Мечислав Вайнберг: жизнь, творчество, судьба

Мечислав Вайнберг: жизнь, творчество, судьба
Мечислав ВАЙНБЕРГ

Книга польского музыковеда Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров» — наиболее полное к началу 2020-х годов издание на русском языке, представляющее жизненный и творческий путь выдающегося композитора ХХ века Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга (1919-1996).

Ее первый вариант вышел в Польше (в Познани) в 2013 году. В 2020-м актуализированная версия книги была опубликована в Германии.

Это не первое издание о Вайнберге, выпущенное в нашей стране. В СССР в 1972 году, когда композитор был в расцвете сил и таланта, вышла книга Людмилы Никитиной «Симфонии М. Вайнберга» (к тому времени были написаны 11 из 22 его симфоний). Следующие книги появились через 45 лет. В 2017 году при участии газеты «Музыкальное обозрение» вышли два издания: «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Страницы биографии. Письма (Материалы международного форума)» (издание Государственного института искусствознания) и «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение. Международный форум» (издание Большого театра России). В первом из них изложена объективная и достоверная, на наш взгляд, биография композитора, подготовленная русско-немецким исследователем Антониной Клоковой. В 2019 году к 100-летию со дня рождения композитора вышла новая книга Л. Никитиной «Моисей (Мечислав) Вайнберг. По страницам жизни через документы, воспоминания и исследования». Готовится книга А. Клоковой о Вайнберге.

Все же в России интерес музыковедов к творческому наследию и биографии Вайнберга пока невелик. Возможно, потому, что его время, с одной стороны, еще не ушло и живы те, кто его знал, а с другой — еще не вернулось? «Большое видится на расстоянии». В Европе же интерес к творчеству Вайнберга растет, начиная с 1990-х. И можно предположить, что в 20-е годы XXI столетия Вайнберг — пожалуй, самый исполняемый на Западе советский композитор после Прокофьева и Шостаковича. Интересуясь музыкой Вайнберга, европейские исследователи не остаются безучастными к его драматической судьбе… и истории советской музыки.

Почти 20 лет этой темой занимается английский исследователь Дэвид Фаннинг. В 2010 вышла его книга “Mieczysław Weinberg: In Search of Freedom” — первый масштабный труд, посвященный композитору (английское и немецкое издания). Сейчас Фаннинг готовит новое расширенное (почти 1000-страничное) издание. В 2019 году вышла книга английского музыковеда Даниэля Эльфика “Music Behind the Iron Curtain: Weinberg and his Polish Contemporaries”, в которой дан обзор музыки Вайнберга (на примере его струнных квартетов) в сравнении с творчеством польских композиторов-современников. Книге предшествовала диссертация, в которой также дан подробный анализ квартетов Вайнберга.

Различные аспекты творчества Вайнберга, в основном 1940-1960-х годов, рассматривает в своей книге «“Juden, die ins Lied sich retten” — der Komponist Mieczysław Weinberg (1919-1996) in der Sowjetunion» (2017) немецкий исследователь Верена Могль. При этом западные ученые, как правило, трактуют Вайнберга как композитора и музыканта, принадлежащего европейской культуре, лишь в силу обстоятельств вынужденного стать беженцем и остаться в СССР, к тому же пострадавшего от советской тоталитарной системы. Такое отношение к Вайнбергу обусловлено и гуманистическим мировоззрением, коллективным чувством ответственности и покаяния европейцев за Холокост, за преступления нацизма, неприятием любых форм диктатуры и тоталитаризма; установившимися в объединенной Европе, в Евросоюзе нормами равноправия в обществе, независимо от происхождения, места рождения, национальной идентичности.

Данута Гвиздяланка уже в самом названии книги фокусирует внимание на принадлежности композитора к трем музыкальным культурам: еврейской, польской и советской. И к трем мирам, в которых он сформировался как музыкант. В какой-то степени «за кадром» остается в ее книге тот исторический контекст, который важен для понимания биографии и творчества Вайнберга: история и трагедия еврейского народа в ХХ веке, мировые войны, пакт Молотова — Риббентропа, Холокост, «Пражская весна», многие особенности жизни в СССР в годы оттепели, застоя, перестройки, падение советской империи и то, как все это отразилось на жизни и судьбе композитора.

Вайнберг родился в Варшаве через год после окончания Первой мировой войны и обретения Польшей независимости (первым премьер-министром Польской Республики был всемирно известный пианист и композитор Игнацы Ян Падеревский). Он вырос в музыкально-театральной еврейской семье (отец был известным в Варшаве музыкантом), глубоко впитав мир национальных традиций, быта, музыки и театра. В то же время он получил прекрасное академическое образование: учился в Варшавской консерватории и считался одним из самых перспективных молодых польских пианистов и композиторов.

В неполных 20 лет жизнь Вайнберга резко изменилась. После заключения пакта Молотова — Риббентропа и начала Второй мировой войны он вынужден был покинуть Польшу и чудом оказался в СССР (по сути, бегство из Польши спасло ему жизнь). Его судьбу можно рассматривать как типичную судьбу беженца, эмигранта ХХ века. За годы жизни в Советском Союзе Вайнберг испытал и пережил то же, что и многие советские композиторы: жесткую критику (в период «антиформалистических» кампаний на рубеже 40-50-х) и признание, звездные годы и фактическое забвение в конце жизни.

Не раз смерть шла за ним по пятам. В сентябре 1939 году он успел бежать из Варшавы, к которой уже приближались войска вермахта. Едва не погиб по пути к польско-советской границе. 23 июня 1941 году получил диплом об окончании Минской консерватории, 26 июня покинул прифронтовой Минск, а через два дня город заняли фашисты. В 1948 был убит его тесть Соломон Михоэлс, за Вайнбергом была установлена слежка. В ночь на 7 февраля 1953 года он был арестован и 78 дней (с 7 февраля по 25 апреля) провел в Бутырской тюрьме. Только смерть Сталина и ходатайство Шостаковича спасли его.

Вайнберг прожил в СССР и России три четверти своей жизни и именно здесь создал почти все свои сочинения. Он вписался в матрицу советского композитора, именно в ней реализовал себя: в сложившихся обстоятельствах, в рамках жесткой идеологической системы. Вайнберг сочинял во всех жанрах: опера, балет, симфония, квартет, кино, песни, цирк… Пользовался всеми привилегиями члена Союза композиторов СССР. Удостаивался наград.

В СССР его музыка была знакома по кинолентам «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Последний дюйм», «По тонкому льду», «Афоня», мультфильмам — «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Двенадцать месяцев»… Его сочинения регулярно издавались, их исполняли и записывали выдающиеся музыканты: Эмиль Гилельс, Мария Гринберг, Леонид Коган, Михаил Фихтенгольц, Федор Дружинин, Мстислав Ростропович, Даниил Шафран, Александр Корнеев, Зара Долуханова, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин и оркестр Московской филармонии, Московский камерный оркестр Рудольфа Баршая, БСО под руководством Владимира Федосеева, Квартет имени Бородина, Квартет имени Бетховена, Квартет Большого театра, многие другие. Оперы и балеты ставились в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко, Камерном театре Бориса Покровского. Но композитор так и не завоевал славы, не стал классиком. Не все профессионалы были знакомы с музыкой Вайнберга и знали, что он написал даже больше опер, симфоний и квартетов, чем Дмитрий Шостакович, который исключительно высоко оценивал творчество Вайнберга — в том числе и в публичных выступлениях.

Дмитрий Шостакович, Ольга Рахальская, Мечислав Вайнберг. Фото начала 1970-х гг

Дружба с Шостаковичем, длившаяся более 30 лет — особая страница в жизни Вайнберга. Известно, что Шостакович в 1943 году поддержал приезд молодого композитора из эвакуации в Москву, а спустя 10 лет благодаря, в том числе, и его усилиям Вайнберг был освобожден из Бутырской тюрьмы. В течение многих лет Вайнберг показывал Шостаковичу все свои сочинения, и отзывы Дмитрия Дмитриевича были для него чрезвычайно важны. Вайнберг и Шостакович много играли в 4 руки; сохранилась запись 10-й симфонии Шостаковича, сделанная их дуэтом. Шостакович посвятил Вайнбергу 10-й квартет, Вайнберг Шостаковичу — Сонату № 5 для скрипки и фортепиано, вокальный цикл «Цыганская библия».

12-я симфония Вайнберга, написанная в 1975-1976 годах, посвящена памяти старшего друга. Вайнберга называют не только композитором ближайшего «круга Шостаковича» (эта мысль проходит и в книге Д. Гвиздалянки), но и иногда его эпигоном. Конечно, влияние гения на современников отрицать невозможно, и мало кому удавалось его избежать.

Но Вайнберг, преклонявшийся перед Шостаковичем, шел в творчестве своим путем. Шостакович же не раз отмечал, что многому учится у младшего коллеги и даже соревнуется с ним (например, в создании струнных квартетов).

Биография Вайнберга таит немало загадок, белых и темных пятен. Поиски точных сведений продолжаются, они собираются по крупицам. До сих пор идут споры по поводу даты рождения Вайнберга. Называют три: 8 декабря 1918-го, 12 января 1919-го, 8 декабря 1919 года. Последнюю дату сам композитор считал своим днем рождения, исходя из нее отмечал свои юбилеи, она же была вписана в его паспорт и указана на могильной плите. Не раз менялось имя: при рождении его назвали Мойше; попав в 1939 году в СССР, он получил имя Моисей и документы на это имя, которое в 1982-м сменил на Мечислав. Не все ясно с именем и биографией матери. Неизвестно место гибели родителей и младшей сестры.

Часть документов оказалась за рубежом или утеряна. Не обнародовано «дело Вайнберга» из архивов ФСБ. Не опубликована полностью магнитофонная запись бесед Вайнберга с Манаширом Якубовым, сделанная в 1994 году, хотя представленный на Международной конференции «Судьба и творчество М. С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения» (декабрь 2019 г., ГИИ) трехминутный фрагмент проливает свет на многие факты. Был период (вторая половина 1960-х), когда композитор жил фактически на две семьи. С тех пор тлеет конфликт первой и второй семей.

Лишь на склоне дней, в 1994, в интервью Манаширу Якубову в газете «Утро России» и Людмиле Никитиной в журнале «Музыкальная академия», композитор рассказал о некоторых эпизодах своей жизни. Эти интервью — единственные опубликованные автобиографические высказывания Вайнберга; их можно считать наиболее достоверными источниками информации. Но Вайнберг мог что-то забыть, напутать, а что-то сознательно скрыть (и скрывать всю жизнь). Определенные противоречия в его воспоминаниях, вероятно, были обусловлены необходимостью адаптации к жизненным обстоятельствам, компромиссами с системой, на которые Вайнберг, пережив столько драм и трагедий, не мог не идти. Он был крайне осторожен, осмотрителен, предпочитал не говорить о своем прошлом, о пережитом, публично не предаваться воспоминаниям. Его воспоминания — это его произведения. Это посвящения: памяти отца, матери, сестры, жертв Варшавского гетто, детей Освенцима…

Воспоминаниям же некоторых людей, считавших себя его друзьями, не всегда можно безоговорочно доверять: как правило, это устные рассказы, при каждом следующем пересказе обраставшие все новыми и, возможно, малодостоверными «подробностями», домыслами. Говорить о Вайнберге, писать о нем, вспомнить его даже в небольшой газетной заметке еще не так давно казалось проявлением некоего героизма: внести свою лепту, положить свой «кирпичик» в восстановление справедливости по отношению к композитору — и благодаря этому самому как будто подняться на более высокую нравственную ступень.

С 1990-х годов музыка Вайнберга стала известна на Западе. Благодаря шведскому музыканту и исследователю Перу Скансу и почитателю Вайнберга Тони Перссону появились первые записи произведений Вайнберга за рубежом. Издательство Peermusic classical выпустило почти все его сочинения. Музыканты бельгийского «Данель-квартета» записали и не раз исполнили все 17 квартетов композитора. Выдающийся вклад в продвижение музыки Вайнберга в мире внесли израильский дирижер, уроженец Польши Габриэль Хмура; советские и российские исполнители, ныне живущие за рубежом — скрипачи Гидон Кремер и Елена Прохорова; виолончелисты, ученики Мстислава Ростроповича Марк Дробинский, Иосиф Фейгельсон, Иван Монигетти; пианистка Елизавета Блюмина; дирижер Владимир Юровский; пианист и музыковед Яша Немцов…

Поворотным событием в судьбе творческого наследия Вайнберга стала постановка оперы «Пассажирка» на фестивале в Брегенце в 2010 году (режиссер Дэвид Паунтни, дирижер Теодор Курентзис). С нее началось триумфальное шествие «Пассажирки» по оперным сценам мира. За 10 лет спектакль Паунтни был перенесен в театры Варшавы, Хьюстона, Чикаго, Детройта, Майами, Тель-Авива. Опера была поставлена в Карлсруэ, Франкфурте-на-Майне, Дрездене, Гельзенкирхене, Орхусе, Гере, Брауншвейге, Граце, Саарбрюккене, Мадриде. Поставлены, в основном в Германии, и другие оперы Вайнберга: «Портрет», «Идиот», «Леди Магнезия», «Поздравляем!»

В России после смерти Вайнберга (в 1996-м) о нем вспоминали нечасто. В 1999 году, к 80-летию со дня его рождения, усилиями нескольких музыкантов был проведен небольшой фестиваль в Москве. В 2002 году на фестивале «Московская осень» в оркестровке Кирилла Уманского впервые прозвучала последняя, 22-я симфония Вайнберга, оконченная композитором в 1994 году в клавире. Самым резонансным событием стала премьера оперы «Пассажирка» в концертном исполнении в 2006-м в ММДМ, силами артистов МАМТа (дирижер Вольф Горелик, продюсер Григорий Папиш), спустя почти 40 лет после того, как опера была написана для Большого театра, но так и не поставлена.

2010-е годы можно назвать годами возвращения музыки Вайнберга сначала в Европе, потом в России: редчайший случай, когда творчество, казалось бы, забытого композитора воскресает практически из небытия. Исполняются симфонии, инструментальные концерты, квартеты, сонаты, другие камерные произведения. Выходят компакт-диски. В нескольких театрах поставлены оперы Вайнберга. Появляются новые материалы о композиторе, публикуются его письма и статьи о нем. Многое для этого сделано газетой «Музыкальное обозрение», своей работой по «возвращению Вайнберга» стимулировавшей интерес и внимание к творчеству Вайнберга в России.

Сейчас трудно сказать, что из наследия Вайнберга войдет в «Избранное», а что останется в архивах. Возможно, интерес к его музыке будет угасать и вновь появляться. Очевидно одно: Мечислав Вайнберг — явление советской и мировой музыкальной культуры ХХ века.

Книга Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг. Композитор трех миров» найдет в России заинтересованного читателя, так же как музыка Вайнберга с течением времени обретет в России и в мире еще более широкого и благодарного слушателя.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ