О сколько нам открытий чудных… «Музыкальное обозрение» как объект научных исследований

В Петрозаводской консерватории защищена магистерская работа о «Музыкальном обозрении»
О сколько нам открытий чудных… «Музыкальное обозрение» как объект научных исследований
Петрозаводская государственная консерватория им. А.К. Глазунова

14 июня 2023, во Всемирный день донора крови, Международный день блогера, Международный банный день и день открытия Санкт-Петербургского международного экономического форума, в Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова студентка II курса по специальности «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» (специализация «Музыковедение») Анастасия Шинкаренко успешно защитила магистерскую выпускную квалификационную работу на тему «Газета “Музыкальное обозрение” как историографический источник (2010-е гг.)». Научный руководитель – заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Любовь Купец. Рецензент – кандидат искусствоведения Екатерина Лобанкова (Ключникова)

По словам автора, цель ее магистерской работы – «выявление процессов отражения и формирования “Музыкальным обозрением” российского музыкального пространства 2010-х годов». Фактически же содержание работы гораздо шире.

В первой главе «Генезис и типология специализированного издания» подробно освещается история «МО» на протяжении 34 лет (с 1989), начиная с первого номера и первого состава редакции; целевое назначение и целевая аудитория издания, его направленность, технические характеристики, структура, рубрикация, дизайн, заголовки, другие аспекты.

Не менее скрупулезно исследуется сайт «МО»: все его версии, начиная с самой первой (2003 года).

Во второй главе «Музыкальное-культурное пространство России 2010-х годов на страницах газеты» акцент сделан на таких направлениях «МО», как взаимодействие с регионами России, оркестровое пространство, книжный мир «МО», деятельность в области музыкальных конкурсов.

В третьей главе «Современная отечественная музыка в орбите специализированного издания» рассматривается еще одно ведущее направление деятельности «МО»: поддержка и продвижение современного композиторского творчества – а это анализ материалов о современных композиторах, в частности о С.А. Губайдулиной, для понимания процессов формирования медиаимиджа композитора; рассмотрение проектов «МО», в области новой отечественной академической музыки (заказ коллективных сочинений, фестивали, абонементы в Московской филармонии).

Четвертая глава «Коммеморативные* практики “МО”» посвящена, как пишет автор, «одной из магистральных миссий и важному элементу в профессиональной работе газеты “Музыкальное обозрение”: сохранению исторической памяти о выдающихся отечественных музыкантах и музыкальных деятелях прошлого»: таким проектам, как творческое наследие Н.Ф. Финдейзена («Русская музыкальная газета» и «Дневники»), «Книга памяти» (имена репрессированных музыкантов), «Мечислав Вайнберг. Возвращение».

Как отмечает научный руководитель работы Любовь Купец, «Внимание к феномену газеты и ее материалам, без сомнения, актуально, потому как во многом именно они, с одной стороны, фиксируют ведущие тенденции в музыкальном искусстве, а с другой – отбирают и сами создают основные тренды и артефакты музыкальной жизни России. К сожалению, этот ресурс пока недостаточно активно используется в музыковедческом сообществе, и обращение А. Шинкаренко к практике «МО» позволяет частично заполнить эту объемную исследовательскую лакуну.

Не менее важно и то, что “Музыкальное обозрение” рассматривается в работе А. Шинкаренко как комплексное явление, включающее не только печатное издание, но и интернет-версию, и проектную, концертную, издательскую деятельность. Тем самым автор обозначает феномен издания, обладающего всегда узнаваемым авторским почерком в отечественном музыкально-культурном пространстве».

Председатель Государственной экзаменационной комиссии, доктор искусствоведения, профессор, заведующая межфакультетской кафедрой современной музыки МГК имени П.И. Чайковского Марианна Высоцкая оценила 178-страничную работу Анастасии Шинкаренко на «отлично» и выразила общее мнение комиссии о высоком научном потенциале магистрантки и перспективности продолжения ею работы в рамках диссертационного исследования.

Анастасия Шинкаренко

Анастасия Шинкаренко в 2017 окончила фортепианное отделение Мурманского колледжа искусств и поступила на теоретико-дирижерский факультет Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова по направлению подготовки «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство». Получила дипломы бакалавра и магистра (с отличием). С 2021 магистрант кафедры истории музыки (профиль «Музыковедение», научный руководитель – канд. иск. Л.А. Купец).

По теме выпускной квалификационной работы выступала с докладами на международных и всероссийских научных конференциях в МГУ им. Ломоносова (Москва), Казанской и Саратовской консерваториях, Краснодарском институте культуры, в Минске, Новосибирске, Петрозаводске (видео-доклад на «Музыкальном лектории» для преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования сферы культуры и искусства Республики Карелия).

Опубликованы пять научных статей в сборниках конференций и международном научном альманахе «Проблемы межрегиональных связей» (вып. 16).

Студенты кафедры истории музыки ПГК им. Глазунова под руководством Любови Купец с 2004 года занимаются изучением феномена «Музыкального обозрения» и сотрудничают с газетой. Студенты участвовали в конкурсах студенческих работ по музыкальной журналистике, организованных «МО» (в 2005 и 2008); совместный проект кафедры, газеты и радио «Орфей» «С красной строки» – еженедельные программы, к которым студенты ПГК готовили сопроводительные тексты (2011–2012 учебный год); анонсы и рецензии на концерты фестиваля «Музыкальное обозрение – Оpus», ежегодно проходящие в вузе. Выпускники кафедры, ныне кандидаты искусствоведения Екатерина Лобанкова (Ключникова) и Татьяна Сапегина (Бунина) в течение многих лет сотрудничали с «МО» как авторы статей и рецензий. Доцент ПГК Любовь Купец – постоянный автор газеты, выступила с двумя докладами на научной конференции «“Музыкальное обозрение” – образ музыкального пространства России рубежа веков» (Вологда, 17-19 октября 2008). Конференция в Вологде, инициированная главным редактором «МО» Андреем Устиновым – первая в истории музыкальной России, посвященная средству массовой информации. Впервые газета стала предметом научного анализа. В конференции приняли участие известные российские музыковеды: семь докторов и семь кандидатов наук, профессора и доценты ведущих консерваторий и музыкальных вузов России.

Редакция «Музыкального обозрения» дарит Анастасии Шинкаренко и ее научному руководителю Любови Купец комплект газеты за последние 10 лет и книги Библиотеки «МО»:

  • Ирина Никольская. Беседы с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания;
  • Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной;
  • Андрей Устинов. Территория музыки. Inventions. Каталог выставки;
  • Андрей Устинов. INSTRUMENTARIUM. Фотографии;
  • Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии. 1994. 1998. 2002. 2007. 2011;
  • Антонина Клокова. Мечислав Вайнберг (1919–1996). Страницы биографии. Письма;
  • Данута Гвиздалянка. Мечислав Вайнберг – композитор трех миров.
  • Симфонические оркестры России. Статьи, материалы, интервью, исследования. Т. 1
  • Симфонические оркестры России и мира. Статьи, материалы, интервью, исследования. Т. 2.

* Коммеморативный (от лат. memorialis — памятный) – названный, выпущенный, организованный в память о ком-либо или о чем-либо. Коммеморация — сохранение в общественном сознании памяти о значимых персонах и событиях прошлого (прим. «МО»).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях