«Музыкальный мир Александра Сокурова»: концерт на «Лендоке» (6 апреля 2022)

«Музыкальный мир Александра Сокурова»: концерт на «Лендоке» (6 апреля 2022)
Фото Jeff Spicer / Getty Images

6 апреля в пространстве Открытой киностудии «Лендок» (прежнее название – Санкт-Петербургская студия документальных фильмов), в цикле «Музыкальная среда» состоится концерт «Музыкальный мир Александра Сокурова». Прозвучат фрагменты сочинений Бетховена, Малера, Чайковского, Шостаковича, выбранные Сокуровым для своих фильмов, а также современная музыка, написанная специально для сокуровских картин: в частности, вальс Мурата Кабардокова, вошедший в фильм «Франкофония». Исполнители – музыканты Симфонического оркестра Ленинградской области под управлением Михаила Голикова, с которыми у Александра Сокурова давние творческие отношения. Режиссер будет присутствовать на концерте.

Музыка в фильмах Александра Сокурова играет важнейшую роль, однако Сокуров, кажется, лучше всех сейчас (Тарковского давно нет в живых) понимает опасность неумелого использования музыки в кино, тщательно выбирая для своих картин музыкальные фрагменты.

Отмар Нуссио и Кшиштоф Пендерецкий в «Одиноком голосе человека», Густав Малер в «Тихих страницах», Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Оливье Мессиан в «Духовных голосах», Рихард Вагнер в «Молохе», Максим Березовский в «Московской элегии»… Шостакович, конечно же («Дмитрий Шостакович. Альтовая соната»).

Отдельной строкой стоит упомянуть композиторов, писавших специально для Сокурова: Юрия Ханона (Ханина; «Дни затмения», «Спаси и сохрани») и Андрея Сигле («Телец», «Отец и сын», «Солнце», «Александра», «Фауст»).

Сокуровское кино немыслимо без музыки, но музыка для Сокурова – искусство отдельное. В беседе с журналистом Сергеем Уваровым (см. выпущенную НЛО книгу «Интонация. Александр Сокуров») он так прямо и говорит:

«Мое принципиальное убеждение, что музыка не нуждается в иллюстрировании и изображение тоже не нуждается в иллюстрировании. Они существуют отдельно, у каждого своя задача, и очень часто фонограмма и изображение в фильме ничем не обязаны друг другу. Появление той или иной темы в фильме иногда объясняется только влюбленностью автора в музыкальное произведение и в композитора, его эстетику – и ничем другим. И музыка никак напрямую не соотносится с драматургией фильма. В моем случае это часто так бывает».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм