…Начинается с вешалки…

…Начинается с вешалки…
«Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция», режиссер Дмитрий Крымов. Фото Денис Жулин

Подозрительность по отношению к театру как институту культуры и пространству для «неудобных» разговоров нарастала исподволь и давно. Скандалы с «Тангейзером» и «Нуреевым» еще свежи в памяти, но есть и сюжеты давно минувших дней, которые так или иначе отзываются в дне нынешнем.

«Оскорбление чувств»

2005, 23 марта, премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя» в Большом театре. Автор либретто Владимир Сорокин, режиссер Эймунтас Някрошюс, дирижер Александр Ведерников. Нечастый в практике Большого случай — заказ оперы современному композитору — вылился в масштабный скандал еще до премьеры. Госдума поручила своему комитету по культуре проверить информацию о постановке. Автор поручения депутат Сергей Неверов заявил: «Нельзя допустить, чтобы пошлые пьесы Сорокина ставились на сцене, признанной достоянием российской культуры, чтобы эту порнографию показывали, а потом обсуждала вся страна». «Сорокин бесцеремонно обращается с великими композиторами прошлого. Эта постановка негативно скажется на авторитете Большого театра», — сказала заместитель председателя комитета по культуре Зоя Степанова.

Либретто было направлено в Госдуму для проверки на порнографию. 18 марта, за 5 дней до премьеры, Большой театр пикетировали члены общественной организации «Идущие вместе», развернувшие лозунги «Не допустить премьеру калоеда», «Порнографа вон из Большого». Генеральную репетицию посетила депутация из Думы, которая не нашла на сцене ничего порнографического и матерного. Премьера состоялась.

В декабре 2014 в Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (режиссер Тимофей Кулябин, музыкальный руководитель и дирижер Айнарс Рубикис). Постановка была удостоена премии «МО» в номинации «Спектакль года — опера» и получила премию «Звезда Театрала» как лучший музыкальный спектакль. Спектакль также стал фаворитом членов экспертного совета музыкального театра премии «Золотая маска», однако в номинациях представлен не был.

После премьеры в прокуратуру и в адрес руководителей области поступила жалоба митрополита Новосибирского и Бердского. Против режиссера и директора театра Б. Мездрича были возбуждены административные дела по ч. 2 ст.5.26 КоАП РФ «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». По решению суда, дела были прекращены в связи с отсутствием состава преступления. 29 марта 2015 приказом министра культуры Б. Мездрич был освобожден от должности директора, а на его место назначен В. Кехман (с 2007 генеральный директор Михайловского театра в Санкт-Петербурге), убравший «Тангейзера» из репертуара. Покинули театр А. Рубикис и Т. Кулябин.

Справка «МО».  Борис Мездрич после увольнения из Новосибирского оперного театра долго был без работы. С 2018 по 2021 — директор театра «Практика», с апреля 2021 — помощник гендиректора МАМТа Андрея Борисова. Айнарс Рубикис с 2018 — музыкальный руководитель и главный дирижер Комише опер в Берлине (главный режиссер Барри Коски), где поставил спектакли «Нос», «Фальстаф», «Возвышение и падение города Махагони» и др. В 2015 дебютировал в Большом театре («Борис Годунов»), В 2019 — дирижер-постановщик оперы «Русалка» А. Дворжака в ГАБТе (режиссер Т. Кулябин), получил «Золотую маску» в номинации «Опера/работа дирижера».  Тимофей Кулябин в 2015–2022 — главный режиссер театра «Красный Факел» в Новосибирске. Поставил в Большом театре спектакли «Дон Паскуале» Г. Доницетти (2016, дирижер М. Клауза), «Русалка» Дворжака (2019, дирижер А. Рубикис). Неоднократно выдвигался на премию «Золотая маска». С 2017 ставит спектакли за рубежом. В 2022 уволился из театра «Красный Факел» и уехал из России.  Новосибирский театр оперы и балета за прошедшие семь лет пережил значительные перемены. В 2017 по инициативе В. Кехмана театр сменил название на НОВАТ. Долгое время в театре шел ремонт, внесший изменения исторические интерьеры театра, в 2020 к 75-летию театра появилась новая подсветка за 416 млн руб. Полностью сменилось руководство: главный дирижер с 2015 — Дмитрий Юровский, главный режиссер с 2017 — Вячеслав Стародубцев. Кехман в конце 2017 оставил пост директора (им назначен Ара Карапетян), а в конце 2021 — перестал быть худруком (им стал Д. Юровский), но сохранил свое влияние в театре и в городе. В октябре 2021 Кехман был назначен генеральным директором МХАТа им. А.М. Горького в Москве: одержал победу над худруком театра Эдуардом Бояковым, который вскоре уволился.

«Паразиты» культуры

В мае 2015 на совещании в Туле «О реализации основ государственной культурной политики Российской Федерации», организованном Минкультуры, Владимир Аристархов (в тот момент первый зам. министра культуры) заявил: «…Есть некий театральный фестиваль, который из года в год системно поддерживает постановки, которые очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки. Когда классика сводится к грубым инстинктам, когда под флагом права на интерпретацию мы видим не классику, не Пушкина, Гоголя и наших других великих драматургов, мы видим совершенно иное, что под маской, что под «Золотой маской» классики — протаскивают чуждые нам ценности. Я имею в виду «Золотую маску», если не понятно кому…».

Как оказалось, это был всего лишь пролог к более радикальным высказываниям. В 2022 во время дискуссии вокруг «Указа о традиционных ценностях» Аристархов сказал о деятелях культуры: «Эти люди провозглашают себя «новаторами», но в чем состоит на самом деле их новаторство? Не обладая талантами, позволяющими сказать со сцены что-то действительно новое и важное для нашей культуры, эти деятели овладели искусством скандала и эпатажа. “Новизна” их сводится к глумлению над нашими ценностями, над нашей историей, над замыслами наших классиков. Их “торговая марка” — это мат и порнография, оскорбление чувств верующих и неверующих, нездоровый интерес к нетрадиционной половой ориентации. Но даже и эти приемы они придумали не самостоятельно, а скопировали у своих западных коллег. <…> В биологии есть специальный термин для существ, которые неспособны существовать самостоятельно, но живут за счет других организмов, одновременно ослабляя тех, чьими соками питаются. Такие существа называются паразитами». (Вспоминается южнокорейский фильм «Паразиты» (2019), получивший главный приз Каннского фестиваля и «Оскар» в 4 номинациях).

В разное время и Н. Михалков, и В. Мединский поднимали вопрос «паразитирования» культуры на бюджете, когда на государственные деньги ставятся не вполне государственные спектакли. Но здесь возникают два вопроса. Действительно ли государство и деятели искусства находятся в отношениях «заказчик-исполнитель»? Может ли театр (или иная культурная институция) в России в принципе выжить без господдержки? В нашей стране институт частных театров — явление эпизодическое, нерегулярное. Отдельно взятые деятели культуры выживают (или не выживают), как могут. Так, Константин Богомолов проделал серьезный и, по всей видимости, рассчитанный путь от постановок в различных театрах до — через матримониальную дверь — получения в свое художественное руководство (отреставрированного и реконструированного уже при нем Театра на Малой Бронной (в 2019).

Почти в то же время Дмитрий Крымов лишился постоянной площадки: в 2018 он покинул «Школу Драматического искусства» из-за разногласий с новым руководством. На тот момент в репертуаре ШДИ было 15 его постановок (в настоящее время, судя по информации на сайте театра, осталось две: «Бесприданница» и «О-й. Поздняя любовь»). В Москве идут спектакли Крымова: «Все тут» в Театре современной пьесы, «Костик» в Театре им. Пушкина, «Сережа» в МХТ им. Чехова, «Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в Мастерской Петра Фоменко. В феврале 2022 Крымов поставил в Филадельфии ставить «Вишневый сад» в Wilma Theater. После высказываний актера и депутата Д. Певцова в Музее Москвы отменены показы спектакля Крымова «Борис» (продюсер Леонид Роберман).

«Дело Серебренникова»

В 2015 было возбуждено дело о мошенничестве с бюджетными деньгами в «Седьмой студии», учрежденной Кириллом Серебренниковым в рамках проекта «Платформа». Сумма похищенных, по мнению следствия, средств колебалась от 1,2 до 133 млн. руб. Широко известно об этом стало в мае 2017, после обысков в квартире Серебренникова, «Гоголь-центре», где он работал, и у экс-главы Департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум. (Серебренников был взят под стражу в Петербурге и доставлен в Москву: по удивительному и печальному совпадению, в июне 1939 в Ленинграде был арестован и также доставлен в Москву Всеволод Мейерхольд).

8 апреля 2019, после полутора лет под домашним арестом, Серебренникова и всех фигурантов «Театрального дела» освободили под подписку о невыезде. 26 июня 2020 суд признал Серебренникова виновным в хищении. Режиссера приговорили к трем годам условно и штрафу в 800 тыс. рублей.

28 марта 2022 Хамовнический суд Москвы снял судимость с Серебренникова, поскольку он отбыл половину условного наказания без нарушений, погасил в полном объеме штраф и возместил ущерб (выплатил за себя и других фигурантов 128 млн 974 тыс. руб. по иску Минкультуры). После этого режиссер покинул Россию. В мае в Каннах состоялась премьера его фильма «Жена Чайковского».

Декабрь 2017, премьера балета-байопика «Нуреев» (режиссер и сценограф К. Серебренников, хореограф Ю. Посохов, композитор И. Демуцкий, дирижер А. Гришанин). Премьера «Нуреева» в Большом театре была назначена на 11 июля 2017. Но за три дня до премьеры Владимир Урин объявил, что она переносится на сезон 2018/19. Официальная причина — неготовность спектакля к показу: «сырой» кордебалет, не успели смонтировать декорации.

Премьера состоялась 17 декабря 2017. Серебренников к томумоменту находился под домашним арестом. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, посетив первый показ «Нуреева», отметил, что не увидел «ничего провокационного»: «Есть моменты спорные, но в целом, с точки зрения творческого поиска и творческой феерии, это мировое событие».

В апреле-мае 2022 ГАБТ отменил показы балета «Нуреев» и оперы «Дон Паскуале».

СТД и его председатель

Во всех острых дискуссионных вопросах позицию Театра, профессионального Театрального сообщества защищал и отстаивал Союз театральных деятелей, утверждая, что театру необходимо развиваться, а не жить в музейно-закостенелых формах фикции под названием «наш классический русский театр», где пылятся бюсты Чехова и Островского, но отсутствуют иные «театры»: античный театр, театр Востока, условный театр Мейерхольда, современный театр. Сохранение исторического наследия необходимо — но это лишь небольшая часть театрального ландшафта в целом.

25 мая председателю СТД Александру Калягину исполнилось 80 лет. В театре Et Cetera состоялся юбилейный вечер: но не театральное действо, а как симфонический концерт, с участием БСО им. Чайковского (дирижер Денис Лотоев).

«Я понимаю, что некоторым образом нарушил формат юбилейного вечера, — сказал Калягин, обращаясь с экрана к присутствующим в зале, — но таковы мои внутренние ощущения, и я им доверился. Я хочу провести этот вечер в свое удовольствие. Хочу послушать музыку, а точнее — это то, что соответствует моему настроению. Поверьте, я об этом мечтал много-много лет. Если вы хотите понять меня чуть больше, послушайте эту музыку. Я сам ее выбрал для сегодняшнего вечера. Может быть, вы лучше узнаете меня, может быть, вы что-то откроете во мне новое.

Все. Больше говорить ничего не буду. Музыка выше всяких слов».

В программе : I часть 6-й симфонии Чайковского — «русские страсти»; Адажиетто из 5-й симфонии Малера; I часть «Неоконченной» симфонии Шуберта. А еще — симфонические фрагменты оперы «Кармен» и части из «Арлезианки» Бизе, Интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь», а в финале — увертюра к оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».

(В этот же день в МАМТе состоялся юбилейный концерт главного дирижера театра Феликса Коробова, с не менее изысканной программой).

Калягин несколько раз высказался по поводу событий в Украине. В апреле он в резкой форме призвал исключить из СТД драматурга Михаила Дурненкова за его высказывания против спецоперации. А в июле направил обращение к председателям региональных отделений СТД РФ, в котором, в частности, отметил, что «Сегодня мы все особенно озабочены положением наших коллег из Донбасса», и призвал оказать им возможную помощь (полный текст— на сайте Союза театральных деятелей).

Интересные времена

«Золотая маска» стремилась отражать сегодняшнее состояние театра: эмоциональное и интеллектуальное, традиционное и новаторское. Именно вокруг нее концентрируется театральное сообщество, в том числе, и те, кто «Маску» критикует.

Театр и фестиваль, выдержавшие два года пандемических испытаний, вновь переживают «интересные времена». Объявление итогов главной театральной премии страны происходило на остром политическом фоне, который нельзя было «не заметить», слишком велико его влияние на все сферы жизни: от цен в магазине до театральных подмостков. Увольнения и отставки режиссеров и артистов, отмены спектаклей, требования режиссеров снять свои имена с афиш, отъезды из страны…

После 24 февраля 2022 страну покинули: Дмитрий Крымов, Тимофей Кулябин, Кирилл Серебренников, Чулпан Хаматова. С поста художественного руководителя Театра имени Маяковского ушел режиссер Миндаугас Карбаускис. Туган Сохиев покинул пост главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра. Римас Туминас оставил пост худрука Театра Вахтангова и уехал в Литву. Находится за границей главный редактор журнала «Театр» критик Марина Давыдова, печатная версия журнала пока не выходит.

Отменились мартовские и апрельские показы спектакля «Горбачев» в Театре Наций с Чулпан Хаматовой в роли Р.М. Горбачевой (сейчас в афише театра этого спектакля нет). Худрук Театра Наций Евгений Миронов, сыгравший М.С. Горбачева, посетил Мариуполь и встретился с труппой Донецкого академического областного драматического театра

Ушли из отечественного репертуара спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева.

Михаил Бычков оставил пост художественного руководителя Платоновского фестиваля искусств. Фестиваль был сначала перенесен с июня на осень 2022, а 29 июня Дирекция форума объявила, что в 2022 он не состоится и перенесен на 2023. Программа вызвала вопросы в местном департаменте культуры, а новостной портал «Блокнот Воронеж» опубликовал статью, критикующую спектакли фестиваля за «депрессивность», «мрачность», «провокационность», «навязывание европейских установок».

Изменилась и программа «Золотой маски». Два драматических спектакля малой формы прислали в оргкомитет фестиваля документ о невозможности показов по техническим причинам: «Комитет грустящего божества» Дмитрия Волкострелова Центра им. Мейерхольда (аббревиатура названия складывается в КГБ) и «Юдифь» Бориса Павловича (где актриса украинского происхождения Катя Таран читает текст на украинском языке и надевает вышиванку).

Показ спектакля «Дания тюрьма» Санкт-Петербургского Театра Малыщицкого для столичной публики был отменен «по техническим причинам». Петербургской Театр музкомедии уведомил «Маску» о том, что не сможет показать в Москве мюзикл «Мисс Сайгон» (история трагической любви американского солдата и вьетнамской проститутки на фоне известных исторических событий): в качестве официальной причины была указана «болезнь артиста».

Минкульт Красноярского края «из-за резко подорожавших авиабилетов» не смог оплатить приезд в столицу спектаклей Театра оперы и балета «Ленинградская симфония» (хореографическая мистерия памяти жертв блокады с участием хора, солистов, чтецов и симфонического оркестра на музыку Сюмака, Шостаковича и Моцарта; дирижер Иван Великанов) и комической оперы Бородина «Богатыри» (жюри пришлось выехать в Красноярск). Тем не менее, в июле театр приезжает на гастроли в Москву, на сцене Большого театра.

Недавно во время гастролей Театра им. Е.Б. Вахтангова Бобров повздорил с директором театра Кириллом Кроком по поводу спектакля «Война и мир». По словам Крока, Бобров заявил, что «это антирусское искусство, <…> русофобия в чистом виде! Навязывание чужой идеологии», назвал постановщика спектакля Римаса Туминаса непрофессиональным режиссером и сказал, «что это антирежиссура, он не владеет профессией» (ngs24.ru).

Дирижер Иван Великанов был отстранен от дирижирования московским показом спектакля «Свадьба Фигаро» Нижегородского театра оперы и балета в постановке Дмитрия Белянушкина. Вместо него за пульт встал Фабио Мастранджело. Спектакль в итоге был отмечен специальной премией жюри музыкального театра «За творческую смелость и командный дух». А в марте он продирижировал премьеру оперы А. Сальери «Фальстаф, или Три шутки» в Большом театре.

Кадры мешают всем

В конце июня последовали серьезные кадровые изменения в нескольких театрах Москвы.

Новым художественным руководителем «Школы современной пьесы» вместо основателя театра Иосифа Райхельгауза стал режиссер фильмов «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» и др. Дмитрий Астрахан.

Уволен худрук театра «Современник» Виктор Рыжаков, возглавивший театр в 2020 после смерти Галины Волчек, а до «Современника» руководивший Центром Мейерхольда. На должность директора театра назначен Юрий Кравец (в 2000-х работал первым зам. министра культуры Саратовской области, директором Саратовского драмтеатра им. И.А.  Слонова, с 2009 по 2018 — первый зам. художественного руководителя-директора МХТ имени А.П. Чехова), а творческую составляющую «Современника» теперь будет определять художественный совет.

Несколько позже главным режиссером театра «Ленком» был назначен Алексей Франдетти, а художественным руководителем Театра Луны вместо его основателя Сергея Проханова — актер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов.

Художественным руководителем «Гоголь-центра» назначен Антон Яковлев (сын актера Юрия Яковлева). Директором — Александр Бочарников, ранее два года возглавлявший Новосибирскую филармонию, а до этого с 2006 по 2020 — зам. директора московского Театра сатиры.

«Гоголь-центр» был создан на базе расформированного Московского драматического театра имени Н В. Гоголя в 2013 Кириллом Серебренниковым, который руководил им до февраля 2021. После этого худруком «Гоголь-центра» был соратник Серебренникова Алексей Агранович.

«Да. «Гоголь-центр» закрыт. Все. … Они закрывают живой театр. С постоянными аншлагами. Со своей прекрасной публикой. С уникальным репертуаром. Театр с мировым именем. Театр для людей. Они могут это делать по праву учредителя. Но с точки зрения искусства это не просто вредительство —  это убийство», — прокомментировал Серебренников в своем Telegram-канале.

30 июня в «Гоголь-центре» сыграли последний спектакль — «Я не участвую в войне», посвященный 100-летию поэта Юрия Левитанского. После финальных титров и продолжительных аплодисментов теперь уже бывший худрук театра Алексей Агранович и бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев сказали прощальные слова зрителям.

«Подошел к концу девятый сезон “Гоголь-центра”. Сезон этот был непростым. Впрочем, были ли у нас сезоны простые? — сказал Алексей Агранович. — Однако прошедший стал первым полноценным без Кирилла Серебренникова.

Кирилл поставил много замечательных спектаклей на этой сцене, но главным и самым мощным высказыванием стал сам “Гоголь-центр”. Тот самый, что стоит сейчас за моей спиной.

Именно человек всегда был предметом внимания и изучения в нашем театре. Уникальность его внутреннего мира, его свобода и ответственность, его право на независимость суждений и потребность в самореализации – вот те темы, которые сделали “Гоголь-центр” одним из самых актуальных и посещаемых театров страны. И он сейчас перед вами, возможно, в последний раз.

Сегодня мы закрываем девятый сезон, сегодня мы закрываем и сам проект “Гоголь-центр”. Таковы реалии времени. Но мы говорим вам: “До свидания”. Ведь мы все еще живы. Давайте просто запомним этот день».

Алексей Кабешев продолжил: «Несколько слов про любовь… Она живет в каждом, кто здесь работал и во многих, кто приходил сюда, чтоб подпитаться настоящим честным современным, простите за пафос, высоким искусством.

Это чувство останется в нас навсегда, потому что “Гоголь-центр” – это, конечно, не только здание, а, в первую очередь, ощущение тех людей, которых мы, простите, «инфицировали» нашим общим стремлением узнать, изучить и понять природу человека и мира вокруг него.

Все наши старания были взаимны и необходимы, и это стало большим чувством, которое у нас уже не отнять и не уволить. Чувством, с которым не могут просто так не продлить контракт.

Любовь, память, эмоции, впечатления, которые здесь родились, нельзя отменить никаким приказом… Пожалуйста, помните: жизнь коротка, а любовь и искусств вечны. “Гоголь-центр” закрыт. Навсегда».

Кирилл Серебренников находился в это время во Франции — на открытии 76-го Авиньонского фестиваля вместе с частью труппы «Гоголь-центра» — и присоединился по видеосвязи: «Я категорически не согласен со словом “навсегда”, — сказал он. — Если у человека забирают прописку, это не значит, что его убивают. “Гоголь-центр” — это идея свободы. Идея свободы может кончиться только с нами. Закончился этот адрес, появится другой. Мы молодые, а в России жить надо долго…»

Антон Яковлев в интервью порталу «Театрал» заметил: «Никогда не надо пытаться новому руководителю сохранять театр, который был до тебя. Это – утопия.  Нужно создавать свой! В любой театр всегда приходит следующий руководитель. Главное — не просто наполнять репертуар, а придумывать и реализовывать свою программу, строить свой дом».

14 июля со здания на улице Казакова сняли вывеску «Гоголь Центр». Теперь здесь снова будет театр им. Н.В.  Гоголя.

В финале спектакля года по версии «Золотой Маски» — «Дон Жуан. Генеральная репетиция» Дмитрия Крымова, когда театр рушится, когда невозможно даже кладбище построить из своих воспоминаний, когда режиссер проваливается в преисподнюю, — он воскресает, возрождается из небытия, как феникс из пепла, и вновь устремляется к звездам.

Андрей УСТИНОВ, Екатерина РОМАНОВА, Антон ДУБИН | «МО» № 7 (498) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм