Нике Вагнер о Бетховенском фестивале в Бонне

Нике Вагнер о Бетховенском фестивале в Бонне
Нике Вагнер. Фото picture alliance / dpa / O. Berg

В 2020 фестиваль Бетховена в Бонне планировал широко отпраздновать 250-летие композитора. Но пандемия коронавируса спутала все карты. Нике Вагнер, директор фестиваля, поделилась планами на период коронакризиса и после него в интервью Deutsche Welle.

По ее словам, мартовская часть программы – цикл исполнения симфоний Бетховена и пять концертов «Европейского цикла» из музыки композиторов Италии, Франции, России, Австрии и Германии – была полностью отменена, а осенняя программа перенесена на 2021 год. Поскольку у многих артистов и коллективов есть гастрольные планы на несколько лет вперед, программу не удастся сохранить на 100%, но, возможно, в нее вернется часть отмененных мартовских мероприятий.

«Например, мы пытаемся спасти исполнение цикла Бетховенских симфоний в исполнении оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, перенеся его на следующий сезон. Таким образом, сможет состояться хотя бы одно из запланированных исполнений Девятой симфонии, поскольку Байройтский фестивальный оркестр вряд ли будет исполнять Бетховена вне юбилейного года», – говорит Нике Вагнер.

Теодор Курентзис должен был дирижировать тремя концертами. 15 марта – Восьмая и Седьмая симфонии, 16 марта – Вторая и Пятая, 21 марта – Девятая. Двумя концертами цикла должен был дирижировать Джованни Антонини: 18 марта – Шестая симфония, 19 марта – Четвертая, Первая и Третья.

Руководителям фестиваля не удалось сохранить запланированный на сентябрь цикл «Леонора» – четыре оперы, написанные на либретто Жана Никола Буйи, четырьмя композиторами: Пьером Гаво, Фердинандо Паэре, Иоганном Симоном Майром и Людвигом ван Бетховеном.

Сохранятся концерты пианиста Марино Форменти, который исполнит поздние сонаты Бетховена и музыку XX-XXI вв., а также цикл исполнений всех симфоний Бетховена в транскрипции для фортепиано Ференца Листа. Состоится мировая премьера спектакля Ромео Кастеллуччи «Прометей» на музыку Скотта Гиббонса. Состоится также финальный концерт – Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера в исполнении Камерного оркестра Малера и Пражского филармонического хора под управлением Максима Паскаля.

Будущее концертов и фестивалей после карантина Нике Вагнер оценивает неоднозначно:

«С одной стороны, мы наблюдаем огромный скачок вперед в области цифровизации всех сфер жизни, с другой стороны вновь пробуждаются старые добрые ценности – восприятие исполнения и слушания музыки как незаменимого коллективного ритуала. Только здесь, как говорят французы, мы можем быть одновременно «solitaire» и «solidaire», то есть в уединении и внутри сообщества», – размышляет директор фестиваля.

В 2022 Нике Вагнер, возглавляющая Бетховенский фестиваль с 2014 года, уступит пост 34-летнему виолончелисту и культурному менеджеру Стивену Вальтеру. Сейчас он возглавляет фестиваль в Эсслингене. Кроме того, Вальтер инициировал создание системы стипендий Bebeethoven, направленной на поддержку молодых композиторов.

«МО»