Капелла Полянского: двойной юбилей

Капелла Полянского: двойной юбилей
Валерий Полянский. Фото https://meloman.ru/performer/valerij-polyanskij/

В 2021 году отмечает двойной юбилей один из самых знаменитых коллективов страны: исполняется 50 лет Хору Валерия Полянского  и 30 лет Государственной академической симфонической капелле России.

Основатель обоих коллективов и их бессменный лидер все эти годы — Валерий Полянский, ныне прославленный маэстро, народный артист России, лауреат Государственных премий РФ.

Полвека хора

В 1971 22-летний студент Московской консерватории Валерий Полянский организовал студенческий хоровой коллектив. Первый его концерт состоялся 1 декабря 1971 в Малом зале Московской консерватории. Звучали “Ave verum” Моцарта и «Ночь» Чайковского в инструментовке Танеева для хора и оркестра.

Вспоминает В. Полянский:

«Потребовались инструменталисты, и заведующий кафедрой Алексей Зыбцев откомандировал ко мне ряд студентов. На скрипках сидели Михаил Копельман, Александр Брусиловский… Отзывы о нашем дебюте были самые благоприятные. Особенно памятны слова Давида Федоровича Ойстраха, который услышал трансляцию концерта по радио: “Думаю, у этих ребят большое будущее”.

С самого начала это был голый энтузиазм. Каждый приходящий на репетицию платил по 10 копеек. Опоздал — клади 20 копеек в кассу. За общие деньги мы копировали ноты. Тогда же ксероксов не было. Надо было вручную переписывать. Мы в своем хоре построили коммунизм. Когда мы стали хором консерватории, с подачи Бориса Ивановича Куликова через Министерство культуры хористам пробили концертные ставки. Каждый получал по 5 рублей за концерт. Эти “бешеные” деньги мы опять складывали в общую копилку, чтобы хором выезжать летом в славный город Светлогорск в Калининградской области. Жили по домикам, каждый день занимались в музыкальной школе, готовили программу на следующий сезон. В Светлогорске мы готовились и к конкурсу “Гвидо д’Ареццо” в Италии, на который поехали в 1975 году».

В 1975 году коллектив стал победителем Международного конкурса «Гвидо д’Ареццо» (Италия), завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» — символ лучшего хора конкурса. А Валерий Полянский — специальный приз лучшему дирижеру конкурса.

В 1980, после активного участия в культурной программе Московской Олимпиады (16 концертов), коллектив получил статус профессионального, став Государственным камерным хором Министерства культуры СССР.

Творческий диапазон хора был огромен. Одним из первых в СССР Хор Полянского, еще будучи студенческим, обратился к шедеврам русской хоровой духовной музыки XVIII века, исполнив все духовные концерты Д. Бортнянского, произведения М. Березовского. На другом полюсе — хоровые сочинения советских композиторов: Н. Сидельникова, Э. Денисова, А. Виеру, М. Гагнидзе, многих других, ежегодное участие в фестивале «Московская осень», на котором прозвучало множество мировых премьер, в том числе сочинений, посвященных В. Полянскому и его хору.

Особая страница в истории хора и в биографии В. Полянского — сотрудничество с А. Шнитке, премьеры его кантаты «История Доктора Фаустуса», «Реквиема», Хорового концерта на тексты армянского поэта Г. Нарекаци…

Хор исполнял редко звучавшие в то время, да и сегодня не самые популярные в хоровом репертуаре сочинения Дебюсси, Равеля, Хиндемита, Бриттена, Шимановского, Кшенека, Вила-Лобоса.

30 лет Капеллы

В 1991 Государственный камерный хор Министерства культуры СССР объединился с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, который с 1982 возглавлял Геннадий Рождественский. (Этот оркестр был преемником симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения, основанного в 1967).

Результатом слияния этих двух коллективов стало рождение Государственной симфонической капеллы России.

27 декабря 1991 в Большом зале московской консерватории прозвучала кантата Антонина Дворжака «Свадебные рубашки» под управлением Геннадия Рождественского.

С 1992 художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.

Госкапелла — уникальный коллектив, насчитывающий в своем творческом составе около 200 человек (хор, оркестр, солисты-вокалисты, дирижеры). Это позволяет исполнять поистине безграничный репертуар: помимо хоровых и симфонических программ, монографических симфонических циклов, посвященных Бетховену, Брамсу, Рахманинову, Малеру — это шедевры кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая…

С начала 2000-х отдельным направлением в деятельности Капеллы стали оперы в концертном исполнении. В абонементах Московской филармонии, в других залах Москвы (например, в Большом театре, РАМТе) прозвучало около 40 опер: Верди (ему много лет был посвящен абонемент в Зале им. Чайковского), Вагнера, Оффенбаха, Дворжака, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, а также популярные венские классические оперетты.

Капелла под управлением Валерия Полянского дважды участвовала музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде, организованном газетой «Музыкальное обозрение» (в 2008 и 2010).

В 2014 коллектив принял участие во Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение – opus 25».

20 декабря 2019 Валерий Полянский и Государственная академическая симфоническая капелла России провели центральный юбилейный концерт Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – opus 30», в котором прозвучала мировая премьера коллективного сочинения – Concerto grosso «Liberta/МО/30/2019» для симфонического оркестра, арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники.

Юбилейный сезон

Значительная часть концертов юбилейного сезона 2021/2022 пройдет под знаком 50-летия хора Капеллы. В репертуаре сезона — оперы и оперетты: «Риголетто» и «Трубадур» Верди, «Лоэнгрин» Вагнера, «Русалка» Дворжака, сценическая версия «Летучей мыши» И. Штрауса в Филармонии-2. Прозвучат «Маленькая торжественная месса» Россини и «Торжественная месса» Бетховена, «Коронационная месса» Моцарта и «Кармина бурана» Орфа, «Всенощное бдение» Рахманинова и Концерт для хора Шнитке на стихи Грегора Нарекаци.

Продолжается малеровский цикл, в котором коллектив исполнит Восьмую симфонию (уже в третий раз за последние три сезона) и Десятую в редакции Р. Баршая.

Капелла принимает участие в цикле «Все симфонии Шостаковича», посвященном 115-летию со дня рождения композитора, в зале «Зарядье». 22 октября в исполнении оркестра Капеллы под управлением В. Полянского прозвучит Шестая симфония Шостаковича.

В январе 2022 к 150-летию Александра Скрябина — два концерта (в «Зарядье» и в БЗК), в которых прозвучат Первая и Вторая симфонии композитора, «Прометей», «Предварительное действо», а также музыка к балету А. Немтина «Нюансы» по поздним фортепианным сочинениям Скрябина.

Как всегда, в программах сезона значительное место уделено творчеству Рахманинова.

Тренд этого сезона — французская музыка XIX–XX веков (от Берлиоза до композиторов «Шестерки»), которой посвящено несколько программ. В одном из концертов партнером капеллы выступит хор «Весна»: в их исполнении прозвучат «Глория» Пуленка и «Рождественская кантата» Онеггера.

В концертах примут участие солисты: пианисты Дмитрий Шишкин, Алексей Мельников, Екатерина Мечетина, Полина Осетинская, Татьяна Полянская; скрипач Максим Федотов; виолончелист Иван Сендецкий; дирижеры Дмитрий Крюков, Филипп Чижевский, Иван Никифорчин, Артемий Великий.

План концертов Государственной академической симфонической капеллы
под управлением Валерия Полянского в формате MS-Word.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ
«МО»