You have no items in your cart.
«Мир музыки Всеволода Мейерхольда»: абонемент газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии. 18 февраля и 4 марта, Камерный зал
Газета «Музыкальное обозрение» в Год российского театра представляет в Камерном зале Московской филармонии абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда».
Цикл концертов посвящен памяти великого реформатора российского и мирового театра Всеволода Мейерхольда и истории главного зала Московской филармонии — Концертного зала имени П.И. Чайковского.
Февраль — месяц Мейерхольда. Он родился 9 февраля 1874 года, 2 февраля 1940 года его жизнь трагически оборвалась. Здание на Триумфальной площади в 20-х – 30-х годах прошлого века было «Театром имени Мейерхольда» — пространством, где Мастер осуществлял свои гениальные замыслы и эксперименты. Именно это пространство Мейерхольд начал перестраивать под свой «театр будущего». В 1940 году, через два года после того как ГосТИМ был ликвидирован, здесь был открыт Концертный зал имени П.И. Чайковского, в котором реализованы многие конструктивные идеи Мейерхольда.
Обо всем этом слушателям концертов расскажут главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и историк архитектуры, профессор МАрхИ Андрей Кожевников. Концерты проходят при участии Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина и Музея-квартиры Вс.Э. Мейерхольда.
Мир музыки Всеволода Мейерхольда огромен и необыкновенно разнообразен: это и его собственное музицирование (на рояле, на скрипке); и музыка, которую он слышал в детстве, юности, в зрелые годы; это оперные спектакли, которые он ставил на протяжении всей жизни; музыкальные и драматические спектакли с музыкой классиков и современников; это сотворчество с выдающимися композиторами его времени — Прокофьевым, Шостаковичем, Глазуновым… «Музыка — самое совершенное искусство, — писал Мейерхольд. — <…> Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображений и чувств».
В концертах абонемента «Тайны филармонического дома» прозвучат сочинения современников Мейерхольда — Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и наших современников — Николая Попова и Александра Хубеева.
Концерты состоятся
18 февраля • «Тайны филармонического дома»
4 марта 2019 • «Несбывшаяся мечта»
Как и все концерты 2019 года, проходящие под эгидой «Музыкального обозрения», эти вечера посвящены 30-летию газеты.
Андрей УСТИНОВ о программе
Гений мирового театра режиссер Всеволод Мейерхольд был замечательным музыкантом. Он мыслил спектакль как симфонию. Он ставил оперы, сотрудничал с Шостаковичем, Прокофьевым, Глазуновым, играл на скрипке и мечтал о том, чтобы выстроить театральный спектакль как музыкальную партитуру. Его театр должен был открыться в здании, где ныне расположена Московская филармония, в стенах, спроектированных режиссером. В этом здании Мейерхольд и его друзья планировали открыть «Театр будущего». В Год театра в России мы посвящаем этот абонемент «Миру музыки» гения мирового театра — Всеволода Мейерхольда.
«Каждый из режиссеров должен быть не просто режиссером, а режиссером-мыслителем, режиссером-поэтом, режиссером-музыкантом — не в том смысле, что он будет либо на скрипке либо на рояле играть, а в том смысле, что он проникнется формулой Верлена: «Музыка прежде всего!»
«Если режиссер не музыкант он не может выстроить настоящего спектакля…»
«Страницы моих режиссерских записей выглядят как ноты, а пометками служат музыкальные знаки…»
«Что такое музыка? Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображения и чувств…»
Всеволод Мейерхольд
Мир музыки
Всеволода Мейерхольда
Абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»
4 марта 2019
Несбывшаяся мечта
Программа
Пролог
Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
13 прелюдий для фортепиано ор. 32 (1910)
№ 12 соль-диез минор
Елизавета Миллер (фортепиано)
Новелла 11
Мир музыки Всеволода Мейерхольда
Новелла 12
Александр Хубеев
Александр ХУБЕЕВ (1986)
Cryptocaylpse для виолончели, видео и электроники (2013)
Юлия Мигунова (виолончель)
Александр Хубеев (электроника)
Новелла 13
Несбывшаяся мечта Всеволода Мейерхольда
Александр СКРЯБИН (1871-1915)
24 прелюдии для фортепиано ор. 11 (1888-1896)
№ 2. Allegretto (ля минор)
№ 9. Andantino (Ми мажор)
№ 10.Andante (до-диез минор)
№ 13. Lento (Соль-бемоль мажор)
№ 15. Lento (Ре-бемоль мажор)
№ 14. Presto (Ми-бемоль мажор)
Елизавета Миллер (фортепиано)
Новелла 14
Шостакович и Мейерхольд
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)
«Галоп» из музыки к спектаклю «Клоп» ор. 19
Государственного театра имени Мейерхольда (ГосТиМ) (1929) Постановка В.Э. Мейерхольда, ассистент (работа над текстом) В.В. Маяковский, художники Кукрыниксы и А.М. Родченко, балетмейстер Н.А. Глан, дирижер Ю.С. Никольский
Елизавета Миллер (фортепиано)
Новелла 15
Семья
Новелла 16
Последние годы
Новелла 17
Последние дни
Новелла 18
Не повторить
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)
Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор ор. 67 (1944)
Памяти И.И. Соллертинского
Andante
Allegro con brio
Largo
Allegretto
Елизавета Миллер (фортепиано)
Станислав Малышев (скрипка)
Ольга Калинова (виолончель)
Эпилог
Автор и ведущий — Андрей УСТИНОВ
В концерте принимают участие:
Александр КОЖЕВНИКОВ — архитектор, профессор МАРХИ, кандидат архитектуры, знаток истории и архитектурного проекта здания Концертного зала имени П. И. Чайковского;
Ксения ЛАПИНА, главный хранитель Государственного театрального Музея им. А.А. Бахрушина.
18 февраля 2019
ТАЙНЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ДОМА
Программа
Пролог
Новелла 1
Вступление
Новелла 2
Скрипач
Новелла 3
Мир музыки Всеволода Мейерхольда
Новелла 4
Скрябин
Александр СКРЯБИН (1872–1915)
Два танца, соч. 73 (1914)
Гирлянды
Мрачное пламя
Новелла 5
Мейерхольд и Прокофьев
Новелла 6
Мейерхольд и Прокофьев. Последний парад
Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 10 (1912)
(переложение для двух фортепиано автора)
___Allegro brioso
___Andante assai
___Allegro scherzando
Фрагменты из музыки балета «Ромео и Джульетта» (1935)
(переложение для фортепиано)
___Танец антильских девушек
___Монтекки и Капулетти
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919)
(переложение для фортепиано)
Новелла 7
Современники
Новелла 8
Николай Попов
Николай ПОПОВ (р. 1986)
“SynchroSynth” для фортепиано, электроники и видео (2017)
Николай Попов (электроника)
Михаил Дубов (фортепиано)
Мона Хаба (фортепиано)
Видео — Эндрю Квинн
(Италия/Австралия)
Новелла 9
Тайны филармонического дома
Новелла 10
Стравинский
Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
«Весна священная», фрагмент из музыки балета (1913)
(авторская версия для двух фортепиано)
Автор и ведущий — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ
Архитектор, профессор МАРХИ, кандидат архитектуры — Александр КОЖЕВНИКОВ
Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России — Ирина МЕДВЕДЕВА
Композитор — Николай ПОПОВ
Михаил ДУБОВ, фортепиано
Мона ХАБА, вокал