Международный музыкальный фестиваль «Камерата» К 90-летию со дня рождения Саулюса Сондецкиса

Международный музыкальный фестиваль «Камерата»  К 90-летию со дня рождения Саулюса Сондецкиса
Саулюс Сондецкис
27 февраля в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии состоится открытие международного музыкального фестиваля «Камерата», посвященного 90-летию со дня рождения Саулюса Сондецкиса и 30-летию создания оркестра «Санкт-Петербург Камерата».

Дирижёр, педагог, народный артист СССР Саулюс Яцкович Сондецкис был личностью, далеко опередившей своё время. Это выражалось в его жизненной позиции, стиле общения, в творчестве, педагогике. «У него был дар великого педагога!» – утверждают музыканты, знавшие его.

Идея о проведении фестиваля возникла в связи с памятным юбилеем маэстро и тридцатилетием создания оркестра «Санкт-Петербург Камерата». Соратники и последователи маэстро, музыканты из разных стран объединились, чтобы своим творчеством воздать дань уважения и признательности Саулюсу Сондецкису за его вклад в продвижение молодых дарований, развитие музыкального искусства и укрепление культурных связей. Связующим звеном стал сын маэстро, виолончелист Витаутас Сондецкис, солист и концертмейстер NDR Elbphilharmonie Orchesters (Германия), составивший программу фестиваля.

«Одна из главных целей – встреча с коллегами и друзьями, – признаётся Витаутас, – «Работа в «Камерате» связана, пожалуй, с самым ярким, счастливым периодом нашей жизни. Я надеюсь, что благодаря фестивалю мы сможем, хотя бы отчасти, вернуть ту радость творческого общения, которую мы имели в те годы. Нашей задачей является продолжение деятельности Саулюса Сондецкиса. Ведь музыка объединяет всех, она вне языковых и других различий, она несёт в мир красоту и дарит радость».

В программе фестиваля – концерты в Большом и Малом залах филармонии, в Эрмитажном театре. Выступят музыканты, которые работали с маэстро:выдающийся ученик С.Сондецкиса Давид Герингас, один из самых известных в мире трубачей Сергей Накаряков, пианист, дирижёр, композитор Гедиминас Гелготас, пианистки Людмила Берлинская и Полина Осетинская, концертмейстер оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин. Дирижирует оркестром «Санкт-Петербург Камерата» Михаил Симонян.

***

В 1976 году в Берлине на конкурсе молодёжных оркестров им. Герберта фон Караяна оркестр музыкальной школы имени Чюрлениса под руководством С.Я. Сондецкиса, в состав которого входили учащиеся 12-17 лет, удостоился первой премии. Это была мировая сенсация! Вручение Золотой медали Гербертом фон Караяном стало свидетельством мирового признания уникального дарования Сондецкиса. Сразу после конкурса дирижёр и оркестр получили ряд приглашений из Нью-Йорка, Парижа, но решения принимались в Москве. Прошло несколько лет, прежде чем Сондецкис смог активно концертировать по всему миру. Список мировых звёзд, с которыми выступал маэстро, вызывает чувство восхищения – Мстислав Ростропович, Игорь Ойстрах, Владимир Спиваков, Николай Гедда, Иегуди Менухин, Наталья Гутман, Любовь Казарновская, Иван Монигетти, Максим Шостакович. Это лишь малая часть имён. По приглашению Святослава Рихтера Сондецкис был постоянным участником фестиваля «Декабрьские вечера».

За 50 лет творческой деятельности народный артист СССР, профессор С. Сондецкис дирижировал более 3000 концертов, с успехом выступал почти во всех европейских странах, в США, в Японии, на Кубе, в Канаде, на Тайване, в Южной Корее.

Cондецкис получил образование скрипача и 27 лет заведовал кафедрой струнных инструментов в Вильнюсской консерватории. С 1960 года маэстро являлся создателем и руководителем Литовского камерного оркестра, а в 1989 г. им был создан оркестр “Санкт-Петербург Камерата”, состоявший из студентов Ленинградской консерватории, где Сондецкис был почётным профессором. В 1990 г. по предложению Б.Б.Пиотровского оркестр перешёл под патронат Эрмитажа. Как только коллектив обрёл своё название и статус, он стал получать приглашения от самых престижных концертных организаций мира. Залогом этого интереса служил авторитет его руководителя Саулюса Сондецкиса. Он бы дирижёром мирового уровня, европейского склада. Люди, знавшие Саулюса Яцковича, отмечали его демократизм, открытость, готовность выслушать, поддержать. Молодым музыкантам он предоставлял возможность почувствовать себя “вне системы”, выступить на концертах под его управлением. В их числе Полина Осетинская, Сергей Накаряков и многие, многие другие.

Маэстро искренне считал, что есть вещи, которым можно научить каждого музыканта, и есть вещи, которым научить нельзя, например, дирижирование: «Очень странная, тайная профессия. Дирижёрами не становятся, а рождаются», – говорил он. – «Оркестр звучит, если дирижёр знает, что хочет сказать. А он должен твёрдо знать, чего хочет и не дать сбить себя с толку». Умение вести за собой коллектив, построить отношения с музыкантами, уверенность, ответственность и убеждённость в собственной правоте были основой его успеха.