«Ночь искусств 2018» в Москве: скрипки Страдивари и премьера сочинения Маноцкова

«Ночь искусств 2018» в Москве: скрипки Страдивари и премьера сочинения Маноцкова
"Ночь искусств" в Российском национальном музее музыки. Фото Сергей Бирюков
В городах России в ночь с 4 на 5 ноября прошла «Ночь искусств». Ежегодная культурная акция для любителей искусства во всех его проявлениях, которая ежегодно проводится в начале ноября, после «Ночи музеев» и «Библионочи». Своими впечатлениями от музыкальных событий «Ночи искусств» поделился Сергей Бирюков на своей странице в Facebook.

Сергей Бирюков: Если год назад содержанием Ночи искусств стала для меня церемония дарения крупнейшей меценатской коллекции – 35 картин Гелия Коржева – Третьяковской галерее, то теперь центр событий переместился в мою главную область интересов.

Сперва в Музее музыкальной культуры открыли выставку, посвященную 100-летию Госколлекции струнных инструментов. Коллекция, как ни относиться к революционно-экспроприационному ее происхождению, сыграла громадную роль в продвижении нашего исполнительского искусства. Я раньше жалел струнников-солистов: ну что у них за репертуар, особенно в XIX веке – Венявский да Поппер, вот предел мечтаний. Не сравнишь с пианистами… Но когда провел вечер, купаясь в звуках ойстраховского Страдивари и ему подобных голосах великих инструментов в руках великих музыкантов, от снисходительности и следа не осталось.

Особенно, конечно, впечатляет живая игра. Нам продемонстрировали звук виолончели мастера Пьетро Гварнери и скрипки мастера Санто Серафино, недавно отреставрированных по заказу России не просто в Италии, а в мировой скрипичной столице Кремоне. Объем и мощь такие, что, как на старте самолета, в кресло вжимает. Причем «сопрановый», как выразился скрипач Сергей Поспелов, голос инструмента Серафино удивительно подошел к музыке Шостаковича – его Второму трио, где и могучий бас гварнериевской «валькирии» в руках Александра Рамма пришелся совершенно впору – а дополнил ансамбль антикварный «Бехштейн» из коллекции Музея музыки под пальцами супруги Сергея Маргариты.

Не знаю, музыка ли так подействовала, но целых два министра культуры, Мединский и Кибовский, заехавшие в музей на открытие Ночи искусств, задержались здесь на долгих три часа. Будем надеяться, с пользой для этого важного для всех нас места. Что до меня, я обратился ко всем трем начальникам, включая директора музея Михаила Брызгалова, с просьбой вернуть его учреждению имя Глинки. Ведь сейчас даже аэропортам присваивают имена великих соотечественников, зачем же у главного отечественного музыкального музея отняли имя первого русского композитора-классика?

"Ночь искусств 2018", Киевский вокзал. Фото Сергей Бирюков

Не дожидаясь решения судьбоносного вопроса, я переместился на Киевский вокзал, где сегодня дважды, в 19.00 и 21.30, прошла премьера сочинения Александра Маноцкова «Путешествие из Петербурга в Москву». 26 певиц-любительниц в возрасте 45+ (верхнего предела не было) с галереи зала ожидания исполнили публике внизу композицию протяженностью ровно в час, где долгие гипнотические повторения простейших звуков и аккордов, выстроенные в синусоиду нарастаний и спадов, произвели впечатление молитвенного ритуала. Более точного попадания в литературный источник, чем великая книга Радищева, для такого проекта и представить невозможно. Впрочем, текст на слух воспринимается с трудом, да и отчетливость всех слов не была целью композитора, как он сам мне потом признался. Для него главным было рассчитать ритмику и временные пропорции музыки. Но и текст ему глубоко не безразличен, поскольку влияет на экспрессию исполнительниц.

Не буду давать здесь оценки самому замыслу, но выполнение бесспорно впечатляет и звуковым итогом, и, простите за пафос, общественным эффектом. Видели бы вы, как эти женщины, руководимые прекрасным хормейстером Ириной Гамбаровой, выкладывались во время исполнения и как потом благодарили композитора, спрашивали, будут ли еще концерты. Вот пример современного искусства с активной социальной позицией.

А исполнения, возможно, действительно будут. Хотя сочинялось это в расчете именно на акустику и обстановку Киевского вокзала, но, говорит Маноцков, он и от Большого зала консерватории бы не отказался. Александр Сергеевич Соколов, уважаемый ректор консерватории, Вы читаете фейсбук?