You have no items in your cart.
Абонемент № 126 . «Эхо столетия». К 100-летию Ассоциации современной музыки. «Персона-композитор» (15-й сезон). Автор и ведущий Андрей Устинов
Абонемент № 126
«Эхо столетия»
К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ
Проект Московской филармонии и «Музыкального обозрения» «Персона – композитор» — долгожитель. 23 октября 2023 в МГАФ открылся юбилейный 15-й сезон. За предыдущие годы на сцене Камерного зала МГАФ прошло 40 концертов этого абонемента, в которых мы представили творчество 37 российских композиторов разных поколений. София Губайдулина, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Сергей Слонимский, Владимир Тарнопольский, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Юрий Воронцов, Михаил Броннер, Сергей Жуков, Сергей Невский, Артем Васильев, Илья Демуцкий, Дмитрий Курляндский, Николай Попов, Александр Хубеев… Звучала их музыка и — в беседах со мной — их размышления о музыке, о себе и мире.
«Эхо столетия»
Абонемент «Персона – композитор» сезона 2023–2024 мы назвали «Эхо столетия». Его проведение совпало со 100-летием Ассоциации современной музыки, основанной в 1923 и объединявшей самые яркие, новаторские явления в советской музыке того времени и большинство ведущих советских композиторов тех лет. Именно этот факт в истории музыки стал для композиторов — наших современников зовом истории и позывным для создания в 1990 Ассоциации современной музыки-2, в которую вошли Александр Вустин, Леонид Грабовский, Виктор Екимовский, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Николай Корндорф, Василий Лобанов, Александр Раскатов, Дмитрий Смирнов, Владимир Тарнопольский, Елена Фирсова, Вячеслав Шуть. Возглавил АСМ-2 Эдисон Денисов.
Позже к АСМ-2 присоединились Александр Кнайфель, Сергей Павленко, Вячеслав Артемов, Иван Соколов. Были приглашены композиторы старшего поколения: София Губайдулина, Альфред Шнитке, Валентин Сильвестров и Тигран Мансурян.
Первый концерт абонемента, I n memoriam, мы посвятили четырем замечательным композиторам, участникам АСМ-2, ушедшим из жизни: Александру Вустину (1943–2020), Николаю Корндорфу (1947–2001), Дмитрию Смирнову (1948–2020), Сергею Павленко (1952–2012). Персона второго концерта, 14 ноября, — Фарадж Караев, входивший в АСМ-2 и в декабре 2023 отметивший 80-летие. Третий вечер 5 марта 2024 представит творчество композитора поколения 40-летних — Владимира Горлинского
Сегодня, по прошествии века, музыка композиторов первой АСМ почти не звучит или звучит очень редко в спецпроектах: например, детская симфония с ритмической декламацией «Петя, Волк и Володя-музыкант» Половинкина в спектакле РАМТе, отдельные сочинения Рославца, Шебалина, Мясковского, Мосолова (включая «Завод»)… Шостакович — исключение, но он имел мало отношения к АСМ. Хотя именно ленинградское отделение АСМ организовало в 1926 премьеру его Первой симфонии, принесшей 19-летнему композитору мировую славу.
Новое время, новая АСМ
Как эхо АСМ 20-х годов в 1990 была создана АСМ-2. Ее создание, безусловно, стало результатом оттепели 50-х-60-х годов, отзвуком первой волны советского музыкального авангарда: Денисова, Губайдулиной, Шнитке, Волконского. Под их влиянием и под сенью Шостаковича (ушедшего из жизни в 1975) выросло новое поколение композиторов, которое в годы Перестройки настойчиво и серьезно заявило о себе. В конце 80-х – начале 90-х годов, когда рухнул железный занавес и страна открылась миру, новая русская музыка была с интересом встречена за рубежом, стала частью мирового музыкального процесса.
Я считаю, что в наши дни музыка сегодня звучит незаслуженно мало. Хотя в целом можно заметить, что творчество композиторов АСМ-2 достойно представлено на концертных сценах России и мира.
Жалею, что не пригласил в свое время в абонемент Сергея Павленко, который ушел из жизни в 2012. С Александром Вустиным мы запланировали концерт на осень 2020, долго обсуждали программу, Александр ее, наконец, утвердил, но, к сожалению, концерт прошел уже без автора и был посвящен его памяти.
Рубеж 1980-х–1990-х — время четвертой волны эмиграции из СССР и России.
Первая — во время революции и после 1917 — до середины 1920-х.
8 июня 1922 Политбюро ЦК РКП(б) принимает постановление «Об антисоветских группировках среди интеллигенции».
«Если этим господам не нравится в Советской России — пусть они наслаждаются всеми благами буржуазной свободы за ее пределами. <…>». («Правда», 31 августа 1922). Осенью 1922 из России отплыли «Философские пароходы».
На излете оттепели, в 1962, Хрущев на выставке в Манеже заявил:
«Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, — вы завтра получите паспорта и на дорогу! Да, да, уезжайте! <…> мы вас не понимаем и поддерживать не будем. Мы считаем это антисоветчиной, это аморальные вещи, которые не светят и не мобилизуют людей».
Третья волна эмиграции — 1970-е годы.
Четвертая — конец 1980-х – начало 1990-х. Уехали Дмитрий Смирнов и его супруга Елена Фирсова — в Англию; Николай Корндорф — в Канаду; Альфред Шнитке, София Губайдулина — в Германию; Эдисон Денисов и Александр Раскатов — во Францию; Вячеслав Шуть, Василий Лобанов, Иван Соколов, многие другие (кто-то потом вернулся…)
И пятая волна — 2022.
Эхо столетия.
Один из моих учителей как-то высказал очень жестокую, трагическую мысль: «Чем ниже великаны, тем выше карлики».
Готовясь к концерту, я погрузился в миры моих Персон: их музык, мыслей, слов, их личностей. И понял, что не хватает диалога с ними, не хватает их присутствия, не хватает их музыки. Хочется, чтобы их музыка звучала, чтобы они были здесь, как личности, и создавали бы человеческий, нравственный духовный мир сегодняшнего дня.
Андрей УСТИНОВ
23 октября 2023, 19:00
Камерный зал московской филармонии
Сезон 2023/24
Абонемент № 126
«Эхо столетия»
К 100-летию Ассоциации современной музыки
«Персона-композитор» (15-й сезон)
Автор и ведущий Андрей УСТИНОВ
«In memoriam»
Александр ВУСТИН (24.04. 1943 — 19.04 2020)
Сергей ПАВЛЕНКО (05. 05. 1952 — 03.02. 2012)
Дмитрий СМИРНОВ (02. 11. 1948 — 09. 04. 2020)
Николай КОРНДОРФ (23. 01. 1947 — 30. 05. 2001)
Александр ВУСТИН (24.04. 1943 — 19.04 2020)
Трио для фортепиано скрипки и виолончели (1998)
Сергей ПАВЛЕНКО (05.05.1952 — 03.02.2012)
В манере Гогена для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1994)
Дмитрий СМИРНОВ (02.11. 1948 — 09. 04. 2020)
Фортепианное трио № 1, ор 23 (1977)
Николай КОРНДОРФ (23.01.1947 — 30.05.2001)
Триптих для виолончели и фортепиано (1999) (22)
Павел ДОМБРОВСКИЙ фортепиано
Деннис ГАСАНОВ скрипка
Мария ЗАЙЦЕВА виолончель
Александр ВОВЧЕНКО кларнет
Специальный гость Юрий КАСПАРОВ
Фарадж Караев: «Это понятие [постмодернизм] представляется мне неким обобщающим термином, означающим территорию вседозволенности, ограниченную строгими рамками высочайшего профессионализма, художественного интеллекта (интересно, может ли быть интеллект нехудожественным?), безупречного вкуса и убедительного замысла, — то есть всем тем, что и составляет понятие “талант”. Изъян в одной из составляющих или же некомплект оных автоматически стирает хрупкую грань, отделяющую истинное от ложного и мгновенно превращает артефакт в профанацию».
«Техника — это стило, которое со временем оттачивается и становится все более острым и совершенным, а каждое вновь созданное сочинение — ступень бесконечной Gradus ad Parnasum. Владение “техникой” представляется мне таким же естественным, как, скажем, процессы жизнедеятельности человеческого организма: мы не задумываемся над частотой вдохов-выдохов, не регулируем частоту сердечных сокращений, это делает за нас наше естество».
I отделение
Malheur me bat для голоса и гитары (2001)
Фаридочке и Роше
Terminus для виолончели (1987)
А. Ивашкину
…a crumb of music for George Crumb для ансамбля (редакция 2004)
Памяти Саманты Смит
II отделение
Aus… для кларнета и ударных (1990)
Красота – утопия?.. для гитары (1999)
Посвящается ЖИзель
Три багатели для ансамбля (2003)
Прекрасному городу Вена посвящается
Ансамбль «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ»
Дирижер – Игорь ДРОНОВ
Марина Рубинштейн (флейта)
Игнат Красиков (кларнет)
Дмитрий Шаров (тромбон)
Андрей Винницкий (ударные)
Мона Хаба (фортепиано)
Екатерина Фомицкая (скрипка)
Ольга Галочкина (виолончель)
В концерте принимают участие:
Екатерина Кичигина (сопрано)
Алексей Чичилин (гитара)
Владимир Горлинский — один из наиболее исполняемых современных российских композиторов. Импровизатор, куратор, автор, пространственных композиций и звуковых инсталляций. В 2014 был участником абонемента «МО» и МГАФ «Персона-композитор» (представление и интервью – Андрей Устинов).
5 марта 2024 Владимир Горлинский — участник абонемента «”Эхо столетия”. К 100-летию Ассоциации современной музыки. “Персона-композитор” (15-й сезон)».
Владимир Горлинский: «Когда зритель (слушатель) находится внутри пространства пьесы (музыкального произведения), уже нет разделения на “вот я сижу в зале или дома и слушаю, а исполнитель где-то там на сцене”, в данном случае вместе с пространственным движением звука с ним уже случился “метапереход”, и если мы режиссируем этот момент, то мы можем дать почувствовать то, что происходит с пространством, изменяемым звуком, во всей остроте», – сказал Горлинский на конференции ЦЭАМа «Электроакустическая композиция: теория, история, практика» (ноябрь 2022).
«Композиторы, как мне кажется, делают довольно интересные вещи, в целом – за последние сто лет. Очень многие композиторы просто неизвестны широкой публике. И насколько аудитории “ТикТока” это реально необходимо – тоже вопрос, потому что есть один момент – ценз определенной сложности высказывания. Которая, естественно, есть, от нее никто не отказывается. А композитору, как всякому художнику, неинтересно становиться проще для того, чтобы аудитория была шире. Это не мотивация. С обратной стороны тоже возможно движение: те же образовательные инициативы – это не так сложно. Нет какого-то особого таланта слушателя, чтобы начать воспринимать музыку. Нужно поступательное движение интереса». (Из интервью «Снобу», 03.12.2021)
В 2024 году, в год 35-летия «МО», проходит Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – Opus 35», при поддержке Министерства культуры РФ, ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», Московской филармонии, филармоний, концертных организаций, консерваторий, музыкальных вузов, творческих коллективов, при участии музыкантов России.
Проект «Музыкальное обозрение – Opus 35» включает концерты, фестивали, творческие встречи, лекции, мастер-классы, презентации, «Opus 35 шагает по стране», публикации материалов «Музыкальное обозрение. Лучшее за 35 лет», «Из истории “Музыкального обозрения”».
Владимир Горлинский
Музыка для голосов a cappella (2018 -2023) «Арии цветов»
из аудиоспектакля «Снежная королева»
Текст Ханса Христиана Андерсена.
Редакция Ники Вашакидзе
«Огненная лилия»
«Вьюнок»
«Гиацинты»
«Подснежник»
«Одуванчик»
«Нарцисс»
Мотет «Воздух-воздух» для четырех голосов
Isn*t sonic для фортепиано и карманной электроники
Вокальный ансамбль N’Caged
Ульяна Ловчикова (фортепиано)
«МО»