Областную филармонию в Биробиджане ожидают кадровые изменения

Областную филармонию в Биробиджане ожидают кадровые изменения
Руководитель управления культуры Биробиджана Светлана Томса

Концепция развития профессионального музыкального искусства, предложенная управлением культуры правительства ЕАО вызвала шквал резкой критики экспертного сообщества. Чиновникам поставили в вину формальный подход к разработке документа, в том числе откровенный плагиат при подготовке документа, а также отсутствие реальных предложений. Управление культуры вынуждено было признать свои ошибки при подготовке концепции профмузискусства, а начальник управления Светлана Тромса согласиться, что концепцию должны писать профессионалы и люди искусства, а не чиновники. Особое место в ряду этих проблем занимает и областная филармония в Биробиджане, которая “сегодня выполняет не те функции, которые на нее возложены”. Об этом заявила в интервью ИА ЕАОMedia руководитель управления культуры Светлана Тромса.

— Основная база для развития профессионального музыкального искусства в ЕАО – филармония. Ряд экспертов говорили, что филармония в ее нынешнем виде не соответствует самому статусу и требованиям, выдвигаемым к этому учреждению. К примеру, солисты должны иметь профессиональное академическое образование, должен быть музыкальный коллектив… Планируется ли какое-то развитие филармонии?

— Будет. Мы сегодня отрабатываем пути, думаем над штатной структурой. Естественно, будут кадровые изменения. Мы будем выстраивать, смотреть, перетасовывать, пересматривать и так далее.

— Реально ли пригласить к нам человека с академическим образованием, который смог бы вести какие-то мероприятия?

— Человека надо заинтересовать, чтобы он к нам приехал. Энтузиастов сейчас, к великому сожалению, очень мало. Поэтому и нужно заинтересовывать. Это решение элементарных жилищных проблем, заработная плата и востребованность. То есть нужно, чтобы человек чувствовал себя востребованным.

— А среди наших земляков, которые разъехались? Белопашинцев, например, который сейчас в Красноярске…

— Он сказал, что видит свое будущее именно там, в Сибири. Там есть площадки для развития творчества. Сегодня мы учим Евгения Лавочкина. Он получает два образования, одно из них в рамках государственной программы – одно в ПГУ, другое в Хабаровском институте культуры. Мы заключили с ним договор о том, что после окончания он к нам вернется и три года отработает либо в музыкальной школе, любо в филармонии. Конечно, мы помогаем финансово. В рамках нашей государственной программы мы уже проучили Белопашенцева.

— То есть такая программа у нас есть?

— Ну, не отдельная программа. А как отдельный пункт.

— А ближайшие резервы?

— Я не думаю, что у нас все так плохо. Надо смотреть еще и особенности нашей области. Сегодня у нас есть филармония. Да, может быть, она сегодня выполняет не те функции, которые на нее возложены. Но это в силу обстоятельств. Мы часто используем это учреждение как концертную площадку. Кроме городского Дворца культуры и областной филармонии концертных площадок нет. Поэтому все крупные мероприятия, государственные праздники автоматически переносятся в филармонию и автоматически включаются в государственное задание, потому что их нужно обслуживать, нужно проводить и должны работать режиссер и светорежиссер, и ведущие, и постановочная группа. Вот в чем главная проблема. Если бы у нас был еще один концертный зал со штатом, то филармония непосредственно занималась бы тем, чем она должна заниматься.

— Но там же одно время шли и музыкальные лектории…

— Это у них проводится. Проводятся детские абонементы, лектории, тесно работают со школами и детскими садами. Но пока наше опорное учреждение – филармония – выполняет не те функции, которые изначально были на нее возложены. Сейчас она больше используется как концертная площадка. Да, там проводятся лектории, музыкальный абонемент, но очевидно, что этого недостаточно. Коррективы в работе этого учреждения назрели, думаем над его штатной структурой. Есть острая нехватка профессиональных кадров – приглашать кого-то извне – надо его чем-то привлечь – квартирой, зарплатой, чтобы он чувствовал себя востребованным. На подготовку собственных кадров требуется время и деньги…

От редакции

Напомним, что пианист Александр Петрук жестко и аргументированно раскритиковал “Концепцию развития профессионального музыкального искусства на территории Еврейской автономной области на период до 2025 года”. Внимательно изучив его, музыкант пришел к выводу, что это чистейшей воды плагиат, поскольку концепция местных управленцев от культуры является на 90-95% компиляцией таких же документов (они взяты за основу с соответствующих сайтов и это легко проверить), с сайтов Министерства культуры РФ и министерства культуры правительства Хабаровского края. И лишь 5-10% собственного “самодеятельного” творчества местных чиновников. Тем самым, по его мнению, управление культуры “подставило” своего непосредственного куратора – заместителя председателя правительства области Владимира Приходько.

Александр Петрук заявил, что “в ЕАО существует серьезнейший перекос в сторону самодеятельного творчества населения в ущерб развитию собственно музыкального искусства и инструментализма в частности”. Однако по какому-то странному стечению обстоятельств чиновники от культуры даже не удосужились привлечь его в качестве эксперта и не обратились к нему с предложением высказать свои соображения по поводу рождаемой в таких муках концепции.

Ранее к дискуссии подключился бывший начальник управления культуры областного правительства, дирижер-хоровик Александр Ярковой. По его мнению, разработанный в чиновничьих недрах документ уместен тогда, когда есть профессиональное понимание и профессиональный подход для решения поставленной задачи.

Такого подхода Александр Ярковой не увидел. Напротив, он заявил “об отсутствии как видения, так и понимания в решении затронутой темы”.
Нотки жесткой критики в адрес филармонии и управления культуры прозвучали позже и в интервью профессиональной пианистки Марины Петрук, которая заявила, что “дилетантам не место в профессиональном музыкальном искусстве ЕАО. Концепцию развития профмузискусства должны разрабатывать профессионалы, а не чиновники от культуры и “самодеятели”. Однако они ее все же принялись разрабатывать.

“Первое и главное препятствие в развитии профессионального музыкального искусства в ЕАО – непонимание сути, цели культуры и искусства у наших управленцев. Основной целью должно быть не проведение мероприятий, “галочки” и увеличение количества концертов в отчётах. Второе препятствие – отсутствие чёткого и ясного понимания, “как должно быть”. Третье – вытекающее из второго пункта отсутствие концепции развития профессионального искусства в области и её реализации”, — убеждена Марина Петрук.

Кроме того, пианистка выступила с пакетом предложений по развитию в ЕАО профессионального музыкального искусства, заявив, что “концепцию развития профмузискусства в ЕАО надо не “плагиатить”, а разрабатывать самим”. Марина Петрук предлагает учредить худсовет, ввести аттестацию руководителей культуры и создать детскую филармонию.

“В течение последних трех лет велась планомерная работа по разрушению представлений о функциях концертного зала филармонии, и о содержимом концертов, связанных с классической музыкой”, — заявила в свою очередь директор Биробиджанского колледжа культуры и искусств Елена Болтыбаева. Пианистка Ольга Котова, размышляя о проблемах в этой сфере и необходимости привлечения в качестве экспертов профессиональных музыкантов заявила: “В ЕАО нет сегмента профессионального исполнительского искусства”.

Источник публикации EAO Media.ru, 28.02.2016