Московские гастроли сибирского оркестра

Томский филармонический оркестр выступил в «Зарядье" и "Филармонии-2"
Московские гастроли сибирского оркестра

2021 год — знаменательный для Томской филармонии и Томского филармонического оркестра. Они ровесники: были образованы в 1946 и ныне отмечают 75-летие.

В истории оркестра были разные творческие периоды. Новый этап начался три года назад, когда после многих лет поисков достойного руководителя коллектив возглавил именитый дирижер Михаил Грановский — также юбиляр нынешнего года (в июле ему исполнилось 50 лет). С его приходом на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестр обрел новое творческое дыхание, заметно изменилось к лучшему качество звучания, репертуар постоянно пополняется шедеврами классики и новыми сочинениями современных композиторов. Важно, что маэстро Грановский не подстраивается под вкусы публики, а наоборот, стремится приобщить томских слушателей к лучшим образцам академического музыкального искусства (пусть и не всегда простым для восприятия).

Кульминацией юбилейного года стали гастроли ТАСО в Москве (два концерта: 9 ноября в «Филармонии-2» и 10 ноября в «Зарядье») и Санкт-Петербурге (11 ноября в Концертном зале Мариинского театра).

До этого оркестр принял участие в Симфоническом форуме в Екатеринбурге. ТАСО представил программу из произведений советских композиторов, в которую вошли увертюра Глиэра «Ферганский праздник», сюита из балета Хачатуряна «Спартак», «Fratres» Пярта, симфония № 7 «Эпилог» Канчели. Успешное выступление нашло отклик и у публики, и у критиков. Так, Лариса Барыкина отметила, что Томский оркестр представил «самую цельную и умно составленную программу – советская музыка в диапазоне от 1940-х до 1990-х, – включающую как редкости, так и шлягеры <…> стал открытием форума. Три сезона им руководит Михаил Грановский, и коллектив не консерваторского города оставил самое благоприятное впечатление: звук в целом и баланс групп, соло отдельных инструментов и общая культура».

Прекрасное впечатление произвел оркестр и в Москве. ТАСО выступил в столице не впервые. Предыдущий концерт состоялся 12 марта 2020, за несколько дней до объявления локдауна, в Концертном зале имени Чайковского с программой из произведений Лядова («Волшебное озеро»), Чайковского (Второй фортепианный концерт, солист Борис Березовский) и Рахманинова (Симфония № 3).

В программу нынешних гастролей вошли «Половецкие пляски» Бородина, Концерт № 3 Рахманинова (солисты: Денис Мацуев 9 ноября и Андрей Гугнин 10-го), «Шехерезада» Римского-Корсакова.

Вероятно, юбилейный характер концертов стал тем фактором, который добавил оркестрантам чувство ответственности, ощущение эмоционального подъема, положительно повлиял на качество исполнения. Томский симфонический предстал зрелым коллективом, достойно украсившим столичную филармоническую афишу. Безусловно, сказывается планомерная работа, которую оркестр ведет под руководством маэстро Грановского. Коллектив прекрасно справился со всеми задачами, которые ставят музыка и маэстро.

Великолепное впечатление оставил ансамбль дирижера и оркестра. Дирижерский жест Михаила Грановского предельно четок и осмыслен, точен и тщательно выверен, красив и понятен. Дисциплинированный, превосходно обученный коллектив следует ему, с абсолютной точностью воплощая волю маэстро, его замысел и интерпретацию. Под руками и взглядом дирижера оркестр звучит одновременно масштабно и деликатно, гибко выявляя и развивая в многолинейной фактуре каждую тему, голос, контрапункт, мелодическую горизонталь и аккордовую вертикаль музыкальной ткани, внятно артикулируя. Тщательно проработана каждая деталь — и это становится основой для свободного вдохновенного музицирования на сцене.

«Половецкие пляски» и особенно «Шехерезада» насыщены сольными эпизодами. Особо отметим концертмейстера Семена Промое, солировавшего в «Шехерезаде».

Те, кто побывал на двух московских концертах, имели возможность сравнить трактовки Третьего концерта Рахманинова пианистами Денисом Мацуевым и Андреем Гугниным. Это были, естественно, две разные интерпретации. Концерт у оркестра прозвучал как симфония, освободившаяся от исполнительских штампов.

Мастерство, продемонстрированное сибирским коллективом, позволяет ТАСО претендовать на место лучших региональных оркестров России, рядом с оркестрами Екатеринбурга, Новосибирска и Татарстана. При том, что возможности несравнимы: Томск — не консерваторский город, здесь нет вуза, выпускники которого могли бы пополнять оркестр и создавать действующим оркестрантам конкуренцию. Для ее появления нужно приглашать музыкантов из других регионов, а это связано со значительными затратами (зарплаты, предоставление жилья и т.д. и т.п.).

Что же касается маэстро Михаила Грановского, то он, безусловно, может многое дать и столичным коллективам. Он исключительно эрудирован, обладает огромным репертуаром и постоянно его пополняет. И в будущем его можно рассматривать как претендента на руководство одним из именитых оркестров Москвы.

«МО»