«На театр обрушился шквал звонков». Как коронавирус повлиял на поведение зрителей

«На театр обрушился шквал звонков». Как коронавирус повлиял на поведение зрителей
Фото AFP
Коронавирус продолжает шагать по планете, не на шутку перепугав правительства и граждан по всему миру. С 8 марта на карантине находится Италия, вынужденная в связи с распространением заболевания закрыть все театры, музеи, кинотеатры и концертные залы (по последним данным, в стране подтверждено более 15 тыс. случаев заражения). Материал подготовлен журналом Театрал

С 13 марта закрыты также сценические площадки, театры, музеи и оркестры Нью-Йорка. Метрополитен-опера и Карнеги-холл (как и Венская опера в Австрии) взяли паузу до конца марта. Во Франции под запретом оказались все массовые мероприятия численностью более 5 тыс. человек (аналогичное правило до 10 апреля действует и в Москве).

Проблема не обошла стороной и российские учреждения культуры. В четверг на вернисаже выставки к 100-летию Федерико Феллини, которая 13 марта начинает работу в Музее кино на ВДНХ, сотрудники администрации и гардероба встречали гостей, облачившись в медицинские маски. На мероприятии присутствовали представители Итальянского института культуры и посольства Италии, а вот куратор масштабного международного проекта, племянница легендарного режиссера Франческа Фаббри Феллини, прилететь на открытие в Москву не смогла – в связи с декретом итальянского правительства, получившим название «Я остаюсь дома».

На днях продюсер Дмитрий Калантаров в открытом письме руководителям театров (имеется в распоряжении «Театрала») сообщил, что «панические настроения», связанные с возможным распространением вируса, сказались и на активности зрительской аудитории. По его словам, с начала марта продажи билетов на спектакли упали на 20-50%, «что может существенно отразиться на уровне доходов театральных организаций». О каких именно театрах – московских или российских – идет речь, он не уточнял.

«И это происходит, в то время как театры являются, по сути дела, самым безопасным местом для проведения любых мероприятий. Где количество людей, проходящих в течение суток, не может сравниться ни с торговым центром, ни с кинотеатром, ни с парком, ни с выставочным пространством, ни с любой другой массовой локацией», – заявил Калантаров.

В своем обращении он также предложил худрукам и директорам развеять опасения публики через СМИ и собственные каналы коммуникации. «Консолидированная работа в этом направлении и единый тезис: «Театр – самое безопасное место, где проходят мероприятия для ограниченного количества людей», если не кардинально изменит ситуацию, то, по крайней мере, вернет внимание значительного количества зрителей», – уверен Калантаров.

Из опрошенных «Театралом» экспертов некоторые подтвердили информацию об отрицательной динамике продаж, другие сообщили, что о сокращении заполняемости залов судить пока рано.

«Падение спроса, к сожалению, неизбежно, – сказал «Театралу» руководитель агентства «Арт-партнер XXI», продюсер Леонид Роберман. – Снижение продаж наблюдается уже сейчас, и эта тенденция сохранится в будущем. Другой разговор, что те события, которые стабильно пользуются высоким спросом, хотя и несколько потеряют в продажах, все же по-прежнему останутся востребованными. А вот продажи билетов на те спектакли, которые были не очень интересны публике, могут рухнуть на 50-70%. В этом смысле любой кризис – возможность проверить свои силы и объективно оценить качество спектаклей».

«Имеет ли место сокращение продаж, мы сможем сказать, только когда проведем анализ по итогам месяца. Пока картина не ясна. Но то, что на театр обрушился шквал звонков от зрителей, – очевидно. Люди звонят уточнить, будут ли спектакли, не отменяются ли мероприятия. Некоторые интересуются, можно ли сдать билеты – боятся заразиться вирусом. Можно сказать, что это общая паника», – отметил в беседе с «Театралом» директор Театра Вахтангова Кирилл Крок.

По мнению собеседника издания, хотя в театрах и не наблюдается такой массовый поток посетителей, какой ежедневно проходит через музеи, парки или торговые центры, дополнительные меры против распространения вируса не будут лишними (напомним, ранее Театру Вахтангова пришлось отменить гастроли в Южную Корею и Китай, запланированные на май и июнь 2020 года).

Между тем, московские театры призывают публику сохранять спокойствие и уверяют: администрация делает все возможное, чтобы зрители могли чувствовать себя в безопасности. «Дорогие зрители! В театре принимаются все необходимые санитарно-профилактические меры для защиты здоровья: уборка помещений с применением специальных дезинфицирующих средств проводится три раза в сутки; перила и дверные ручки обрабатываются каждый час; в ближайшее время будут установлены ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха и диспенсеры с антисептиком для рук, – отмечается на официальной странице Театра им. Пушкина в Facebook. – Приходите в Театр Пушкина и поддерживайте иммунитет яркими, теплыми и незабываемыми эмоциями!».

Планов по отмене спектаклей у московских театров, судя по всему, тоже пока нет. «Дорогие друзья, в связи с указом об отмене массовых мероприятий в Москве, многие обеспокоены вопросом, будут ли внесены изменения в репертуар театра. На сегодняшний день запрещены только мероприятия, рассчитанные на пять тысяч человек и более. Поэтому спектакли ЦДР идут согласно запланированному репертуару, – написала на странице театра в Facebook администрация «Центра драматургии и режиссуры». – Пожалуйста, внимательно относитесь к своему здоровью, но обязательно сохраняйте спокойствие! Мы приложим все усилия, чтобы позаботиться о безопасности наших зрителей, и надеемся, что хорошее настроение, подаренное спектаклями ЦДР, положительно отразится на вашем самочувствии».

Говоря о том, что же останется театрам, если и Москву не минует участь карантина, Леонид Роберман отметил: «Пока все, что мы можем, – это продолжать работать. Снижать цены на билеты мы не собираемся – ровно как и выставлять на входе людей, которые будут измерять температуру. На мой взгляд, этим должны заниматься специальные компетентные государственные учреждения, которые могут организовать это лучше, чем кто бы то ни было.

Если все же случится карантин, мы подчинимся, примем как данность, хотя, уверен, такой расклад сильно повлияет на всех. Здесь соединятся сразу несколько факторов: первый – сам карантин, в течение которого люди не будут покупать билеты в театр, второй – неопределенность и, как следствие, отказ от покупки билетов на будущее, ведь неясно, когда этот карантин закончится. А впереди лето – и это третий фактор. Другими словами, если карантин будет введен хотя бы на один месяц, отрасль приостановит работу в лучшем случае на четыре месяца. Государственные учреждения в этом случае получат поддержку, а вот для частного бизнеса ситуация окажется губительной. К сожалению, в трудный момент частному театру на помощь государства рассчитывать не приходится…»

Отвечая на вопрос, чем вызвана столь сильная тревога московской публики, Роберман отметил: «Люди начинают испытывать страх, когда им предоставляется неполная информация или же информация, которой невозможно доверять. Даже не самая воодушевляющая, но достоверная информация, добавляет спокойствия и ясности. Человек понимает, как себя вести: предупрежден – значит, вооружен. В противном случае люди начинают впадать в панику и опасаться всего подряд. Именно поэтому так важно, чтобы государство проводило прозрачную информационную политику. Но это уже зависит не от нас…»

Источник публикации Журнал Театрал, 13.03.2020, Анна Тимина, Татьяна Власова, Мария Михайлова