Мюзиклы спасут мир: в Новосибирске прошел IV Всероссийский фестиваль «Другие берега»

Мюзиклы спасут мир: в Новосибирске прошел IV Всероссийский фестиваль «Другие берега»
«Великий Гэтсби». Фото Виктор Дмитриев

На всех парусах

Машинальная реакция российского театрального сообщества на слово «мюзикл»: ну, это, конечно, не наш жанр… Словно подыгрывая этой городской легенде Новосибирский музыкальный театр дал своему ставшему уже регулярным фестивалю название «Другие берега». В нем – и признание инаковости жанра, и романтика знакомства с неведомым, и будоражащее ожидание столкновения с Другим в философском смысле, возможность отрефлексировать и отстроить собственное «я». И, конечно, тут и чисто географический аспект: на фестиваль съезжаются спектакли со всей страны и из-за рубежа.

Проводить фестиваль привозных спектаклей в театре регионального подчинения, находящемуся в Сибири, – сродни подвигу из фильма о супергероях: громадные расстояния делают логистику сумасшедшей. Поэтому силы для фестиваля копятся годами: он проводился в 2004, 2013 и 2019 и каждый раз представлял новосибирской публике спектакли со всей страны, от хитов московского Театра Мюзикла до самых заметных работ из регионов. «Другие берега» позиционируются как фестиваль новых музыкальных проектов и стремятся представить прежде всего премьеры последних лет.

Флаги в гости

Фестиваль 2022 года, проходивший с 15 по 23 сентября, включал в себя одиннадцать названий (в то время как предыдущие – только по семь). География – от Прибайкалья (Иркутский музыкальный театр) до обеих столиц (три московских и два петербургских проекта) с заходом на территорию СНГ – приехал спектакль Театра музыкальной комедии Узбекистана. В некоторые дни спектакли шли параллельно – помимо собственной сцены НМТ были задействованы театр «Глобус» и Камерный зал филармонии. Сопроводительная программа включала встречи с авторами: Андреем и Нонной Кротовыми, создавшими мюзикл «Доходное место», которым открывался фестиваль, и «дедушкой уральского рока» Александром Пантыкиным, чей «Бал воров» по всем признакам позиционировался фестивалем как спектакль-хедлайнер.

«Доходное место» Алтайского музыкального театра – проект не просто новый, а один из свежайших: премьера состоялась 8 апреля 2022. Главный режиссер театра Татьяна Столбовская поставила сюжет Островского в современном антураже, из-за чего повис вопрос: если действие происходит сегодня, почему все эти несчастные женщины, мужьям которых не повезло с доходными местами, просто не могут сами найти работу? Пьесы, стержнем которых является экономика, не пишутся на века, – то, что должно было быть сатирой, превратилось в манифест безальтернативного потребительства. Но бойкая постановка и яркие молодые артисты алтайской труппы нашли своего зрителя и в Новосибирске.

16 сентября прошел показ рок-мюзикла Александра Рагулина «Графиня де ла Фер», тоже появившегося в сезоне 2021/22. В индустрии аниме и кинематографе есть понятие «фансервис» – приемы, призванные сделать фанатом приятное. Теперь фансервис добрался и до отечественного театра: «Графиня» эксплуатирует всеми любимую историю о трех мушкетерах, причем делает это по преимуществу силами мюзикловых суперзвезд. В Новосибирск стянулась отборная плеяда: Анастасия Стоцкая в роли Анны Австрийской, Вера Свешникова в заглавной партии, а в ролях трех жертв красоты героини, по совместительству будущих мушкетеров – Ростислав Колпаков, сам автор и Александр Казьмин. Название спектакля – в известной мере лукавство: конечно, зритель должен сочувствовать прежде всего графу, который «умный, нежный, а главное – несчастный», даром что он без всякого разбирательства выносит приговор оклеветанной шестнадцатилетней жене, чья вина только в том, что она слишком нравится всем встречным мужчинам.

От себя НМТ показал на фестивале мартовскую премьеру – 17 сентября прошел мюзикл Владимира Баскина «Великий Гэтсби» со стихами Константина Рубинского. Художник Елена Вершинина отошла от визуальных реперов ар деко, благодаря чему у режиссера (и автора либретто) Натальи Индейкиной получилась абстрактно-универсальная история о радостях и уродствах брачных и внебрачных отношений. Обычно в заглавной партии лавину обаяния обрушивает на зрителей звезда новосибирской сцены Александр Крюков (лауреат «Золотой Маски»-2021 за роль Фомы в одноименном мюзикле НМТ, тоже взявшем «Маску» как лучший спектакль в своем жанре), но на фестивале Гэтсби сыграл только выходящий на ведущие позиции Кирилл Бедарев.

«Великий Гэтсби». Фото Виктор Дмитриев

«Фома» – джукбокс-мюзикл, составленный из песен группы ДДТ. Своего рода джукбокс привез на фестиваль и Театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана, выступавший 18 сентября. Их музыкальный спектакль «Интервью с легендой» основан на песнях из репертуара основателя узбекской эстрады Батыра Закирова – ностальгический возврат в ушедшую эпоху для старшего поколения.

Достоевский и другие бессмертные

Великолепным кураторским решением оказалось пригласить на фестиваль московский Рэп-театр со спектаклем «Преступление и наказание», созданным в мае 2022. Несмотря на оглушительный успех американского «Гамильтона» Лин-Мануэля Миранды, рэп-мюзиклы появляются нечасто: этот музыкальный жанр не органичен для артистов музыкального театра. Автор идеи, текстов и музыки «Преступления» профессиональный рэп-артист Лев Киселев триумфально шагнул на чужую территорию: в его мюзикле текст романа сконденсирован в полуторачасовое действо, которое не провисает ни на секунду и ни в чем не противоречит оригиналу. Остроумно вставленные камео из «Мертвых душ» и «Иронии судьбы» дополняют палитру, короткими мазками вырисовывая триколор русской души. Минимального размера состав работает по-мюзикловому ювелирно: солистам ничего не стоит собраться в ансамбль. Одной читкой рэпа партитура не ограничивается: в фестивальном спектакле мощным вокалом в партии Пульхерии Раскольниковой блеснула Карина Мостовая. 

«Преступление и наказание». Фото Дарья Жбанова

20 сентября, пока на сцене НМТ давали мюзикл «Ищите женщину» Иркутского музыкального театра, в молодежном театре «Глобус» прошел самый ажиотажный спектакль фестиваля – «Семейка Аддамс» тюменского Большого драматического театра. Он был одним из самых громких событий сезона 2020/21 (а это был сезон премьер «Шахмат» компании «Бродвей Москва» и «Антигоны» Театра-Театра). Шутка ли – первая российская постановка очень известного западного названия, да еще в драматическом театре, да еще и на периферии, но при этом на прекрасном бродвейском уровне. И даже не самый равномерный вокальный профессионализм труппы не портит гротескных персонажей этой сатирической истории о том, что каждый по-своему фрик и с этим нужно как-то жить. Спектакль – режиссерский дебют Дарьи Борисовой, ассистентки Алексея Франдетти, главного российского спеца по постановкам мюзиклов. Феноменальные для дебюта девять номинаций на «Золотую маску» принесли спектаклю в итоге только спецприз жюри «За ансамбль и освоение новых жанров», но тут жюри смотрело в корень: ансамбль работает так, словно его набирали на Бродвее, раскрываясь в хореографии Анатолия Войнова и Ирины Кашубы как роскошный сценический организм. Что до вокала, то, в частности, номинантка «Маски» Дарья Терёшина в роли юной делинквентки-садистки Венсдей Аддамс поет на совершенно звездном уровне.

«Семейка Адамс». Фото Дарья Жбанова

21 сентября зрительские потоки разделились снова: кто-то смотрел в филармонии моноспектакль Лики Руллы «Монологи о любви» (в Москве он идет в Центре драматургии и режиссуры), а кто-то отважился пойти в НМТ на немюзикловое название из Перми. Создатели «Антигоны» – композитор Ольга Шайдуллина, либреттистка Женя Беркович и режиссер Роман Феодори – назвали ее оперой для драматических артистов, и это действительно опера во всех смыслах слова. Чисто формально это серьезное вокальное произведение крупной формы – но это и опера в том смысле, в котором это слово используется, например, в термине «космоопера» или«рок-опера»: когда масштаб произведения настолько эпичен, что никаким менее пафосным словом просто не обойдешься. Что же до отсутствия оперного вокала – современная академическая сцена сплошь и рядом использует смешанные техники. Честно говоря, после «Антигоны» очень сложно вспомнить, как там пели и пели ли (но, конечно, пели), зато нельзя забыть, что каждый услышанный звук был музыкой. 

История, взятая у Софокла, раскрыта в спектакле безжалостной демонстрацией двух равновесных правд. Правда царя Креонта (Альберт Макаров) в том, чтобы после войны дать народу козла отпущения, назначить кого-то виновником непоправимых бед – смертей и разрушений, – и на эту роль он выбирает того, кому уже все равно: мертвого царевича, проигравшего братоубийственную бойню. Вот только живой Антигоне (Эва Мильграм) не все равно – это ее брат лежит непогребенным, смрадом разложения предостерегая от грядущих бунтов. Антигона не выбирала это родство, но и верность родственному долгу для нее не вопрос выбора. Она просто действует. Весь ее путь от могилы брата до собственной смерти укладывается в единое полуторачасовое отделение, которое воспринимается как один вдох ядовитого воздуха через респиратор – и лишь призрачную возможность выдоха в конце. В реальности мы не можем выносить наличия двух конфликтующих истин и чаще всего закрываем глаза на какую-то из них; показать их одновременно и так, чтобы мы не смогли отвернуться, умеет только искусство. «Антигона» сумела. 

«Антигона». Фото Дарья Жданова

…И стала лучшим мюзиклом своего сезона. Допустим, у театральных экспертов были свои резоны определить жанр именно так – например, чтобы не ставить «Антигону» в один ряд со спектаклями, основанными на конвенционном профессиональном академическом вокале. Но даже если не спорить с авторским определением этой работы, можно только поприветствовать ее в рядах мюзиклов. Ибо это говорит, что жанр – это спектр, границы которого размываются в любую сторону, а наблюдать процесс такого размытия в реальном времени значит быть свидетелем исторических трансформаций в театре. А еще это говорит о том, что мюзикл – нечто гораздо большее, чем развлекательный жанр. И что хотя глобальной задачей мюзикла по-прежнему является сделать жизнь зрителя лучше (а опера такой задачи себе не ставит), мюзикл может позволить себе прибегнуть для этой цели к хирургии без наркоза.

Под занавес

Остатки сладки, местами даже приторноваты, как комедия «Бал воров» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, прошедшая в предпоследний день фестиваля. И, конечно, какой же театр без форс-мажора и сюрпризов: в закрывавшем фестиваль мюзикле «Иосиф и его удивительный плащ снов» санкт-петербургского театра «Карамболь» пришлось экстренно заменить исполнителя главной роли: в итоге вместо Игоря Кроля (исполнителя ведущих партий в лицензионных хитах Музкомедии) в партии Иосифа дебютировал Сергей Коровин, артист «Карамболя» и Мюзик-холла. Можно придраться к тому, что премьера 2015 года – не столь уж новый музыкальный проект, но, во-первых, музыка Эндрю Ллойд-Уэббера не стареет, а во-вторых –  не стареет ветхозаветная история о непоколебимом в вере еврейском юноше, которая к тому же была показана буквально накануне праздника Рош ха-Шана, нового года.

«Иосиф и его удивительный плащ снов». Фото Дарья Жбанова

Из узника, ожидающего казни, библейский Иосиф возносится на пост второго человека в государстве и меняет судьбу своего народа. Казалось бы – чудо, место которому лишь в сказке или на сцене; но из повседневных чудес рождается то, что позволяет нам дождаться рассвета в самой темной ночи. Поэтому – да здравствует индустрия чуда под названием мюзиклы, да здравствует профессиональное производство надежды. Надежда ведь – тоже берег. Другой – но очень близкий, всего лишь по ту сторону занавеса.

Кей БАБУРИНА

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм