К 70-летию композитора Александра Раскатова

К 70-летию композитора Александра Раскатова
Александр Раскатов. Фото: Milagro Elstak / bachtrack.com

«Современная музыка – та, что со своим временем рождается и со своим временем умирает, она в этом смысле не переживает время. А настоящая музыка – вне времени», – говорил в интервью музыковеду Анне Амраховой композитор Александр Раскатов, дорожащий, с его собственных слов, состоянием внутренней свободы, «правом на месседж» и подчеркивающий, что «своей музыкой ничего никому не должен». 9 марта 2023 композитору-одиночке с отчетливым и узнаваемым почерком исполнилось 70.

«Глобальная проблема заключена в том, что в XX веке, в результате многих причин, произошла тотальная дегуманизация искусства и, в частности, музыки. С одной стороны существует музыка, которая обслуживает интересы миллиардов людей, с другой – есть элитное искусство для кучки снобов. И тот и другой вид равно далеки от истинных человеческих ценностей. Цель музыки не в том, чтобы написать лучше, чем сосед по лестничной клетке, но и не в том, чтобы миллионы людей под нее дрыгались. Нужно искать узкий путь к спасению, и каждый находит его сам», – считает Раскатов.

«Я старомоден? Возможно. Поэтому я, подобно Дьёрдю Куртагу, мог бы сказать: “Я НЕ ПИШУ СОВРЕМЕННУЮ МУЗЫКУ“. (Это он мне однажды по телефону высказал). Конечно, это небольшая провокация с моей стороны. Действительно, так оно и есть, если видеть в музыке только сумму церебрально-аналитических нанотехнологий. Это не мой путь».

С 3 по 16 марта в Голландской национальной опере идут премьерные показы новой оперы Александра Раскатова «Скотный двор» по Джорджу Оруэллу: совместный проект с Венской государственной оперой, итальянским Театром Массимо и Финской национальной оперой, совместное (Александр Раскатов и Иэн Бёртон) либретто, режиссер – Дамиано Микьелетто, музыкальный руководитель – Бассем Акики, художник-постановщик – Паоло Фантин, художник по костюмам – Клаус Брунс, хореограф – Томас Вильгельм.

Геннадий Беззубенков в роли старого майора и хор животных. Фото: Milagro Elstak

«Политическая и социальная сатира уже была представлена в русской опере 20 века: “Золотой петушок” Римского-Корсакова, “Нос” и “Леди Макбет” Шостаковича… Так что я не первый. Но есть одна деталь: мой отец в молодости был хирургом, позднее он сменил скальпель на перо, став журналистом-сатириком, и, возможно, в “Собачьем сердце” и “Скотном дворе” я брал с него пример», – сказал Раскатов. Короткие, будто отсеченные скальпелем, фразы, отдаваемые солистам, стали для него основой при работе над новой оперой.

Декорации сцены восстания. Фото: Paolo Fantin

«Во время жизни в Советском союзе у меня не было возможности прочесть Скотный двор по одной простой причине: он был строго запрещен. – рассказывает композитор. – С точки зрения советского гражданина, живущего внутри режима, Оруэлл не мог знать всех форм проявления этой патологической политической системы». Потому, работая над либретто, Раскатов добавил к оруэлловскому тексту некоторые эпизоды, которых нет в книге, а также применил подлинные цитаты из Сталина, Троцкого, Берии и Бухарина.

Исходя из сюжета, актерскому составу (о нем и о постановщиках – в материале «МО») потребовались специальные, сложноустроенные маски, не тяжелые и удобные для пения. Готовились они на протяжении многих недель, говорит режиссер Микьелетто.

Репетиция хора животных. Фото: Milagro Elstak

Для него удивительно, что такая «классическая, драматичная и театральная история о восстании и революции, о построении нового общества, о власти и диктатуре» не заинтересовала крупных оперных композиторов ранее.

БИОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА РАСКАТОВА

ДИСКОГРАФИЯ

Антон ДУБИН, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм