К 140-летию со дня рождения Имре Кальмана

К 140-летию со дня рождения Имре Кальмана

Его серьезную музыку публика не сказать чтобы жаловала. Симфонические поэмы «Сатурналии» и «Эндре и Иоганна» успеха не имели. Не интересовались этой музыкой и издатели. «Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» – с досадой восклицал 25-летний Имре Кальман, один из самых достойных учеников знаменитого профессора Ганса фон Кёсслера, у которого учились Золтан Кодаи, Бела Барток (Кальман был их сокурсником!), Лео Вайнер, Эрнст фон Донаньи.

Расстроенный молодой композитор – решил «опуститься» до оперетты… Но именно в этом жанре, как ему казалось, «на дне», его ждал триумф. Как и оперетту.

История этого жанра любопытна и поучительна. Большинство самых известных ее образцов – за исключением, пожалуй, оперетт Иоганна Штрауса-сына – являлось миру в годы, казалось бы, мирные и спокойные, а на самом деле предшествовавшие великим переломам: войнам, революциям. Создатель парижской оперетты Жак Оффенбах написал свои лучшие опусы («Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Великая герцогиня Герольштейнская», «Перикола») в 1860-е годы, накануне уже витавшей в воздухе франко-прусской войны и очередной революции – Парижской коммуны. Создатель советской оперетты Исаак Дунаевский писал свои искрометные, жизнерадостные музыкальные комедии (а также музыку к великолепным кинокомедиям Григория Александрова и Ивана Пырьева) в страшные 30-е и не менее мрачные 40-е.

Имре Кальман, как и его старший современник Ференц Легар, творил в первой половине ХХ века. Мировые войны, революции, невиданные в истории массовые жертвы, распад империй… Перелом эпох в полной мере отразился в музыке Стравинского, Скрябина, Прокофьева, нововенцев, Равеля…

И в такое время возродить венскую оперетту, после того как уже 10 лет не было в живых ее «отца» – Иоганна Штрауса-младшего (1825-1899)? Возможно, Кальман больше и лучше других современников накануне и в годы Первой мировой войны почувствовал в этом необходимость: необходимость звучания той музыки, которая стала бы оазисом мечты, любви, веселья и радости в стремительно рушащемся мире. И европейская публика это почувствовала, поняла – безоговорочно.

Невозможно себе представить больший успех, чем тот, с которым проходили премьеры и представления оперетт Кальмана.

1908 – первая из них – «Осенние маневры»: Будапешт, Вена, Гамбург, Берлин, «далее везде».

1912 – «Цыган-премьер»: вновь потрясающий успех.

В 1915, в самый разгар мировой войны, из-под пера Кальмана выходит его самая, как оказалась, знаменитая оперетта: «Королева чардаша». После премьеры 17 ноября 1915 в венском «Иоганн Штраус театре» за полтора года прошло 500 представлений – в среднем почти каждый день. В Будапеште после премьеры – 300 спектаклей. В 1916 – премьера в России, находившейся в состоянии войны с Австро-Венгрией (поэтому «Королеву Чардаша» переименовали в «Сильву», по имени главной героини). В 1917 – постановка на Бродвее, под названием «Девушка с Ривьеры». В 1919 – первая экранизация (всего их около 10, в том числе три в СССР: в 1944, в 1976 и 1981).

В 1920-х – шедевры один за другим: «Баядера» (1921), «Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930). Мелодии Кальмана, его вальсы, чардаши, фокстроты и шимми распевал и танцевал весь мир.

Мечтал ли о такой славе мальчик Эммерих Коппштейн, родившийся 24 октября 1882 в маленьком городке Шиофоке на озере Балатон  в простой еврейской семье торговца Карла Коппштейна и Паулины Зингер, а в юности решивший взять псевдоним Имре Кальман? В детстве он мечтал стать портным, потом адвокатом (и даже получил эту профессию), но более всего – музыкантом, композитором. Его главная мечта сбылась. Возможно, он писал бы прекрасные оперы, балеты, симфонии, сонаты, кантаты и оратории… Но достиг бы того, чего достиг в оперетте? Вопрос риторический. Говорят, Кальман был человеком очень скромным, порой мрачноватым. Он, безусловно, гордился своей славой, но и, в силу характера, отчасти тяготился ею.

Имре Кальман умер 30 октября 1953 в Париже, едва успев отметить 71-й день рождения. Он похоронен на центральном кладбище в Вене, там же, где покоятся Бетховен, Шуберт, Брамс, Иоганн Штраус… Его творчество – яркий пример того, что не бывает достойных и недостойных, плохих или хороших музыкальных жанров. Но бывает плохая и хорошая, а в случае Имре Кальмана – гениальная музыка.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм