Композитор Фредерик Ржевски – 85 лет со дня рождения

Композитор Фредерик Ржевски – 85 лет со дня рождения

«Не назову себя тем человеком, который может судить о том, насколько я хороший композитор. Не так часто об этом думаю. Но если в своей профессиональной жизни вы много путешествуете, как это делаю я, – уверен, это должно как-то влиять на характер вашей работы и, особенно, на то, чем именно вы занимаетесь. <…> Общего пути нет. Конечно, я могу говорить лишь за себя. В своей собственной работе я заметил, что лучше не иметь – заранее – предельно четкого представления о конечной форме [того или иного опуса]. Лучше позволить ей [самостоятельно] развиваться – быть может, самым неожиданным образом. Наиболее удовлетворяющим лично меня нахожу тот случай, когда форма становится ясна только в конце [работы над сочинением]».

13 апреля 2023 исполняется 85 лет со дня рождения Фредерика Ржевски (1938-2021), одного из самых значительных американских композиторов, автора известнейшей оратории «Триумф смерти» (посвященной теме Холокоста; либретто Петера Вайса; 1987-1988). И – пианиста (в 2013, напомним, Ржевски солировал в собственном Фортепианном концерте: мировая премьера на BBC Proms; а до того – исполнял и записывал, в частности, Анри Пуссёра и Карлхайнца Штокхаузена).

Ржевски родился в Уэстфилде, штат Массачусетс, в семье еврейских эмигрантов из Польши. Пятилетним начал заниматься на фортепиано. Получил образование в элитной Phillips Academy, Гарвардском и Принстонском университетах. Среди его педагогов были такие мощные фигуры, как Роджер Сешнс и Милтон Бэббитт.

Отправившись, в 1960, по программе Фулбрайта, в Италию, учился у Луиджи Даллапикколы. В 1966 в Риме соосновал (с Элвином Карреном и Ричардом Тейтельбаумом) коллектив Musica Elettronica Viva, где сочетались свободная импровизация и живая электроника. В 1971 вернулся в Нью-Йорк. В 1977 начал преподавать в Льежской Королевской консерватории (в должности профессора композиции). Преподавал также в Йельском университете, Гаагской консерватории, лондонском Тринити колледже, других крупных учебных заведениях.

Во многих своих сочинениях Фредерик Ржевски выступал как социально-политический художник. Одна из наиболее известных его композиций такого рода – фортепианная “The People United Will Never Be Defeated!” («Когда мы едины, мы непобедимы!»): 36 вариаций на тему чилийской песни Серхио Ортеги.

Говоря об этих вариациях в одном из интервью, Ржевски вновь, как и в начале нашего материала, подчеркнул: «Порой музыкальные произведения обретают собственное существование, а почему и как – сказать трудно. Когда Пьер Дегейтер создавал свой “Интернационал”, он не мог знать, какую роль эта песня сыграет в мире. Да и зачем ему это было знать?»

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм