека наступает время духовного Совершенствования и исполнения Урока Богов; каждый тридцать третий день месяца является Священным.

В древних мистериях, восходящих еще к доэллинской эпохе, число 33 являлось количеством степеней испытания, которые должен был пройти человек на пути к полной реализации и просветлению.

Тридцать три — коренное число в индусском Пантеоне, оно символизирует также 33 миллиарда качеств Абсолюта.

В «Риг-веде», самой древней из четырех Вед, описываются 33 основных дева, тогда как их общее число, согласно разным интерпретациям, составляет 330 млн или 33 млн. Девы в индуизме — это небесные существа, божества, которые управляют различными силами природы, такими как огонь, воздух, ветер и др. и являются слугами Единого Всевышнего Бога.

У иудеев «33» («Лаг ба омер») — это число Бога (огня); еврейский праздник огня. Он отмечается на 33-й день после Песаха «на пути» к празднику Шавуот.

Название «Лаг ба омер» состоит из двух слов: «лаг» и «омер» (ба — предлог), где слово «лаг» в ивритском написании состоит из двух букв — «ламед» (числовое значение — 30) и «гимел» (числовое значение — 3) — и обозначает, таким образом, число 33.

В 33 года был распят Иисус Христос.

Нумерология

В нумерологии число «33» символизирует множественность, силу, завершенность и совершенство. Это число гармонии мира и равновесия сил. Считается, что именно в 33 года человек переживает пик своей силы. Это возраст проявления духовного творчества, преображения мышления, постижения сути бытия, разумного использования сил и времени.

Это число раскрывает поток целительной энергии посредством открытого сердца и безусловной любви. Оно дает аналитический ум, разносторонние интересы, совершенную логику, творческую силу и стойкость.

Русский фольклор

Число 33 встречается и в фольклоре, и в русских сказках как особый образ и символ летоисчисления. 33 года неподвижно пролежал Илья Муромец, и чудесным образом исцелился.

Ровно 30 лет и три года (это словосочетание происходит из летоисчисления древних славян) жили в ветхой землянке старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина. 33 богатыря — персонажи другой сказки Пушкина, «О царе Салтане».

И еще о «33»

33 (и 1/3) оборота в минуту делает грампластинка.

В русском алфавите 33 буквы.

Во второй и третьей частях «Божественной комедии» Данте («Чистилище» и «Рай») — по 33 песни.

«33 коровы» — песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свиданья» (авторы Максим Дунаевский и Наум Олев).

Позвоночник человека насчитывает от 32 до 34 позвонков — а в среднем 33.

И даже иногда бывает 33 зуба (вспомним грустную комедию Георгия Данелии «33» с Евгением Леоновым в главной роли).

Михаил Грановский | Наталья Гущина | Дмитрий Васильев

Первые среди равных

В рейтинге программ и проектов фестиваля можно выделить несколько участников — организаций, коллективов, исполнителей.

Тремя программами OPUS 33 продирижировал Илья Дербилов. В Хабаровске в исполнении Дальневосточного симфонического оркестра (им маэстро руководил в 2007–2012) прозвучала «Шотландская симфония» Мендельсона. В Кирове (с 2021 Дербилов руководит Вятским симфоническим оркестром) — «Шотландская симфония», увертюра к опере «Так поступают все» Моцарта (написана в 33 года) и Концерт для виолончели с оркестром № 1 op. 33 Сен-Санса. В Нижнем Тагиле Дербилов дирижировал камерным оркестром «Демидов-камерата» и составил программу из сочинений венских классиков (увертюра к опере «Так поступают все» Моцарта, Симфония № 33 Гайдна, «Героическая» симфония Бетховена, которую композитор окончил в 33 года).

Из сочинений OPUS 33 была полностью сформирована программа губернаторского оркестра Рязани (дирижер Сергей Оселков): Первый виолончельный концерт Сен-Санса, Вариации на тему рококо op. 33 Чайковского (солист Рустам Комачков) и Симфония № 6 Шостаковича (написана в 33 года).

Омский симфонический оркестр и его главный дирижер Дмитрий Васильев включили в программу произведения, написанные в 33 года: Оркестровую сюиту № 2 Шебалина и Сюиту из музыки к пьесе «Снегурочка» Чайковского. В Концерте № 3 Рахманинова солировал лауреат Первого Международного конкурса имени С.В. Рахманинова Александр Ключко.

Солистка Челябинской филармонии, пианистка и органистка, — постоянная участница проектов «МО» Наталья Гущина 27 ноября, в День российского органа, представила уникальную программу: в первом отделении она сыграла крайне редко звучащий в России опус немецкого композитора конца XIX – начала ХХ века Зигфрида Карг-Элерта «33 портрета» для органа (фисгармонии): 32 музыкальных портрета композиторов от Палестрины до Шенберга и 33-й — «автопортрет»; во втором, пересев за рояль, исполнила Этюды-картины ор. 33 Рахманинова и Прелюдии ор. 33 Скрябина. Московский Шнитке-оркестр во главе с маэстро Игорем Громовым, представляющий Московский институт музыки имени А.Г. Шнитке, включил в программу своего выступления в Вологде на фестивале «Кружева», включил «Вариации на тему Чайковского» Аренского. Это же сочинение открыло концерт Шнитке-оркестра OPUS 33 в Москве, в Большом зале консерватории (подробно о концерте Шнитке-оркестра — на стр. 16)

Постоянные творческие партнеры «МО» — Петрозаводская и Ростовская консерватории, отметившие в 2022 55-летие — провели свои мини-фестивали. В Петрозаводской консерватории инициатором проекта традиционно выступает кафедра специального фортепиано и ее заведующий, профессор Виктор Портной, перед каждым концертом выступивший со вступительным словом. В трех концертах в исполнении студентов и выпускников кафедры звучали сочинения Гайдна, Бетховена, Вебера, Шопена, Равеля, Рахманинова, Скрябина, Аренского, Блуменфельда, 33 вариации на тему «Во поле березонька стояла» карельского композитора Геннадия Вавилова — юбиляра года (ему исполнилось 90 лет).

Три концерта фортепианной и камерной музыки организовали студенты и педагоги Ростовской консерватории: профессора и преподаватели кафедры специального фортепиано, преподаватели, студенты, концертмейстеры кафедр сольного пения и камерного ансамбля. В программах — сочинения OPUS 33: от Моцарта и Бетховена до Гаврилина и Десятникова.

Андрей Аниханов | Константин Емельянов | Сергей Оселков

Оркестры, дирижеры, филармонии

Свердловская филармония провела 10 концертов «OPUS 33», из них 8 симфонических: пять концертов Уральского молодежного симфонического оркестра (дирижеры Калле Куусава, Димитрис Ботинис, Алексей Доркин и дважды — новый главный дирижер коллектива Дмитрий Филатов), три концерта Уральского академического филармонического оркестра (дирижировали Валентин Урюпин и Алексей Доркин). В программах УМСО и УАФО прозвучали Симфония № 3 «Шотландская» Мендельсона и Симфония № 1 Сибелиуса, написанные в 33 года; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шостаковича, написанный в 1933 (солист Дмитрий Маслеев), Концерт для скрипки с оркестром ор. 33 Нильсена, увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине» Мендельсона (написана в 1833), увертюра и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», начатой Глинкой в 33 года; симфоническая картина «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», герои которой — Белка, Царевна Лебедь и 33 богатыря. (УМСО выступил еще в одном проекте «МО» — на фестивале «Кружева» в Вологде, дирижировал Александр Рудин).

Дважды выступили с концертами оперной и камерной вокальной музыки в Свердловской филармонии русских композиторов солисты театра Урал Опера Балет: они включили в программу фрагменты оперы «Руслан и Людмила» (Глинка начал писать оперу в 1837, в 33 года).

С двумя концертами OPUS 33 выступил Томский симфонический оркестр: под руководством Михаила Грановского прозвучала симфоническая поэма Р. Штрауса «Дон Кихот» и под руководством Станислава Дятлова — Второй фортепианный концерт Сен-Санса, солировал Константин Емельянов (оба сочинения написаны в 33 года).

Также дважды включил произведения OPUS 33 в свои концерты Волгоградский симфонический оркестр: популярные Вариации на тему рококо Чайковского (солист Марк Дробинский, дирижер Душан Вилич) и редко звучащую симфоническую поэму Глиэра «Сирены» — сочинение, отмеченное опусом 33 и написанное в 33 года.

В Воронеже в исполнении пианиста Александра Яковлева и Воронежского симфонического оркестра прозвучал фортепианный концерт Дворжака (дирижер Андрей Аниханов).

Ежегодно участвует в фестивале «Музыкальное обозрение» Астраханская филармония. В концерте фестиваля Opus 33 солисты филармонии включили в свой концерт из произведений Мусоргского цикл «Детская», написанный в 33 года.

Многие концерты фестиваля 2022 года прошли в рамках проекта Минкультуры РФ и Московской филармонии «Всероссийские филармонические сезоны».

Илья Дербилов | Александр Ключко | Валентин Урюпин

Вузы

Концерты прошли в Нижегородской консерватории и в Саратовской консерватории — на фестивале «Сотворчество» (совместный проект «Музыкального обозрения» и Саратовской консерватории в год празднования ее 110-летия (при поддержке Московской консерватории). В концерте-открытии фестиваля «Сотворчество» звучали сочинения, несущие в себе сакральные смыслы, аллюзии с «возрастом Христа»: Ария из «Гольдберг-вариаций» Баха, «Зеркало в зеркале» для кларнета и фортепиано Пярта, «Триптих» (Lamento, Response, Glorification) для виолончели и фортепиано Корндорфа, «Тихие песни» Сильвестрова в исполнении солистов ансамбля СЕАМ Artists Центра электроакустической музыки Московской консерватории: кларнетиста Игната Красикова, виолончелистки Юлии Мигуновой и пианистки Феодосии Мироновой.

Концерт OPUS 33 вошел в программу творческой встречи главного редактора «Музыкального обозрения» А. Устинова в Новосибирской специальной музыкальной школе. Преподаватель НСМШ, лауреат международных конкурсов Дания Хайбулина сыграла Балладу № 4 Шопена (написана композитором в 33 года), а выпускник школы, ныне ассистент-стажер Московской консерватории Герман Уколов — Скерцо № 1 (написано в 1833).

Марк Дробинский | Димитрис Ботинис | Рустам Комачков

Репертуар

В программах концертов были общепризнанные шедевры:

«Героическая симфония» и «33 вариации на Вальс Диабелли» Бетховена, «Шотландская симфония» Мендельсона и «Дон Кихот» Р. Штрауса;

1-я симфония Сибелиуса и 6-я — Шостаковича;

Виолончельный концерт № 1 и Фортепианный концерт № 2 Сен-Санса;

Концерт для фортепиано с оркестром Дворжака и Концерт для скрипки с оркестром Нильсена;

Сюита из музыки к «Снегурочке» и Вариации на тему рококо Чайковского;

Концерт для двух фортепиано с оркестром Пуленка и Первый фортепианный концерт Шостаковича;

«Вариации на тему Чайковского» Аренского и «Детская» Мусоргского; Этюды-картины Рахманинова, прелюдии Скрябина, мазурки, скерцо, баллады Шопена;

фрагменты опер: «Альцина» Генделя, «Так поступают все» Моцарта, «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, оперетта Кальмана «Королева чардаша»;

«Семь слов» для виолончели, баяна и камерного оркестра Губайдулиной.

Звучали раритеты:

«Сирены» Глиэра,

Оркестровая сюита № 2 Шебалина,

Херувимская песнь (Софрониевская) Чеснокова,

Andante с вариациями из цикла «24 пьесы для фортепиано» Аренского.

Фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 33» завершен. В 2023 «МО» приглашает музыкантов России принять участие в фестивале «Музыкальное обозрение – OPUS 34», а в 2024 — в юбилейном фестивале «Музыкальное обозрение – OPUS 35».

«МО» №12 (500) 2023

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм