Opus 34: «Репетиция оркестра»

Opus 34: «Репетиция оркестра»
Фото Виктор Дмитриев

Концерт и творческая встреча «Музыкального обозрения» – в Новосибирской специальной музыкальной школе в день рождения Караяна

В Новосибирской специальной музыкальной школе прошел концерт «Музыкальное обозрение – Opus 34». Когда редакция «МО» и директор НСМШ Александр Марченко согласовывали дату концерта и творческой встречи с главным редактором «МО» Андреем Устиновым и выбрали 5 апреля, то выяснилось, что на этот день в школе назначена репетиция Новосибирского юношеского симфонического оркестра имени В.Я. Янковского под управлением художественного руководителя и главного дирижера Эльдара Нагиева. Решили репетицию не отменять, а провести концерт в оригинальном формате — «Репетиция оркестра».

Памятные даты в истории оркестра

Потом обнаружилось что 5 апреля исполняется 115 лет со дня рождения великого дирижера ХХ века Герберта фон Караяна. Не без влияния его творчества Федерико Феллини снял фильм «Репетиция оркестра» (возможно, Караян стал прототипом главного героя). Во вступительном видеоролике к вечеру звучал фрагмент симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Жизнь героя» ор. 34 в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Караяна.

А 149 лет назад, 5 апреля 1874, в Вене состоялась премьера оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь», увертюра к которой завершила концерт.

Творческая встреча

Предварил репетицию-концерт рассказ Андрея Устинова об оркестрах России оркестровой ситуации, об оркестровых проектах «МО»: «Оркестровая карта России», фестивали. И главное — представил новое издание Библиотеки «МО» — двухтомник «Симфонические оркестры России и мира». Первый том вышел в декабре 2022, второй готовится к печати.

Одна из тем первого тома — молодежные оркестры. Эта тема обсуждалась в программе «Наблюдатель» на телеканале «Культура» 2 июня 2022 с участием директора НСМШ Александра Марченко (ведущий А. Устинов). И в книге, и в телепередаче особое внимание было уделено Новосибирскому юношескому симфоническому оркестру, одному из ведущих молодежных оркестров в России, в 2021 отметившему 25-летие. Оркестр НСМШ — не только учебный, но и концертный коллектив: выступает в Новосибирске, других городах, участвует в абонементах Новосибирской филармонии. Игра в оркестре дает юным музыкантам бесценный профессиональный опыт оркестрового исполнительства.

Фото Виктор Дмитриев

«Opus 34»

Сам же концерт-репетиция был построен так, что сначала А. Устинов представлял произведение, которое оркестр репетировал под управлением маэстро Эльдара Нагиева, после чего произведение исполнялось целиком:

Увертюра к опере Моцарта «Свадьба Фигаро»,
«Фарандола» из сюиты № 2 Бизе «Арлезианка»
«Пляска персидок» из оперы Мусоргского «Хованщина»,
Симфоническая фантазия «Утес» Рахманинова,
Увертюра к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».

«Фарандола» — один из 27 номеров музыки к драме Альфонса Доде «Арлезианка», написанной Жоржем Бизе в 34 года. Позже Бизе включил «Фарандолу» в IV действие оперы «Кармен». После смерти композитора его друг Эрнест Гиро составил из музыки к драме «Арлезианка» сюиту, в которую вошла и «Фарандола».

«Пляска персидок» — фрагмент оперы «Хованщина», работу над которой Модест Мусоргский начал в 34 года.

К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова прозвучала фантазия «Утес» — первая симфоническая партитура композитора, написанная им в 20 лет, вскоре после окончания Московской консерватории, и посвященная выдающемуся мастеру оркестрового письма Н.А. Римскому-Корсакову.

Обрамляла программу музыка Вены: города, с которым была связана значительная часть блистательной карьеры Герберта фон Караяна.

Юные оркестранты чутко реагировали на творческие задачи, которые ставил дирижер во время репетиции, и мастерски и вдохновенно исполнили все сочинения непростой, стилистически многообразной программы.

Вслед за Феллини

Название «Репетиция оркестра» повторяет название фильма Федерико Феллини (1978). В фильме оркестр показан как «государство в государстве», со своей иерархией, как модель окружающего мира.

По сюжету фильма оркестр устраивает «антидирижерскую революцию», но после многих драматических перипетий бунт прекращается, и фильм заканчивается фразой дирижера: «Все начнем сначала!»

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм