«Мертвый город» Корнгольда в Новой Опере: второй премьерный блок (с 8 декабря 2022)

«Мертвый город» Корнгольда в Новой Опере: второй премьерный блок (с 8 декабря 2022)
Фото — Московский театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова, официальный сайт

В Московском театре Новая Опера возобновляются показы «Мертвого города» Эриха Корнгольда. Российская премьера оперы состоялась 14 апреля 2022. Второй премьерный блок охватит 8, 10, 11 декабря 2022, 17 и 19 марта 2023. В первых двух спектаклях солирует, как и в апреле, швейцарский тенор Рольф Ромей. 11 декабря партию Пауля исполнит Михаил Губский. Дирижирует спектаклями Дмитрий Матвиенко: музыкальный руководитель постановки Валентин Урюпин, дирижировавший апрельской премьерой, был вынужден впоследствии покинуть театр.

Подробнее о составах исполнителей можно узнать здесь.

Режиссер Василий БАРХАТОВ о своей постановке «Мертвого города»: «В личной трагедии мы всегда хотим, чтобы окружающий мир скорбел вместе с нами. Когда ты ощутил потерю, часы и трамваи непременно должны перестать ходить… но они, как назло, продолжают, тем самым оскорбляя своей непочтительностью нашу внутреннюю боль. Мир не желает замирать в угоду нашему несчастью, и тогда мы перестаем отражать его адекватно – накладываем свои меланхоличные фильтры на всё окружающее. Любой город хочется видеть исключительно скорбящим и “мертвым” в такие моменты. “Мертвый Брюгге” или любой другой город – в подобной ситуации не имеет значения. Ведь это “мертвое” не в архитектуре, а в глазах смотрящего. Опера “Мертвый город” всегда была и остается для меня историей мучительного освобождения от ушедшего человека, избавления от самой крепкой зависимости из известных мне».

Впервые «Мертвый город» Корнгольда был показан в декабре 1920 (двойная премьера в Гамбурге и Кельне).

«Либретто оперы написано композитором в соавторстве с отцом, консервативным музыкальным критиком Юлиусом Корнгольдом, на основе повести бельгийца Жоржа Роденбаха “Мертвый Брюгге” (1892) о вдовце, оплакивающем покойную жену на фоне мрачных городских пейзажей. Литературный первоисточник – символистский морок с ароматом гниения, нарисованный крупными мазками (“любовь”, “смерть”, “одержимость”, “еще смерть”) – сейчас читается с трудом (очень уж выспренно), хотя и не без некоторого удовольствия.

“Город, также некогда любимый и прекрасный, воплощал его сожаления. Брюгге был для него его умершей. А умершая казалась ему Брюгге. Все сливалось в одинаковую судьбу. Мертвый Брюгге сам был положен в гробницу из каменных набережных, с похолодевшими артериями его каналов, когда перестало в нем биться великое сердце моря”».

(Из материала «МО» – № 7, 2022 – «Город от ума»)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм