Несколько шагов к мечте… 82-й сезон Удмуртской филармонии

Несколько шагов к мечте… 82-й сезон Удмуртской филармонии
Фото http://izvestiaur.ru
Международный день музыки,1 октября,- прекрасный повод рассказать о ключевых сюжетах, с которыми Удмуртская государственная филармония входит в 82-й концертный сезон.

«В нашем зале нет пустого места»

Новый филармонический сезон стартовал в модернизированном концертном зале. Примерно полвека бывшее здание Дома политического просвещения в Ижевске не знало капитального ремонта, и минувшим летом здесь прошла радикальная реновация.

– Мы увеличили сценическое пространство, и теперь нам не стыдно рассаживать на сцене большие симфонические оркестры, – директор филармонии Алексей Фомин начал перечислять предметы гордости по порядку. – Трепетное отношение к акустике заставило нас применить новые звуковые решения, и полученным эффектом станет качественный звук на каждом месте в зале. На балконе мы подняли уровень пола,и любители музыку смогут не только слышать, но и видеть то,что происходит на сцене. Помимо этого, мы реконструировали систему вентиляции и смонтировали новые комфортные кресла.

Правда, все эти приятные новинки отразились на их количестве. Имеем в виду, что обновлённый филармонический зал «съёжился» почти на сотню мест (их стало всего 515) и по своим объёмам стал напоминать скорее камерный, чем большой.Зато теперь он станет уютным и атмосферным.

– Но нам хочется тысячного зала, – Алексей Юрьевич мимолётно и ненавязчиво озвучил одну мечту из длинного списка филармонических чаяний.

Алексей ФОМИН, директор Удмуртской филармонии

Кризис инструментального парка

Второе упование руководителя концертно-просветительской организации касается обновления инструментального парка всех творческих коллективов филармонии.

– Если сказать, что ничего не приобреталось,то погрешу против истины. Однако если эти обновки сравнить с тем, что нужно остро, то они превращаются в ничего! – доходчиво объяснил Алексей Фомин. – Покупая один контрабас и одну валторну,ремонтируя один кларнет, мы решаем локальные задачи и не решаем общую цель -не повышаем качество звучания оркестра. За «убитым» инструментом ни один даже самый техничный маэстро не сможет взять качественный звук.

По словам господина Фомина, Государственный симфонический оркестр Удмуртии нуждается почти в 100-процентном обновлении инструментальной базы. В духовом бэнде и у «народников» этот показатель меньше, но тоже не вызывает оптимизм.

– Стоимость обновления мы даже не просчитывали – боимся увидеть общую сумму.Тем не менее мы её сосчитаем, потихонечку будем продвигать этот вопрос и параллельно мечтать.Мы же мечтали о большой сцене и получили её…

Толчок для Толкача…

Другой мечтой директора и дирижёра Алексея Фомина остаётся исполнение в Удмуртии симфоний Густава Малера. Эти масштабные полотна в филармонии рассматривают как творческий пик, к которому должен стремиться любой провинциальный симфонический оркестр.

– Исполняя произведения Малера, мы понимаем, что оркестр выходит на высокий, по-настоящему академический уровень, – справедливо заявляет собеседник «Известий Удмуртской Республики» и переходит на обзор знаковых эпизодов в сезонной афише.

Нынче в ней представлены 25 (!) абонементов в самых разнообразных жанрах и форматах – в традиционных, новых, молодёжных etc. Весь абонементный календарь представить сложно, но знаковые сюжеты требуют акцентированного внимания.

К предстоящему столетию Удмуртской государственности в абонементе «Навеки с Россией» будет звучать музыка Германа и Александра Корепановых, Геннадия Корепанова-Камского, Юрия Толкача, Сергея Черезова, Юрия Болденкова, Николая Шабалина, Ильи Петухова, Татьяны Лекомцевой и Евгении Копысовой.

– Последняя премьера сочинения крупной формы, написанной композиторами Удмуртии, прошла в Ижевске 13 лет назад! И это драма!Но мы исправим ситуацию и будем не только исполнять, но и записывать сочинения наших земляков, – уверяет Алексей Фомин. – Мы уже начали поднимать этот большой массив и готовы сделать толчок в развитии качественной удмуртской академической музыки.

Очень необычная афиша

Официальным открытием 82-го концертного сезона для республиканской «симфонии» под управлением Андрея Гордеева станет выступление 17 октября с программой музыки Брамса.
При этом в сводной афишной кампании и компании рядом с Брамсом по всему сезону пройдут Равель, Сибелиус, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Барток, Вайнберг, Мясковский, Шостакович и Щедрин!

– Действительно афиша получается очень необычной даже в сравнении с предыдущим сезоном, – реагируя на комплименты нашего обозревателя соглашается Алексей Юрьевич и раскрывает мотивы этой необычности: – Потому что оркестр не должен переигрывать общеизвестное, а должен расти профессионально, открывать новые для себя имена, пласты музыки, наполнять собственный библиотечный нотный фонд, обращаясь к незнакомым партитурам.

Интересно, что помимо Андрея Гордеева за пультом ГСО Удмуртии в наступающем сезоне будут работать Антон Шабуров,Михаил Агрест и… Николай Роготнев.

– После двухлетней паузы Николай Серафимович возвращается в оркестр в качестве приглашённого дирижёра,- подчеркнул Алексей Фомин. – Все острые углы, возникавшие у него с прежним руководством «симфонии»,мы постарались сгладить и поставить в приоритет академическую музыку и её популяризацию. Роготневу дан полный карт-бланш творить-дерзать с любимым оркестром!

Точно нескучный фестиваль

Предстоящий юбилей 180-летия Петра Ильича Чайковского стал для филармонии ещё одним вызовом, и апогей сезона – весенний фестиваль искусств (63-й по счёту) – будет марочным на имена и события.

– Всех секретов я пока не расскажу, но точно будет нескучно!-воскликнул Алексей Фомин и приоткрыл занавес:-К нам в гости приедут Ростовский академический симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина, квартет имени Давида Ойстраха, а также Большой симфонический оркестр имени Чайковского во главе с мэтром Владимиром Ивановичем Федосеевым…

Программа выступления Большого симфонического оркестра на родине Чайковского сейчас обсуждается, и не исключено, что одной из симфоний станет произведение «того самого» Малера.

– И это тоже будет шагом к мечте и ответом на современные требования, предъявляемые сегодня к академической музыке. Надо понять всем, что в мире есть множество великой музыки, ни разу не звучавшей в Удмуртии! – резюмировал Алексей Фомин.

Квартет Удмуртской филармонии после творческой паузы вернулся на сцену в обновлённом составе