«Мир музыки Всеволода Мейерхольда»: абонемент газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии. 18 февраля и 4 марта, Камерный зал

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда»: абонемент газеты «Музыкальное обозрение» и Московской филармонии. 18 февраля и 4 марта, Камерный зал

Газета «Музыкальное обозрение» в Год российского театра представляет в Камерном зале Московской филармонии абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда».

Цикл концертов посвящен памяти великого реформатора российского и мирового театра Всеволода Мейерхольда и истории главного зала Московской филармонии — Концертного зала имени П.И. Чайковского.

Февраль — месяц Мейерхольда. Он родился 9 февраля 1874 года, 2 февраля 1940 года его жизнь трагически оборвалась. Здание на Триумфальной площади в 20-х – 30-х годах прошлого века было «Театром имени Мейерхольда» — пространством, где Мастер осуществлял свои гениальные замыслы и эксперименты. Именно это пространство Мейерхольд начал перестраивать под свой «театр будущего». В 1940 году, через два года после того как ГосТИМ был ликвидирован, здесь был открыт Концертный зал имени П.И. Чайковского, в котором реализованы многие конструктивные идеи Мейерхольда.

Обо всем этом слушателям концертов расскажут главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и историк архитектуры, профессор МАрхИ Андрей Кожевников. Концерты проходят при участии Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина и Музея-квартиры Вс.Э. Мейерхольда.

Мир музыки Всеволода Мейерхольда огромен и необыкновенно разнообразен: это и его собственное музицирование (на рояле, на скрипке); и музыка, которую он слышал в детстве, юности, в зрелые годы; это оперные спектакли, которые он ставил на протяжении всей жизни; музыкальные и драматические спектакли с музыкой классиков и современников; это сотворчество с выдающимися композиторами его времени — Прокофьевым, Шостаковичем, Глазуновым… «Музыка — самое совершенное искусство, — писал Мейерхольд. — <…> Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображений и чувств».

В концертах абонемента «Тайны филармонического дома» прозвучат сочинения современников Мейерхольда — Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича и наших современников — Николая Попова и Александра Хубеева.

Концерты состоятся

18 февраля •  «Тайны филармонического дома»

4 марта 2019 • «Несбывшаяся мечта»

Как и все концерты 2019 года, проходящие под эгидой «Музыкального обозрения», эти вечера посвящены 30-летию газеты.

Андрей Устинов. Фото Алексей Колосов

Андрей УСТИНОВ о программе

Гений мирового театра режиссер Всеволод Мейерхольд был замечательным музыкантом. Он мыслил спектакль как симфонию. Он ставил оперы, сотрудничал с Шостаковичем, Прокофьевым, Глазуновым, играл на скрипке и мечтал о том, чтобы выстроить театральный спектакль как музыкальную партитуру. Его театр должен был открыться в здании, где ныне расположена Московская филармония, в стенах, спроектированных режиссером. В этом здании Мейерхольд и его друзья планировали открыть «Театр будущего». В Год театра в России мы посвящаем этот абонемент «Миру музыки» гения мирового театра — Всеволода Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд. Архивное фото, 1929 года

«Каждый из режиссеров должен быть не просто режиссером, а режиссером-мыслителем, режиссером-поэтом, режиссером-музыкантом — не в том смысле, что он будет либо на скрипке либо на рояле играть, а в том смысле, что он проникнется формулой Верлена: «Музыка прежде всего!»

«Если режиссер не музыкант он не может выстроить настоящего спектакля…»

«Страницы моих режиссерских записей выглядят как ноты, а пометками служат музыкальные знаки…»

«Что такое музыка? Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображения и чувств…»

Всеволод Мейерхольд

Мир музыки
Всеволода Мейерхольда

Абонемент Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

4 марта 2019
Несбывшаяся мечта

Кликните, чтобы увеличить

Программа

Пролог

Сергей РАХМАНИНОВ (1873-1943)
13 прелюдий для фортепиано ор. 32 (1910)
№ 12 соль-диез минор

Елизавета Миллер (фортепиано)

Новелла 11
Мир музыки Всеволода Мейерхольда

Новелла 12
Александр Хубеев

Александр ХУБЕЕВ (1986)
Cryptocaylpse для виолончели, видео и электроники (2013)

Юлия Мигунова (виолончель)
Александр Хубеев (электроника)

Новелла 13
Несбывшаяся мечта Всеволода Мейерхольда

Александр СКРЯБИН (1871-1915)
24 прелюдии для фортепиано ор. 11 (1888-1896)
№ 2. Allegretto (ля минор)
№ 9. Andantino (Ми мажор)
№ 10.Andante (до-диез минор)
№ 13. Lento (Соль-бемоль мажор)
№ 15. Lento (Ре-бемоль мажор)
№ 14. Presto (Ми-бемоль мажор)

Елизавета Миллер (фортепиано)

Новелла 14
Шостакович и Мейерхольд

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)
«Галоп» из музыки к спектаклю «Клоп» ор. 19
Государственного театра имени Мейерхольда (ГосТиМ) (1929) Постановка В.Э. Мейерхольда, ассистент (работа над текстом) В.В. Маяковский, художники Кукрыниксы и А.М. Родченко, балетмейстер Н.А. Глан, дирижер Ю.С. Никольский

Елизавета Миллер (фортепиано)

Новелла 15
Семья

Новелла 16
Последние годы

Новелла 17
Последние дни

Новелла 18
Не повторить

Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)
Трио № 2 для фортепиано, скрипки и виолончели ми минор ор. 67 (1944)
Памяти И.И. Соллертинского
Andante
Allegro con brio
Largo
Allegretto

Елизавета Миллер (фортепиано)
Станислав Малышев (скрипка)
Ольга Калинова (виолончель)

Эпилог

Автор и ведущий — Андрей УСТИНОВ
В концерте принимают участие:

Александр КОЖЕВНИКОВ — архитектор, профессор МАРХИ, кандидат архитектуры, знаток истории и архитектурного проекта здания Концертного зала имени П. И. Чайковского;

Ксения ЛАПИНА, главный хранитель Государственного театрального Музея им. А.А. Бахрушина.

18 февраля 2019
ТАЙНЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ДОМА

Кликните, чтобы увеличить

Программа

Пролог

Новелла 1
Вступление

Новелла 2
Скрипач

Новелла 3
Мир музыки Всеволода Мейерхольда

Новелла 4
Скрябин

Александр СКРЯБИН (1872–1915)
Два танца, соч. 73 (1914)
Гирлянды
Мрачное пламя

Новелла 5
Мейерхольд и Прокофьев

Новелла 6
Мейерхольд и Прокофьев. Последний парад

Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 10 (1912)
(переложение для двух фортепиано автора)
___Allegro brioso
___Andante assai
___Allegro scherzando
Фрагменты из музыки балета «Ромео и Джульетта» (1935)
(переложение для фортепиано)
___Танец антильских девушек
___Монтекки и Капулетти
Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» (1919)
(переложение для фортепиано)

Новелла 7
Современники

Новелла 8
Николай Попов

Николай ПОПОВ (р. 1986)
“SynchroSynth” для фортепиано, электроники и видео (2017)

Николай Попов (электроника)
Михаил Дубов (фортепиано)
Мона Хаба (фортепиано)
Видео — Эндрю Квинн
(Италия/Австралия)

Новелла 9
Тайны филармонического дома

Новелла 10
Стравинский

Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
«Весна священная», фрагмент из музыки балета (1913)
(авторская версия для двух фортепиано)

Автор и ведущий — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ
Архитектор, профессор МАРХИ, кандидат архитектуры — Александр КОЖЕВНИКОВ
Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России — Ирина МЕДВЕДЕВА

Композитор — Николай ПОПОВ
Михаил ДУБОВ, фортепиано
Мона ХАБА, вокал