Вайнберг. Возвращение. Послесловие издателя

Вайнберг. Возвращение. Послесловие издателя

Судьба и творчество композитора Мечислава (Моисея) Самуиловича Вайнберга для «Музыкального обозрения» стали одной из главных тем направления «История. Наследие. Память».

В 2014 мы начали проект «Мечислав Вайнберг. „Пассажирка“. Первая театральная постановка в России» (куратор — главный редактор «МО» Андрей Устинов) вместе с Екатеринбургским театром оперы и балета. Премьере «Пассажирки», состоявшейся в сентябре 2016 года, предшествовала — впервые в истории отечественного музыкального театра — более чем двухлетняя подготовительная работа: презентация проекта в Москве, на конференции «Россия — Польша: музыкальный диалог» (2015), две презентации в Екатеринбургском театре (2016): с исполнением 8-й симфонии Вайнберга, постановкой радиопьесы Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45», другими событиями; создание сайта «Мечислав (Моисей) Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка оперы в России»; концерты из произведений Вайнберга и Шостаковича; заключение партнерского договора с Институтом Адама Мицкевича в Варшаве; поездка в Аушвиц (Освенцим).

Почти одновременно о премьере одной из опер Вайнберга объявил Большой театр, и в феврале 2017 года на Новой сцене ГАБТа была поставлена опера «Идиот». Несколько ранее премьеру «Идиота» в версии semi-stage показал Мариинский театр. В Мариинском состоялось концертное исполнение оперы «Поздравляем!»

27 января 2017, в 72-ю годовщину освобождения Советской армией Аушвица — эта дата с 2005 года отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста, — состоялась премьера «Пассажирки» в театре «Новая опера».

В феврале 2017 «Музыкальное обозрение», Большой театр России и Государственный институт искусствознания организовали Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение» и провели первую в России конференцию, посвященную творчеству выдающегося композитора, с участием музыкантов, режиссеров, исследователей, издателей более чем из 10 стран: среди них Дмитрий Абаулин, Юлия Бройдо, Екатерина Лобанкова, Сергей Медведев, Андрей Устинов (Россия), Данута Гвиздалянка, Александр Ласковский (Польша), Елена Дубинец (США), Мишель Ассаи, Дэвид Паунтни, Дэвид Фаннинг, Даниэль Эльфик (Великобритания), Антонина Клокова, Верена Могль, Яша Немцов, Елена Прохорова (Германия), Инесса Двужильная (Белоруссия), Жанна Менель (Израиль) и др. Гостьей Форума и конференции была Зофья Посмыш.

К Форуму были выпущены два издания: «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Страницы биографии. Письма (Материалы международного форума)» (издание ГИИ) и «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение. Международный форум» (издание ГАБТа).

18 февраля 2017 в Бетховенском зале Большого театра состоялось мировая премьера Концертино для виолончели и струнного оркестра ор. 43, написанного композитором в 1948 году, но по разным причинам так и не исполненного ни при жизни композитора, ни в течение последующих 20 лет. В сентябре 2016, незадолго до Форума, партитура была обнаружена в архиве музыковеда Манашира Якубова.

Изданием Концертино в 2018 открылось Собрание сочинений Мечислава Вайнберга — совместный проект «МО» и издательства «Композитор • Санкт-Петербург»: к настоящему времени выпущена первая серия (13 томов, 15 тетрадей), идет работа над второй серией (7 томов).

Газета инициировала проведение в 2019 «Года Мечислава Вайнберга в России». В Оргкомитет вошли генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель и главный дирижер БСО имени П.И. Чайковского Владимир Федосеев, директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская, генеральный директор издательства «Композитор • Санкт-Петербург» Светлана Таирова, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра Томас Зандерлинг, директор издательства DSCH Ирина Шостакович, известные музыканты и деятели культуры, а также посол Республики Польша Влодзимеж Марчиняк, директор Института Адама Мицкевича в Варшаве Кшиштоф Олендзский.

В 2019, в год 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга, под эгидой «МО» прошел Всероссийский фестиваль музыки Вайнберга, в ходе которого состоялось более 60 концертов, спектаклей и других мероприятий в 20 городах (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Красноярске, Ульяновске, Мурманске, Архангельске, на Платоновском фестивале в Воронеже и др.) и прозвучало около 50 сочинений композитора — примерно треть его наследия.

К 100-летию композитора был проведен совместный абонемент «МО» и Московской филармонии «Мечислав Вайнберг. Возвращение». В день 100-летия композитора, 8 декабря 2019, в ГИИ открылась трехдневная научная конференция «Судьба и творчество М.С. Вайнберга. К 100-летию со дня рождения».

В газете «Музыкальное обозрение» и на сайте muzobozrenie.ru, в других СМИ вышли многочисленные публикации, посвященные Вайнбергу. Его жизни и творчеству были посвящены программы «Наблюдатель» на телеканале «Россия – Культура». Видеостудией «Музыкальное обозрение» сняты два фильма-интервью вдовы Вайнберга Ольги Рахальской. В 2021 году вместе с издательством «Композитор • Санкт-Петербург» подготовлена к изданию в России книга Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг. Композитор трех миров» — новый том Библиотеки «Музыкального обозрения».

«МО»