К 120-летию со дня рождения Луи Армстронга и 50-летию со дня его смерти

К 120-летию со дня рождения Луи Армстронга и 50-летию со дня его смерти

4 августа 1901 года в Новом Орлеане родился Луи Армстронг. Так, во всяком случае, сообщается едва ли не везде, включая сайт Домашнего музея Армстронга: 04.08.1901. Вместе с тем, как пишет в своей книге об Армстронге знаменитый джазовый критик Джеймс Линкольн Коллиер (книга 1983 года называется «Американский гений» и вышла на русском в 1987 в московском издательстве «Радуга»), «из всех легенд о джазе одной из самых распространенных, появлению которой в немалой степени способствовал сам Армстронг, является легенда о том, что он якобы родился 4 июля 1900 года на улице Джеймс-Элли и что при рождении ему дали имя Дэниел Луи».

«Почти с полной уверенностью можно утверждать, что на самом деле все было совсем не так. Армстронг родился вовсе не на Джеймс-Элли, не 4 июля и не в 1900 году. Думаю, что и имя у него вначале было другое», – продолжает Коллиер.

С той же уверенностью он утверждает (и вот в этом уже с чего бы нам сомневаться), что Армстронга, скончавшегося 6 июля 1971, «оплакивали десятки миллионов людей во всем мире».

«В их памяти он остался как обаятельное дитя природы, прославившееся исполнением таких великолепных мелодий, как “Hello, Dolly” и “Blueberry Hill”. Для широкой публики Армстронг был веселым, жизнерадостным артистом, как он сам себя называл, “развлекателем”, всегда готовым доставить удовольствие зрителям смешными гримасами и забавной болтовней. Они знали, что их “Сэчмо” не только поет глуховатым, чуть хриплым голосом, но и играет на трубе. Однако в целом сложившееся стереотипное представление об Армстронге слишком уж напоминает образ популярного, всеми любимого клоуна. Лишь немногие знали другого Армстронга, но и они были бы поражены, скажи им кто-нибудь, что это один из крупнейших музыкантов XX века, может быть, даже самый крупный музыкант нашего времени (цитируемый нами критик родился в 1928. – «МО»), потому что он едва ли не в одиночку, “реконструировав” ранний джаз, поднял его на новый качественный уровень, оказав тем самым решающее влияние на музыкальные течения, которые впоследствии из него вышли», – пишет Дж. Коллиер.

«Клоуном» Армстронг, конечно же, не был, но остроумцем был знатным:

«Похоронная церемония в Новом Орлеане исполнена скорби до того момента, покуда гроб не будет опущен на дно могилы и пока священник не скажет: “Прах еси – в прах обратишься”. После того как покойник окончательно займет свое место на глубине шести футов под землей, оркестр разражается одной из добрых старых мелодий вроде “Didn’t he rumble” (“Разве не погулял он в свое время?”), и все присутствующие оставляют свою печаль позади. Особенно когда Кинг Оливер играет последний квадрат октавой выше, чем обычно.

Как только оркестр трогается с места, все следуют за ним, раскачиваясь из стороны в сторону, описывая зигзаги на мостовой от одного тротуара до другого, подхватывая на пути тех, кто опоздал на похороны. Среди этих людей – их называли “второй линией” – оказывалось и много случайных прохожих, приставших к процессии из любопытства или из желания послушать музыку. Многие шли за оркестром несколько кварталов, а некоторые оставались с ним до самого конца церемонии. Семья покойного запасала заранее кофе, сыр, печенье на всю ночь, так что люди, которые приходили петь гимны над гробом, могли есть и пить в свое удовольствие. Я усердно посещал такие поминки и руководил пением». (Перевод с английского А. Волынцева и Л. Переверзева; журнал «Огонек», № 23 от 09.07.2000)

Виртуоз мысли и речи, Армстронг и в музыке «вышел из самого себя» (вновь процитируем автора «Американского гения»): «Главным источником творчества Армстронга был сам Армстронг, и этот источник породил так много, что порой кажется, будто природа избрала его своим испытательным полигоном, где должна была пройти проверку музыка XX века, чтобы стать тем, чем она в конце концов стала». (Перевод А. Денисова и М. Рудковской)

«МО»