Московская филармония — к 140-летию со дня рождения Стравинского: два концерта в юбилейный день (17 июня 2022)

Московская филармония — к 140-летию со дня рождения Стравинского: два концерта в юбилейный день (17 июня 2022)
Игорь Стравинский в Москве, 1962. Фото Владимир Григорович / Музыкальное обозрение

17 июня 2022 исполнится 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского (1882-1971). В этот день Московская филармония проведет два одновременных концерта: в КЗЧ и Филармонии-2. Александр Лазарев продирижирует в Зале имени Чайковского Госоркестром и музыкой к балету «Жар-птица», а солисты РНМСО исполнят в Филармонии-2 «Историю солдата».

В «Хронике моей жизни» (М.: Издательский дом «Композитор», 2005) Стравинский вспоминал: «Дягилев, только что приехавший тогда в Петербург, предложил мне написать музыку балета Жар-птица для сезона “Русских балетов” в Парижской опере весною 1910 года. Несмотря на то, что меня пугал самый факт заказа к определенному сроку, – я еще не знал своих сил и боялся запоздать, – я все же дал согласие. Предложение это было для меня лестным. <…> Всю эту зиму я с большим увлечением работал над Жар-птицей и благодаря этой работе был в постоянном контакте с Дягилевым и его сотрудниками. Фокин ставил танцы по мере того, как я частями сдавал ему музыку. <…> И хотя сейчас развитие классического танца и его проблемы кажутся мне гораздо более актуальными и волнуют меня несравненно больше, чем далекая эстетика Фокина, я все же считаю, что я в состоянии судить о ней и вправе сказать, что в этом плане предпочитаю, например, могучую хореографию “Половецких плясок” в “Князе Игоре” с их четкими и уверенными линиями несколько вялым танцам Жар-птицы. Возвращаясь теперь к музыке, я с удовольствием вспоминаю то мастерство, с которым превосходный дирижер Габриель Пьерне исполнил мое произведение». (Перевод с французского Л. В. Яковлевой-Шапориной)

Вместе с «Жар-птицей» 17 июня в КЗЧ прозвучат Сюита из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова и Второй скрипичный концерт Прокофьева (солист – Павел Милюков).

В «Истории солдата» (Филармония-2) солируют:

  • Наина Кобзарева (скрипка)
  • Антон Пермяков (контрабас)
  • Иван Тихонов (кларнет)
  • Евгения Корнеева (фагот)
  • Андрей Дёмин (труба)
  • Юрий Мажорин (тромбон)
  • Владислав Шумихин (ударные)
  • Илья Репенак (чтец)

Дирижер – Филипп Крючков (выпускник Московской консерватории по классу контрабаса, ученик Рустема Габдуллина, лауреат II премии Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого в Санкт-Петербурге 2016 года и I премии Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра 2020 года, концертмейстер группы контрабасов РНМСО; в настоящее время обучается оперно-симфоническому дирижированию у Анатолия Левина).

В концерте также участвует художник по песку Лилия Чистина.

Напомним в связи с концертом, что «Историей солдата» (“L’Histoire du soldat”) озаглавил свое либретто (взяв за основу сказочный сюжет из широко известного сборника Александра Афанасьева) швейцарский писатель Шарль Фердинанд Рамю, с которым Стравинский дружил и работал вместе над опусом, известным также как «Сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая». Название «История солдата» «прижилось» в изданиях партитуры, работах музыковедов, концертных программах.

В уже упомянутой «Хронике моей жизни» Стравинский не мог не коснуться и Сказки о солдате:

«По правде говоря, те, кто утверждают, что могут вполне наслаждаться музыкой лишь с закрытыми глазами, слышат ее ничуть не лучше, чем с открытыми, но все дело в том, что отсутствие зрительных впечатлений дает им возможность предаваться в это время мечтам; звуки их убаюкивают, а это им нравится гораздо больше, чем сама музыка.

Все эти соображения побудили меня поместить мой маленький оркестр, исполнявший Сказку о Солдате, на самом виду с одной стороны сцены, тогда как с другой стороны находилась небольшая эстрада для чтеца. Такое расположение подчеркивало тесную связь трех основных элементов пьесы, которые, взаимодействуя друг с другом, должны были составить единое целое: посередине – сцена и актеры, по бокам – музыка и чтец. По нашему замыслу эти три элемента выступали то поочередно, то вместе, в ансамбле».

Музыковед и композитор Федор Софронов, в свою очередь, говорил об «Истории солдата» следующее:

«Это сочинение 1918 года выглядит одновременно таким русским и таким “всемирно-отзывчивым”, что часто слушателю невдомек, из скольких фольклорных и полуфольклорных стилистических слоев оно сложено.

Сам Стравинский говорил, что прототипом ансамбля “Истории солдата” является джаз. Выдающийся американский музыковед Ричард Тарускин писал, что все инструменты этого сочинения присущи другой группе народных музыкантов – это восточно-европейский сельский ансамбль, обычно состоящий из музыкантов-евреев и известный как клезмер. Еще более интересно предположение, что на ансамбль “Истории солдата” оказала влияние музыка швейцарских сельских капелл».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм