Опера и балет в декабре 2023

Опера и балет в декабре 2023

«Музыкальное обозрение» публикует дайджест оперных и балетных событий декабря 2023 в Москве и других российских городах.

30 ноября и 1, 2, 3 декабря. Москва. Большой театр

На Камерной сцене ГАБТа пройдет премьера одноактных опер «Сын мандарина» Цезаря Кюи (1859) и «Соловей» Игоря Стравинского (1914). Музыка оперы Кюи была сочинена под влиянием модного шинуазри оперы «Бронзовый конь» Даниэля Обера. «Соловей» Стравинского – история с китайским колоритом по сказке Андерсена о больном императоре, механической птице и живом соловье. Спектакль – совместный проект Большого и Театра кукол имени Сергея Образцова. Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти, главный режиссер (с 2022) театра Ленком; в Большом он ставил концертное исполнение «Путешествия в Реймс» и театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (2017), оперетту «Кандид» (2018) и «Сказку о царе Салтане» (2019). В декабре 2022 Франдетти выпустил в Театре Образцова мюзикл «Рождественская история» на собственное либретто. Дирижер-постановщик – Алексей Верещагин (выпускал на Камерной сцене все три спектакля Владиславса Наставшевса: «Искателей жемчуга» Бизе, «Маддалену» Прокофьева, «Испанский час» Равеля). Сценограф – главный художник театра Образцова Виктор Антонов.

Иллюстрация к спектаклю "Сны Мандарина" "Соловей" — Большой театр, официальный сайт

8 и 9 декабря. Уфа, Башкирский театр оперы и балета

Башопера покажет новый балет «Барышня-крестьянка» на музыку Бориса Асафьева. Либретто Андрея Меланьина и Ольги Николайчук по одноименной повести Александра Пушкина. Дирижер-постановщик – Артем Макаров, главный дирижер Театра им. Н. И. Сац, главный дирижер Большого театра Беларуси, в 2010-2023 – главный дирижер Башоперы. Балетмейстер-постановщик –Андрей Меланьин. Художник-постановщик, художник по свету – Дмитрий Чербаджи. Оригинальный вариант балета был написан Борисом Асафьевым в 1945. Постановщики дополнили спектакль музыкой композитора из балета «Пламя Парижа» и его Концертом для гитары, а также произведениями Дмитрия Шостаковича для новых массовых сцен.

8, 9, 10, 14 декабря. Екатеринбург, Урал Опера Балет

Вторая оперная премьера сезона – «Любовный напиток». Режиссер-постановщик – Елизавета Корнеева. Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Константин Чудовский. Дирижер – Максим Козлов. Художник-постановщик – Екатерина Агений, постоянный творческий партнер Елизаветы Корнеевой, вместе они выпустили спектакли «Vita Nuova (Новая жизнь)» Владимира Мартынова в Уфе (2021), «Капулетти и Монтекки» Беллини в Красноярске (2022), «Демон» Рубинштейна в Мариинском театре (2023). «Любовный напиток» был впервые поставлен в Урал Опере в 1972, нынешняя постановка станет третьим сценическим воплощением этой оперы на этой сцене. Действие «Любовного напитка» постановщики относят к 1950-м, Адина предстает в образе эмансипированной женщины. Визуальный ряд спектакля вдохновлен живописью Винсента Ван Гога.

Иллюстрация к спектаклю "Любовный напиток" — Урал Опера Балет, официальный сайт

8 декабря. Москва, Зарядье

Премьера «физической драмы» оkho для девяти танцовщиков musicAeterna Dance (художественный руководитель – Анна Гусева) и шести перкуссионистов ансамбля Moscow Percussion Ensemble (художественный руководитель – Андрей Волосовский). Хореограф – Владимир Варнава. Танцевальная труппа musicAeterna Dance сформирована в 2022, базируется в петербургском Доме Радио. В хореографии сочетает академические и неакадемические направления, физический театр и бытовую пластику, элементы йоги и цирковых практик. MusicAeterna Dance опирается на принципы театра абсурда, «тотального театра» Питера Брука и Ежи Гротовского, «театра танца» Пины Бауш, японского танца Буто, flying-low, countertechnique.

9, 10, 28, 29, 30 декабря. Волгоград, Царицынская опера

Премьеру балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» представит Юрий Клевцов, художественный руководитель балета Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки, главный балетмейстер в Астраханском театре оперы и балета. Оригинальную хореографию спектакля сочинил сам Юрий Клевцов в соавторстве с педагогом-репетитором Натальей Кулешовой. Сценограф и художник по костюмам – Дмитрий Чербаджи.

14, 15, 16 и 17 декабря. Пермский театр оперы и балета

Премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна» в новой сценической версии Алексея Мирошниченко, вернувшегося на пост руководителя балетной труппы Пермского театра оперы и балета. Музыкальный руководитель и дирижер – Артем Абашев (в 2019-2021 – главный дирижер Пермской оперы, сменивший на этом посту Теодора Курентзиса). Дирижер – Владимир Ткаченко (нынешний главный дирижер театра). Художник-постановщик – Альона Пикалова. Художник по костюмам – Татьяна Ногинова. Художник по свету – Алексей Хорошев. Впервые балет «Ярославна» был поставлен в 1974 году в Ленинградском академическом малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в соавторстве с режиссером Юрием Любимовым. Идею спектакля по мотивам «Слова о полку Игореве» придумал хореограф Олег Виноградов. В прошлом году Виноградов отметил 85-летний юбилей, а премьера приурочена к полувековому юбилею балета «Ярославна».

Иллюстрация к спектаклю — Пермский театр оперы и балета, официальный сайт

14, 18, 19, 20, 21 декабря. Москва, Большой театр

На Исторической сцене – мировая премьера балета «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского и Юрия Красавина и либретто драматурга Валерия Печейкина (автора сценариев фильмов Павла Лунгина «Дирижер» и «Дама Пик» и недавней книги о русской литературе «Пушкин, помоги»; его пьесы «Левша», «Норма», «Девушка и смерть» и «Беги, Алиса, беги» ставил Максим Диденко, «Счастливчики» – Олег Меньшиков, «Рахманинов. Я – здесь» и «Публичные чтения» – Денис Азаров). Хореограф-постановщик Юрий Посохов в Большом театре специализируется на мировых премьерах на музыку Ильи Демуцкого («Герой нашего времени», «Нуреев», «Чайка»), но на сей раз вернулся к старому коллеге – Красавин написал музыку к его «Магриттомании» (2000 – Балет Сан-Франциско, 2004 – Большой театр). Музыка Красавина звучит и в поставленной для Большого театра Вячеславом Самодуровым «Танцемании» (2022). Дирижер-постановщик – Павел Клиничев, пятикратный лауреат «Золотой Маски» (последняя – в 2022 за самодуровского «Конька-Горбунка» в Урал Балете). Художник-постановщик – Полина Бахтина.

16 и 17 декабря. Воронежский театр оперы и балета

Премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен». Дирижер-постановщик – Феликс Коробов, главный дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Режиссер-постановщик – Татьяна Миткалёва, автор постановок на различных площадках Москвы, среди которых «Соловей» И. Стравинского (Театр им. Н. И. Сац), сценическая кантата «Крысолов» А. Журбина (Дом музыки, 2015), опера «Метаморфозы любви» А. Журбина и концерты «Не только музыка», «Король забавляется» (МАМТ, 2017), в 2018-22 – режиссер Камерной сцены им. Б. А. Покровского Большого театра. Художник-постановщик – Сергей Рябов. Художник по костюмам – Екатерина Куколь.

24 декабря. Москва, КЗ Зарядье

Полусценическое исполнение оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством». Государственная академическая симфоническая капелла России. Дирижер – Валерий Полянский.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.