Абонемент № 126 . «Эхо столетия». К 100-летию Ассоциации современной музыки. «Персона-композитор» (15-й сезон). Автор и ведущий Андрей Устинов

Абонемент № 126 . «Эхо столетия». К 100-летию Ассоциации современной музыки. «Персона-композитор» (15-й сезон). Автор и ведущий Андрей Устинов

Абонемент № 126

«Эхо столетия»

К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

Проект Московской филармо­нии и «Музыкального обозре­ния» «Персона – композитор» — долгожитель. 23 октября 2023 в МГАФ открылся юби­лейный 15-й сезон. За предыдущие годы на сцене Камерного зала МГАФ прошло 40 концертов этого абонемента, в которых мы представили творчество 37 россий­ских композиторов разных поколений. София Губайдулина, Родион Щедрин, Ан­дрей Эшпай, Сергей Слонимский, Вла­димир Тарнопольский, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Юрий Воронцов, Ми­хаил Броннер, Сергей Жуков, Сергей Не­вский, Артем Васильев, Илья Демуцкий, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев… Звучала их музыка и — в беседах со мной — их размышления о музыке, о себе и мире.

«Эхо столетия»

Абонемент «Персона – композитор» сезона 2023–2024 мы назвали «Эхо сто­летия». Его проведение совпало со 100-летием Ассоциации современ­ной музыки, основанной в 1923 и объе­динявшей самые яркие, новаторские яв­ления в советской музыке того времени и большинство ведущих советских ком­позиторов тех лет. Именно этот факт в истории музыки стал для композиторов — наших современников зовом истории и позывным для создания в 1990 Ассоциа­ции современной музыки-2, в которую вошли Александр Вустин, Леонид Грабов­ский, Виктор Екимовский, Фарадж Кара­ев, Юрий Каспаров, Николай Корндорф, Василий Лобанов, Александр Раскатов, Дмитрий Смирнов, Владимир Тарнополь­ский, Елена Фирсова, Вячеслав Шуть. Воз­главил АСМ-2 Эдисон Денисов.

Позже к АСМ-2 присоединились Алек­сандр Кнайфель, Сергей Павленко, Вя­чеслав Артемов, Иван Соколов. Были приглашены композиторы старшего по­коления: София Губайдулина, Альфред Шнитке, Валентин Сильвестров и Тигран Мансурян.

Первый концерт абонемента, I n memoriam, мы посвятили четырем за­мечательным композиторам, участникам АСМ-2, ушедшим из жизни: Александру Вустину (1943–2020), Николаю Корн­дорфу (1947–2001), Дмитрию Смирнову (1948–2020), Сергею Павленко (1952–2012). Персона второго концерта, 14 ноября, — Фарадж Караев, входивший в АСМ-2 и в декабре 2023 отметивший 80-летие. Тре­тий вечер 5 марта 2024 представит твор­чество композитора поколения 40-лет­них — Владимира Горлинского

Сегодня, по прошествии века, музыка композиторов первой АСМ почти не зву­чит или звучит очень редко в спецпроек­тах: например, детская симфония с рит­мической декламацией «Петя, Волк и Володя-музыкант» Половинкина в спек­такле РАМТе, отдельные сочинения Рос­лавца, Шебалина, Мясковского, Мосолова (включая «Завод»)… Шостакович — ис­ключение, но он имел мало отношения к АСМ. Хотя именно ленинградское отде­ление АСМ организовало в 1926 премьеру его Первой симфонии, принесшей 19-лет­нему композитору мировую славу.

Новое время, новая АСМ

Как эхо АСМ 20-х годов в 1990 была соз­дана АСМ-2. Ее создание, безусловно, ста­ло результатом оттепели 50-х-60-х го­дов, отзвуком первой волны советского музыкального авангарда: Денисова, Гу­байдулиной, Шнитке, Волконского. Под их влиянием и под сенью Шостаковича (ушедшего из жизни в 1975) выросло но­вое поколение композиторов, которое в годы Перестройки настойчиво и серьез­но заявило о себе. В конце 80-х – начале 90-х годов, когда рухнул железный зана­вес и страна открылась миру, новая рус­ская музыка была с интересом встречена за рубежом, стала частью мирового музы­кального процесса.

Я считаю, что в наши дни музыка сегод­ня звучит незаслуженно мало. Хотя в це­лом можно заметить, что творчество ком­позиторов АСМ-2 достойно представлено на концертных сценах России и мира.

Жалею, что не пригласил в свое время в абонемент Сергея Павленко, который ушел из жизни в 2012. С Александром Ву­стиным мы запланировали концерт на осень 2020, долго обсуждали программу, Александр ее, наконец, утвердил, но, к со­жалению, концерт прошел уже без авто­ра и был посвящен его памяти.

Рубеж 1980-х–1990-х — время четвертой волны эмиграции из СССР и России.

Первая — во время рево­люции и после 1917 — до середины 1920-х.

8 июня 1922 Политбюро ЦК РКП(б) при­нимает постановление «Об антисовет­ских группировках среди интеллиген­ции».

«Если этим господам не нравится в Со­ветской России — пусть они наслаждают­ся всеми благами буржуазной свободы за ее пределами. <…>». («Правда», 31 авгу­ста 1922). Осенью 1922 из России отплы­ли «Философские пароходы».

На излете оттепели, в 1962, Хрущев на выставке в Манеже заявил:

«Вот все, кто хочет, пусть напишут спи­сок, дайте в правительство, что вы жела­ете выехать в свободный мир, — вы зав­тра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте! <…> мы вас не понимаем и под­держивать не будем. Мы считаем это ан­тисоветчиной, это аморальные вещи, ко­торые не светят и не мобилизуют людей».

Третья волна эмиграции — 1970-е годы.

Четвертая — конец 1980-х – начало 1990-х. Уехали Дмитрий Смирнов и его супруга Елена Фирсова — в Англию; Ни­колай Корндорф — в Канаду; Альфред Шнитке, София Губайдулина — в Герма­нию; Эдисон Денисов и Александр Рас­катов — во Францию; Вячеслав Шуть, Ва­силий Лобанов, Иван Соколов, многие другие (кто-то потом вернулся…)

И пятая волна — 2022.

Эхо столетия.

Один из моих учителей как-то выска­зал очень жестокую, трагическую мысль: «Чем ниже великаны, тем выше карлики».

Готовясь к концерту, я погрузился в миры моих Персон: их музык, мыслей, слов, их личностей. И понял, что не хва­тает диалога с ними, не хватает их при­сутствия, не хватает их музыки. Хочет­ся, чтобы их музыка звучала, чтобы они были здесь, как личности, и создавали бы человеческий, нравственный духов­ный мир сегодняшнего дня.

Андрей УСТИНОВ

23 октября 2023, 19:00
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24

Абонемент № 126
«Эхо столетия»
К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ

«In memoriam»

Александр ВУСТИН (24.04. 1943 — 19.04 2020)
Сергей ПАВЛЕНКО (05. 05. 1952  — 03.02. 2012)
Дмитрий СМИРНОВ (02. 11. 1948 — 09. 04. 2020)
Николай КОРНДОРФ (23. 01. 1947 — 30. 05. 2001)

Александр ВУСТИН (24.04. 1943 — 19.04 2020)
Трио для фортепиано скрипки и виолончели (1998)

Сергей ПАВЛЕНКО (05.05.1952  — 03.02.2012)
В манере Гогена для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1994)

Дмитрий СМИРНОВ (02.11. 1948 — 09. 04. 2020)
Фортепианное трио № 1, ор 23 (1977)

Николай КОРНДОРФ (23.01.1947 — 30.05.2001)
Триптих для виолончели и фортепиано (1999) (22)

Павел ДОМБРОВСКИЙ фортепиано
Деннис ГАСАНОВ скрипка
Мария ЗАЙЦЕВА виолончель
Александр ВОВЧЕНКО кларнет

Специальный гость Юрий КАСПАРОВ

14 ноября 2023
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24
Абонемент № 126
«Эхо столетия»
К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Представление и интервью Андрей УСТИНОВ

Фарадж КАРАЕВ (1943)

Фарадж Караев: «Это понятие [постмодернизм] представляется мне неким обобщающим термином, означающим территорию вседозволенности, ограниченную строгими рамками высочайшего профессионализма, художественного интеллекта (интересно, может ли быть интеллект нехудожественным?), безупречного вкуса и убедительного замысла, — то есть всем тем, что и составляет понятие “талант”. Изъян в одной из составляющих или же некомплект оных автоматически стирает хрупкую грань, отделяющую истинное от ложного и мгновенно превращает артефакт в профанацию».

«Техника — это стило, которое со временем оттачивается и становится все более острым и совершенным, а каждое вновь созданное сочинение — ступень бесконечной Gradus ad Parnasum. Владение “техникой” представляется мне таким же естественным, как, скажем, процессы жизнедеятельности человеческого организма: мы не задумываемся над частотой вдохов-выдохов, не регулируем частоту сердечных сокращений, это делает за нас наше естество».

I отделение
Malheur me bat для голоса и гитары (2001)
Фаридочке и Роше

Terminus для виолончели (1987)
А. Ивашкину

…a crumb of music for George Crumb для ансамбля (редакция 2004)
Памяти Саманты Смит

II отделение
Aus… для кларнета и ударных (1990)

Красота – утопия?.. для гитары (1999)
Посвящается ЖИзель

Три багатели для ансамбля (2003)
Прекрасному городу Вена посвящается

Ансамбль «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Дирижер – Игорь ДРОНОВ
Марина Рубинштейн (флейта)
Игнат Красиков (кларнет)
Дмитрий Шаров (тромбон)
Андрей Винницкий (ударные)
Мона Хаба (фортепиано)
Екатерина Фомицкая (скрипка)
Ольга Галочкина (виолончель)

В концерте принимают участие:
Екатерина Кичигина (сопрано)
Алексей Чичилин (гитара)

5 марта 2024
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24
Абонемент № 126
«Эхо столетия»
К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Представление и интервью Андрей УСТИНОВ

Владимир ГОРЛИНСКИЙ (1984)
«Voice and sonic»

Владимир Горлинский — один из наиболее исполняе­мых современных россий­ских композиторов. Им­провизатор, куратор, автор, пространственных компо­зиций и звуковых инсталляций. В 2014 был участником абонемен­та «МО» и МГАФ «Персона-композитор» (представление и интервью – Андрей Устинов).

5 марта 2024 Владимир Гор­линский — участник абонемента «”Эхо столетия”. К 100-летию Ассоциации со­временной музыки. “Персона-компо­зитор” (15-й сезон)».

Владимир Горлинский: «Когда зритель (слушатель) находится внутри пространства пьесы (музыкаль­ного произведения), уже нет разделения на “вот я сижу в зале или дома и слушаю, а исполнитель где-то там на сцене”, в дан­ном случае вместе с пространственным движением звука с ним уже случился “ме­тапереход”, и если мы режиссируем этот момент, то мы можем дать почувствовать то, что происходит с пространством, из­меняемым звуком, во всей остроте», – ска­зал Горлинский на конференции ЦЭАМа «Электроакустическая композиция: те­ория, история, практика» (ноябрь 2022).

«Композиторы, как мне кажется, делают довольно интересные вещи, в целом – за последние сто лет. Очень многие композиторы просто неизвестны широкой публике. И насколько аудитории “ТикТока” это реально необходимо – тоже вопрос, потому что есть один момент – ценз определенной сложности высказывания. Которая, естественно, есть, от нее никто не отказывается. А композитору, как всякому художнику, неинтересно становиться проще для того, чтобы аудитория была шире. Это не мотивация. С обратной стороны тоже возможно движение: те же образовательные инициативы – это не так сложно. Нет какого-то особого таланта слушателя, чтобы начать воспринимать музыку. Нужно поступательное движение интереса». (Из интервью «Снобу», 03.12.2021)

В 2024 году, в год 35-летия «МО», проходит Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – Opus 35», при поддержке Министерства культуры РФ, ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», Московской филармонии, филармоний, концертных организаций, консерваторий, музыкальных вузов, творческих коллективов, при участии музыкантов России.

Проект «Музыкальное обозрение – Opus 35» включает концерты, фестивали, творческие встречи, лекции, мастер-классы, презентации, «Opus 35 шагает по стране», публикации материалов «Музыкальное обозрение. Лучшее за 35 лет», «Из истории “Музыкального обозрения”».

Владимир Горлинский

Музыка для голосов  a cappella (2018 -2023) «Арии цветов»
из аудиоспектакля «Снежная королева»
Текст Ханса Христиана Андерсена.
Редакция Ники Вашакидзе
«Огненная лилия»
«Вьюнок»
«Гиацинты»
«Подснежник»
«Одуванчик»
«Нарцисс»

Мотет «Воздух-воздух» для четырех голосов

Isn*t sonic для фортепиано и карманной электроники

Вокальный ансамбль N’Caged
Ульяна Ловчикова (фортепиано)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.