«Лакме» Лео Делиба: премьера в Красноярском театре оперы и балета (1-4 марта 2022)

«Лакме» Лео Делиба: премьера в Красноярском театре оперы и балета (1-4 марта 2022)
Иллюстрация к спектаклю — Красноярский государственный театр оперы и балета, официальный сайт

С 1 по 4 марта в Красноярском театре оперы и балета – премьерные показы оперы Лео Делиба «Лакме». Режиссер-постановщик – Сергей Новиков. Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Рудин.

Дирижер – Владимир Ланде, художник-постановщик, художник по костюмам – Мария Высотская, художник по свету – Руслан Майоров, хормейстер – Дмитрий Ходош, хореограф – Юлиана Малхасянц.

Партию Лакме готовят Ольга Монастыршина, Инна Сподина, Дарья Фролова, Александра Черпакова (полный список исполнителей – здесь).

«Глубинные мотивы спектакля связаны с тем, что западный молодой человек может перевернуть весь мир восточной девушки. С одной стороны, это хорошо, потому что она открывает для себя совершенно неизведанные слова и чувства. С другой если вести себя неосторожно, то это ее убьет, потому что у нее нет полутонов в плане взаимоотношений с мужчиной. У Делиба, как и у ряда других композиторов того времени, например, Бизе и Пуччини, месседж о том, что западный человек, не понимая особенностей восточного менталитета, может, сам того не желая, оскорбить (причем, оскорбить смертельно) прописан в “Лакме” очень выпукло», – говорит режиссер Сергей Новиков, с 2017 – начальник Управления президента РФ по общественным проектам. Среди его постановок последних лет – «Опричник» П. И. Чайковского в Михайловском театре (2021).

А вот как описывается мартовская «Лакме» С. Новикова на сайте Красноярской оперы:

«”Лакме” – уникальное название, которого почти никто не знает, но музыку слышали практически все.

Опера написана Лео Делибом в период моды у французских романтиков на восточный колорит. Но сюжет опередил свое время, и через 30 лет – в начале XX века – тему столкновения западного и восточного образов жизни и мысли подхватит Дж. Пуччини в “Мадам Баттерфляй”, которая станет хитом мирового репертуара. Запад с вопиющей самоуверенностью диктует свои зачастую меркантильные ценности и просто отвергает то, что не способен осознать. Сегодня духовное и животное, высокое и приземленное, культурное и рыночное в больших городах переплелось. Поэтому в сюжете “Лакме” можно услышать отголоски событий, вспыхивающих в наши дни то в одном мегаполисе, то в другом.

Данная постановка “Лакме” ставит вопрос о необходимости внимания и бережного отношения друг к другу. Иначе даже людям, которых мы полюбили, можно нанести смертельную обиду».

Премьера «Лакме» (либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля на основе сюжета Пьера Лоти), напомним, состоялась 14 апреля 1883 в Опера Комик. Первой исполнительницей заглавной партии была американская оперная певица Мария ван Зандт (1858-1919). В Большом театре «Лакме» впервые прозвучала в 1892, в Мариинском – в 1903. Среди ее выдающихся российских исполнителей – Антонина Нежданова, Федор Шаляпин, Леонид Собинов.

30 мая 2021 в КЗЧ опера Лео Делиба была представлена в концертном варианте. Партию Лакме исполнила француженка Сабин Девьель.

«МО»