«Новая история музыки от Персимфанса»: цикл концертов (с 17 февраля 2023, КЗЧ)

«Новая история музыки от Персимфанса»: цикл концертов (с 17 февраля 2023, КЗЧ)
Фото: meloman.ru

17 февраля 2023 в Зале Чайковского начнется новый цикл концертов Персимфанса, где история музыки раскрывается через сопоставление опусов, на первый взгляд далеких друг от друга. В первой программе цикла барочные «Стихии» Жана-Фери Ребеля предстанут в окружении додекафонной Симфонии Антона Веберна и позднеромантического «Прометея» Ференца Листа. Кульминацией вечера станет «День Бытия» Ивана Вышнеградского, масштабное сочинение 1917 года, которое впервые прозвучит на российской академической сцене.

«Сочинения, которые разделены сотнями лет музыкальной истории, могут органично прозвучать в нашем концерте одно за другим или даже одновременно. Наша задача – осветить под разными углами различные явления, увидеть новые взаимосвязи и общности. В своих выступлениях мы предлагаем не только альтернативный, бездирижерный метод игры, но и альтернативный, спорный взгляд на историю музыки», – рассказывает Григорий Кротенко, комиссар Персимфанса.

В программе концерта встречаются три века – XVIII, XIX, XX – и три художественные эпохи: барокко, романтизм, модернизм. В 1737 во Франции появился балет Жана-Фери Ребеля «Стихии», изображающий возникновение Вселенной и сотворение человека. Сочинение вошло в историю первым применением кластера, в данном случае – аккорда из всех звуков ре-минорного звукоряда. Авторский подзаголовок «Стихий» – «новая симфония», то есть «симфония нового типа». Так Ребель назвал сочинение, созданное до появления симфонии классической, которой еще предстояло родиться, «повзрослеть» и измениться до неузнаваемости: два века спустя свою Симфонию создаст Антон Веберн. «Сочинение недлинное и для малого состава, – комментирует Г. Кротенко, – по сути, Антисимфония, описывающая мироздание новым, концентрированным способом».

«Послевоенный авангард, одним из ключевых представителей которого был Пьер Булез, брал у композиторов Новой венской школы – в большей степени у Веберна – пуантилистическую фактуру, но пренебрегал такой стороной дела, как музыкальное время. Веберн же уплотнял время – вспомним, сколько идет его Симфония, опус 21: около десяти минут!» – говорил композитор Александр Вустин.

Симфоническая поэма Ференца Листа «Прометей» – яркий пример того, как менялся классический симфонизм, все смелее обращаясь с формой, с тонами и тональностями. Само название «Прометей» побуждает вспомнить и об одноименном сочинении Скрябина: частичным воплощением его грандиозного замысла мистерии стал «День Бытия» (1917) Ивана Вышнеградского, для чтеца, хора и симфонического оркестра. Композитор известен в первую очередь своими четвертитоновыми пьесами: первые из них появились сразу по окончании «Дня Бытия». Этот опус завершает программу концерта 17 февраля 2023, а его финальный аккорд напоминает об аналогичном аккорде, открывающем «Стихии». «Кластер из четырех увеличенных трезвучий Вышнеградского – финальный колокол “Дня Бытия”, призванный пробудить и обозначить новый мир», – говорит Г. Кротенко.

Специально для проекта «Новая история музыки от Персимфанса» музыканты запускают подкаст. В первом эпизоде авторы предлагают испытать «музыкальную машину времени». Ее портал, по их словам, – «два аккорда, начало и конец композиторской музыки, сконструированной из 12 полутонов-кирпичей. А между ними – пьесы, на примере которых разбираются разные методы музыкального строительства». Подкаст доступен на платформах Яндекс подкасты, Apple podcasts, Spotify и Google podcasts.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм