«Музыка изоляции»: композиторы из Терезина в Электротеатре Станиславский (9 мая 2021)

«Музыка изоляции»: композиторы из Терезина в Электротеатре Станиславский (9 мая 2021)
Иллюстрация https://electrotheatre.ru/electrozone/event.htm?id=2189

Музыка Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Виктора Ульмана, Ханса Красы прозвучит 9 мая 2021 на основной сцене Электротеатра Станиславский. Начало концерта в 20.00. Исполнители: Александр Тростянский (скрипка), Елена Рольбина (скрипка), Илья Гофман (альт), Федор Амосов (виолончель), Виталий Егоров (фортепиано). Также в концерте принимают участие артисты Электротеатра Юлия Абдель-Фаттах и Евгений Самарин. Автор идеи проекта «Музыка изоляции» – Наталья Сахарова, режиссер – Светлана Прохорова.

Гидеон Кляйн (1919-1945) погиб в лагере Фюрстенгрубе, Павел Хаас (1899-1944) был убит в Освенциме, там же закончились жизни Виктора Ульмана (1898-1944) и Ханса Красы (1899-1944). Все они, перед отправкой в лагеря смерти, были этапированы в «показательный еврейский город-гетто в чешском Терезине (нем. Терезиенштадт), который нацисты использовали в качестве пропаганды, сняв для этого специальный фильм “Фюрер дарит евреям город”». (Владимир Тарнопольский)

«Среди заключенных Терезина было множество выдающихся артистов. Еврейские музыканты организовали очень насыщенную музыкально-концертную жизнь, исполняли оратории Гайдна, Реквием Верди, оперы Моцарта и Сметаны. В гетто музыканты организовали специальный ансамбль, название которого мистически совпадает с названием ансамбля, которым я сейчас руковожу – “Студия новой музыки”. Пражский композитор Ханс Краса специально для свезенных в Терезин детей сделал версию своей детской оперы “Брундибар” и несколько раз эту оперу исполнил. Только исполнители все время менялись – одну партию увозили в концлагеря и газовые камеры, а новую привозили. Один из самых многообещающих молодых композиторов – Гидеон Кляйн – написал в чешском гетто свои наиболее яркие сочинения. Его Струнное трио было закончено за девять дней до отправки композитора в Освенцим. Виктор Ульман написал в Терезине свою оперу “Император Атлантиды”, в которой Смерть отказывается забирать людей к себе.

<…>

Мне кажется, что для развития музыки в Чехии и Словакии уничтожение таких сильных и столь разных композиторов обернулось настоящей трагедией. Это были композиторы совершенно разных направлений: кто-то активно обращался к элементам джаза, другие – к фольклору, а некоторые тяготели к 12-тоновому письму. Все это не получило своего развития, и, может быть, музыкальная культура потеряла своих будущих Стравинских или Шенбергов. Во всяком случае, во второй половине ХХ века чешские композиторы, игравшие такую важную роль в европейской музыкальной истории, проявили себя несопоставимо мало».

«МО»