К 80-летию Фараджа Караева: фестиваль, концерты, конференция

К 80-летию Фараджа Караева: фестиваль, концерты, конференция

19 декабря 2023 исполнится 80 лет композитору, профессору кафедры теории музыки Московской консерватории, участнику АСМ-2 Фараджу Караеву. Ученик своего отца, знаменитого азербайджанского композитора Кара Караева, не порывающий с национальной традицией, он находится в диалоге с различными музыкальными, литературными, театральными, кинематографическими, художественными эпохами: от Скарлатти до Крама, от Малларме до Ахметьева, от Гойи до Магритта, от Ануя и Беккета до Тарковского и Вендерса.

МГК и юбилей Фараджа Караева

Фестиваль к 80-летию композитора открыла 20 сентября в БЗК Госкапелла России под руководством Валерия Полянского. Оркестровая серенада Фараджа Караева «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге», где автор обращается к моцартовскому Реквиему, предваряла исполнение Четвертой симфонии Альфреда Шнитке.

10 октября прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром “Elitist (Moz)art”, постлюдия для симфонического оркестра (КСО Московской консерватории, дирижер Анатолий Левин, солист Яков Кацнельсон).

12 декабря в программе “Piano & Forte” в Зале имени Мясковского – Соната № 2, «Музыка для города Форст», «…Господин Билайн – эксцентрик», Постлюдия I, Соната для двух исполнителей. Солисты: Михаил Дубов, Иван Соколов, Михаил Турпанов, Мона Хаба, Наталия Черкасова.

15 декабря в Рахманиновском зале прозвучат Concerto grosso памяти А. Веберна, пьесы «…alla “Nostalgia”», “Canción de cuna”, Концерт для оркестра и скрипки соло. Исполнители: Фарида Мамедова (сопрано), Станислав Малышев (скрипка), Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (дирижер Игорь Дронов).

Также 15 декабря в МГК состоится посвященная Фараджу Караеву конференция «На рубеже веков: Новая музыка постсоветского пространства».

ГЭС-2 и юбилей Фараджа Караева

30 октября на концерте «Вечное возвращение. Фарадж Караев» прозвучали сочинения «Эстафета», “(K)ein kleines Schauspiel”, «Посторонний», а также опусы других участников АСМ-2: Александра Раскатова, Владимира Тарнопольского, Виктора Екимовского.

Фарадж Караев и АСМ. «МО» и Московская филармония

14 ноября в Камерном зале МГАФ – Фарадж Караев, гость второго концерта абонемента «”Эхо столетия”. К 100-летию Ассоциации современной музыки. “Персона-композитор” (15-й сезон)», который проводится «Музыкальным обозрением» совместно с Московской филармонией (автор и ведущий Андрей Устинов). Концерт включен в программу 43-го фестиваля современной музыки «Московская осень».

Прозвучат сочинения Фараджа Караева “Malheur ma bat” (2001) для сопрано и гитары (мировая премьера); “Terminus” (1987) для виолончели соло; “…a crumb of music for George Crumb” (2004) для флейты, кларнета, тромбона, фортепиано, скрипки и виолончели; “Aus…” (1990) для вибрафона/мaримбы и кларнета/бас-кларнета; «Красота – утопия?» (1999) для гитары соло; Три багатели (2003) для флейты, кларнета, тромбона, фортепиано, скрипки и виолончели.

Исполнители – Ансамбль солистов «Студия новой музыки» (дирижер Игорь Дронов).

Слово о композиторе

«Фарадж Караев – один из самых интересных композиторов своего поколения. Прекрасно владея всеми приемами современного композиторского письма, он индивидуально ярко соединяет их с широко понимаемой национальной традицией. Его музыка всегда хорошо выстроена и отточена в своих деталях, но изящество и тонкость письма у Ф. Караева органично сочетаются с экспрессивной наполненностью музыкальной ткани и нестандартностью концепции целого». (Эдисон Денисов)

«Фарадж Караев – элегантнейший европеец, он замечательно владеет всеми современными техниками. У него блестящая классическая школа, и новейшие техники у него являются продуктом естественного роста классических техник. У Фараджа замечательный слух и прекрасный вкус! Он чрезвычайно строг к себе, к выбору музыкального материала, к методу работы с ним. В то же время в его сочинениях едва заметно проступает и “Восток”. Его музыка всегда чувственно-красива, но никогда не переходит в чувствительность, ему каким-то образом удается работать на грани сентиментального и как бы отчужденного. В его музыке нередко встречаются тончайшие аллюзии на “прекрасное былое”, но это не нарративные цитаты, а тонко инкрустированные кристаллы, заставляющие нас услышать знакомое совершенно по-новому». (Владимир Тарнопольский)

«Представитель среднего поколения отечественного авангарда второй половины ХХ столетия и один из наиболее самобытных творцов постсоветского художественного пространства, Фарадж Караев с самого начала творческой деятельности выступил приверженцем новейших тенденций в искусстве. Его творчество, переплавившее две культурные традиции – восточную (азербайджанскую) и западноевропейскую, – являет собой совершенно особый художественный организм. Композитор активно экспериментирует в области жанро- и формообразования, феномен его индивидуального стиля возникает на пересечении языков искусства, в свободе сопряжения композиционных техник и историко-стилевых контекстов. Основу поэтики музыкальной композиции Караева составляет область интеллектуального конструирования, обеспечивающая логику микро- и макрокомпозиционных процессов и детально разрабатываемая на прекомпозиционном этапе. На всех витках творческой биографии актуальным для него остаётся интертекстуальный подход – обретая значение практической методологии, универсалии, он во многом определяет и композиционную структуру сочинений: от интригующих названий-парафраз до детально выстроенной системы межтекстовых связей. “Событийность” музыки Фараджа Караева экзистенциальна, а “современность” понимается онтологически и ассоциируется не с акционированием и декларативностью, но с исследованием внутреннего измерения бытия, внимательным всматриванием в глубины культурно-исторического сознания и памяти – всем тем, что обеспечивает семантическую многослойность и многоплановость музыкальной композиции». (Александр Соколов, ректор Московской консерватории)

«Партитуры Фараджа Караева не завершаются – они прекращаются, с тем, чтобы в следующем сочинении вновь был пройден путь от вопроса к многоточию, от смысла к бессмыслице, от логики к абсурду, от космоса к хаосу. В таком ракурсе всеединства, покрывающем всё многообразие стилистики, форм и жанров, феномен караевского творчества может быть рассмотрен как один огромный гипертекст, сотканный из отсылок и примечаний к самому себе. <…> Мир музыки Фараджа Караева интеллектуален и поэтичен, его лирика беззащитна, а чувственность сокрыта маской иронии. В художественной панораме современности этот авторский голос различим и узнаваем, как узнаваема и его интонация – печальное и чуть отстранённое Да?.. Нет?.. Отнюдь… Увы, не удалось. Не знаю, не уверен…» (Музыковед Марианна Высоцкая в монографии «Между логикой и парадоксом: композитор Фарадж Караев»; М.: 2012)

Слово композитора

«Это понятие [постмодернизм] представляется мне неким обобщающим термином, означающим территорию вседозволенности, ограниченную строгими рамками высочайшего профессионализма, художественного интеллекта (интересно, может ли быть интеллект нехудожественным?), безупречного вкуса и убедительного замысла, – то есть всем тем, что и составляет понятие “талант”. Изъян в одной из составляющих или же некомплект оных автоматически стирает хрупкую грань, отделяющую истинное от ложного и мгновенно превращает артефакт в профанацию».

«Техника – это стило, которое со временем оттачивается и становится всё более острым и совершенным, а каждое вновь созданное сочинение – ступень бесконечной Gradus ad Parnasum. Владение “техникой” представляется мне таким же естественным, как, скажем, процессы жизнедеятельности человеческого организма: мы не задумываемся над частотой вдохов-выдохов, не регулируем частоту сердечных сокращений, это делает за нас наше естество».

Фарадж Караев родился 19 декабря 1943 в Баку, Азербайджанская ССР. В 1966 с отличием закончил Азербайджанскую государственную консерваторию им. Уз. Гаджибекова по классу композиции своего отца, профессора Кара Караева, в 1971 у него же – аспирантуру. С 1966 по 2003 преподавал композицию, инструментовку и полифонию в Азербайджанской государственной консерватории (с 1991 – Бакинская музыкальная академия), с 1994 – профессор. С 1991 живет в Баку и Москве. С 1999 – профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в 2003-2005 – профессор кафедры композиции Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова.

В 1994-1996 – вице-президент московской Ассоциации современной музыки (АСМ).

C 1995 – президент Общества современной музыки Yeni Musiqi, основанного им в Баку.

В 1980-1994 – художественный руководитель ВаКаRА-ENSEMBLE (Баку).

В 1991-1992 – стипендиат культурного фонда А. Круппа (Эссен, Германия).

В 2007-2008, 2010-2011, 2013-2014, 2015-2016 – художественный руководитель Проекта Министерства культуры и туризма Азербайджана «Лицом к лицу со временем» («Zamanla üz-üzə»).

В 2011, 2013, 2015 – художественный руководитель Международного фестиваля современной музыки имени Кара Караева в Баку.

Сочинения Ф. Караева исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей его произведений – дирижеры А. Лазарев, Г. Рождественский, В. Синайский, В. Полянский, М. Шостакович, В. Понькин, В. Юровский, Р. Абдуллаев, Э. Багиров, И. Метцмахер (Германия), Р. де Леу (Нидерланды), Э. Спаньярд (Нидерланды), Р. Фрайзитцер (Австрия), Д. Сакс (США); Ансамбль солистов оркестра Большого театра, Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль «Студия новой музыки», Ensemble Modern (Германия), Nieuw Ensemble (Нидерланды), Schönberg Ensemble (Нидерланды), Ensemble Reconsil Wien (Австрия), Quatuor Danel (Франция), ансамбль Continuum (США) и др.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.