19 февраля 2021 — 75 лет композитору Александру Чайковскому

19 февраля 2021 — 75 лет композитору Александру Чайковскому
Александр Чайковский. Фото Алексей Колосов

Александр Чайковский — мастер своего дела во всех отношениях и смыслах. Он умело выстроил свою композиторскую и чиновничью карьеру. Он тонко чувствовал веяния времени, тенденции во власти (в политике и идеологии) в тот или иной момент жизни. И обе его способности гармонично дополняют друг друга.

Он всегда был рядом с властью и во власти — культурной. Профессор и (с 1997) заведующий кафедрой Московской консерватории. Ректор Санкт-Петербургской консерватории (2004–2008). Советник В. Гергиева в Мариинском театре (1993–2002). Художественный руководитель Московской филармонии (с 2003). Секретарь Союза композиторов СССР (в 1985–1991), затем России (1992–2016), а ныне — один из руководителей нового СК РФ, вместе с А. Рыбниковым, Р. Калимуллиным, Р. Абрамовым, А. Кричевским, К. Абрамян (директором СК РФ и заместителем Кричевского в «Мелодии» и в РАО).

Его круг — Н. Михалков, А. Соколов, Ю. Башмет, Э. Бояков, З. Прилепин…

Может быть, только самых высоких званий и наград не хватает: Госпремии, орденов «За Заслуги перед Отечеством».

Но всё еще впереди.

10 февраля МХАТ им. Горького, который раньше называли «женским» или «доронинским», а теперь — Бояково-Прилепинским или Прилепо-Бояковским — показал премьеру музыкального спектакля (мюзикла) А. Чайковского «Свидание в Москве». Музыкальный руководитель постановки — Юрий Башмет. Режиссер Павел Сафонов. Участвовали оркестр «Новая Россия», хор студентов Московской консерватории (худ. рук. Александр Соловьев).

Для руководителей МХАТа им. Горького новое сочинение А. Чайковского — радость и утешение. Ведь еще в 2017 Э. Бояков говорил в интервью омскому изданию «Коммерческие вести»: «Сейчас перед российской властью стоит задача запустить процессы, связанные с развитием искусства, причем не в западном либеральном изводе. Посмотрите, что происходит с Каннами. Там же ни одного нормального человека, ни одного сюжета. Только девиации, искривления, несчастные люди, больные раком, лесбиянки. Западное искусство не предлагает другого».

Захар Прилепин, чья партия «За правду» только что слилась с партией «Справедливая Россия», шеф-редактор общественно-политического интернет-издания «Свободная пресса», поддерживает в фейсбуке своего мхатовского шефа:

«В 14 из 29 стран ЕС по-прежнему не разрешены однополые браки (и, значит, усыновления детей однополыми семьями). И эти 14 стран давят и третируют, чтоб они сдались. Через Брюссель, через гуманитарные и финансовые международные организации и фонды. В мире ещё есть десятки стран, которые находятся под прессом ЛГБТ-актива. Давно говорю, что необходимо создание международной общественной организации — включающей режиссеров, актеров, писателей, танцоров, музыкантов, общественных деятелей, — которые создадут некую систему взаимопомощи и противодействия. За норму, за христианские ценности, за спасение детей. И лучше если б эту организацию начали создавать в России. Но ведь проспим опять, да?.. А пора бы».

А вот еще из Прилепина:

«Кроме всего прочего именно война – пусть это даже кому-то не нравится — является точкой отсчета для национальной культуры как таковой. “Слово о полку Игореве”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Тарас Бульба”, “Полтава” и “Бородино” — это основа русского сознания как такового. Извлеките из национального кода русских святых-воителей, “Войну и мир”, картины Верещагина, “Они сражались за Родину”, песню “Темная ночь” – кто мы будем без этого? Да никто мы не будем!»

«Появилось восхитительное слово “совок”. Вообще я не жестокий человек, но тому типу, что придумал это определение для всех советских людей вообще, я бы лично отрезал кончик языка. При слове “совок” этот тип издавал бы характерный, ласкающий мне ухо свист».

«Я вот за. Я всей этой истории инициатор вместе с группой товарищей — и я за. Думаю, что более всего наша демократическая общественность боится именно демократии», — поддержал Прилепин идею восстановления памятника «Железному Феликсу» на Лубянской площади.

Он уверен, что если такие вопросы выносить на референдум и проводить его честно, то россияне выберут себе памятники Сталину, Берии, маршалам Победы, Котовскому и Чапаеву, а также Александру Захарченко, Арсену «Мотороле» Павлову, Михаилу «Гиви» Толстых и так далее. Короче — «Даешь референдум. Результаты нас всех удивят. Вернее сказать, людей нашего круга — приятно удивят. А не нашего — неприятно поразят. Готова ли к этому власть, вот вопрос».

Но — вернемся к А.В. Чайковскому и его «Свиданию в Москве». Вот что рассказали деятели культуры, причастные к премьере (цит. по svpressa.ru):

Юрий Башмет: «От моего друга Саши Чайковского я всегда жду шедевров. Как будет жить произведение после фестиваля (премьера завершала очередной из многочисленных фестивалей Башмета по стране, но этот в Москве — «МО») — это определит зритель. Как бы сегодня ни получилось — возможно, будут видны какие-то «швы», это же премьера, — я абсолютно убежден, что этот спектакль будет жить много лет».

«Мне было очень увлекательно писать музыку для спектакля — музыку во многом легкую, веселую и, одновременно, очень искреннюю. О нас, о моем любимом городе. Музыку для всех нас, вне зависимости от возраста и жизненного опыта. И я очень рад, что идея спектакля так увлекла моего ближайшего друга Юрия Башмета. Это просто замечательно, что именно он является и Музыкальным руководителем спектакля и сам будет дирижировать премьерой 10 февраля во МХАТ им. М. Горького», — как бы ответил Башмету автор.

Создатели спектакля уверяют, что еще никто никогда не ставил спектакли о Москве. Но разве это так? Еще в 1941 была написана пьеса В. Гусева «Весна в Москве», поставленная уже после войны в театре Ленсовета. Оперетта Д.Д. Шостаковича «Москва, Черемушки» была написана и поставлена более полувека назад и сейчас готовится к постановке на Камерной сцене им. Б.А. Покровского Большого театра. И вообще, действие многих спектаклей происходит в столице, не говоря уже о фильмах (в качестве последнего примера «московского фильма» приводится картина «Я шагаю по Москве». Ну а как же оскароносная «Москва слезами не верит»?).

Эдуард Бояков«МХАТ продолжает экспериментировать с музыкальной темой, принимать у себя друзей и создавать совместно что-то новое. Музыку к спектаклю сочинил замечательный композитор, создавший десятки разных театральных, оперных и балетных постановок, Александр Чайковский. И у нас с Фестивалем на эту постановку большие планы».

Генеральный продюсер фестиваля Ю. Башмета Дмитрий Гринченко:

«Год назад ко мне пришел мой друг Чайковский и сказал: давай напишем что-нибудь о Москве, потому что есть произведения о Санкт-Петербурге, о Париже, а о Москве, кроме фильма “Я иду шагаю по Москве”, не создано ничего. Так родился музыкальный спектакль “Свидание с Москвой”. Именно музыкальный спектакль, а не мюзикл и не американская франшиза мюзикла. Это спектакль, для которого Чайковский написал оригинальную музыку. За последние десятилетия мы разучились создавать музыкальные спектакли, в которых когда-то были впереди планеты всей. Мы забыли о том, что этот жанр очень интересен и востребован зрителем».

О чем спектакль? Вот его сюжет, слегка напоминающий сюжет фильма 1963 года «Приходите завтра» и его героиню Фросю Бурлакову (размещен на сайте МХАТ им. Горького):

Выпускница школы, 17-летняя Вера Воробьева, приезжает из маленького городка в Москву поступать в институт. Она так мечтает стать певицей или актрисой, что пожертвовала своим выпускным балом — Вере надо успеть на творческий конкурс. Пока её одноклассники будут отмечать этот праздник, Вере предстоит оказаться в самой гуще необычных событий. Оставшись без телефона, без денег, не имея в столице ни одного родного человека, девушка тем не менее все успевает: и успешно пройти экзамен, и найти свою «добрую фею», и познакомиться с грандиозным мегаполисом, и впервые прикоснуться к настоящей Тайне, и даже встретить свою Любовь.

За внимание красавицы Веры соперничают сразу два молодых человека — студент Консерватории Аркадий и студент ГИТИСа Роман. Каждый из них уговаривает девушку поступать именно в их учебное заведение.

Но Вере предстоит сделать ещё более сложный выбор, и от этого выбора зависит не только её судьба. Вера узнаёт, что тот молодой человек, с кем она встретит рассвет следующего дня, станет ее мужем и отцом ее детей. По крайней мере, так утверждают двое странных знакомых Веры — Алика и Раф, которые с самого вокзала увязались за ней и постоянно провоцируют Веру и её кавалеров на решительные, и даже отчаянные действия.

Лишь перед самым восходом солнца Вера понимает, что её загадочные спутники Алика и Раф — это ангелы, которые уже давно выбрали её для исполнения своего космического замысла. И теперь от юной выпускницы, совсем одинокой в этом огромном, сверкающем городе, но зато искренней и очень смелой, зависит, исполнится ли мечта двух ангельских существ.

22 февраля это действо покажут на XIV Зимнем фестивале искусств того же Башмета в Сочи.

Мариинский театр, в котором Чайковский в 1993–2002 занимал должность советника художественного руководителя по репертуару, 16, 19 и 21 февраля представляет одноактную оперу А. Чайковского «Король шахмат» (либретто Льва Яковлева по мотивам новеллы Стефана Цвейга) в Концертном зале театра. В опере четыре основных действующих лица и актер, исполняющий роль «автора». В финале оперы хор воспроизводит фрагмент реальной шахматной партии между Анатолием Карповым и Лайошем Портишем (1975). Музыкальный руководитель постановки Лариса Гергиева, хормейстер Павел Теплов, участвуют солисты Академии молодых оперных певцов и Симфонический оркестр Мариинского театра, дирижер Михаил Синькевич. Эту оперу Чайковский написал по заказу Московской консерватории (где он еще с конца прошлого века является профессором и зав. кафедрой композиции, где он учился у Т.Н. Хренникова и Л.Н. Наумова, а до этого в ЦМШ у Г.Г. Нейгауза). Премьера прошла осенью 2016, в Оперном театре МГК в год 150-летия Московской консерватории. Премьера в Мариинском театре состоялась 7 июля 2017.

Александр Чайковский всегда следует трендам времени. В прошлом году под впечатлением от событий, связанных с пандемией и карантином, он написал «Карантинную симфонию» для струнного оркестра. Вскоре состоялась ее премьера —21 сентября 2020 года в Омской филармонии, на концерте-открытии филармонического сезона (дирижер Дмитрий Васильев). Правда, автор не смог на ней присутствовать, т.к. сам летом переболел ковидом.

Оперы, балеты и мюзиклы Чайковского ставились в Театре им. Сац, Мариинском, Михайловском, в театрах Перми, Красноярска и др. А в Большом театре России не ставились. И «Золотых Масок» не получали. И вот однажды мечта Чайковского осуществилась: его имя оказалось в афише Большого театра. Дело в том, что Камерный театр имени Б.А. Покровского, будучи еще самостоятельным, принял к постановке оперу А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича», но вскоре театр был присоединен к Большому театру в качестве Камерной сцены, и именно этим спектаклем Камерная сцена открылась в декабре 2018.

«Один день Ивана Денисовича» был написан и поставлен в Пермском театре оперы и балета (2009, режиссер Георгий Исаакян, сценограф Эрнст Гейдебрехт). С замыслом оперы был знаком А.И. Солженицын. Композитор рассчитывал, что спектакль получит «Золотую Маску». Но — не случилось.

Прошло некоторое время, и композитор, на волне новых веяний, обращается к русской истории, к патриотической тематике, заглядывает в глубокую древность. Так рождаются оперы — «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане», поставленная в 2011 Г. Исаакяном open air на берегу реки Быстрая Сосна в Липецкой области (Елец — родина учителя А. Чайковского Тихона Хренникова); «Ермак» (2019, Красноярский театр оперы и балета, режиссер Г. Исаакян); хоровая опера «Борис и Глеб» (премьера в 2020 на Первом Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в Москве).

400-летие Дома Романовых, отмечавшееся в 2013 году, отмечено в творчестве А. Чайковского ораторией «Государево дело».

Одно из сочинений последних лет — драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров «Слово о полку Игореве».

Юрий Башмет: «Слово о Полку Игореве» — настоящая творческая удача моего близкого друга Александра Чайковского. Я очень люблю это произведение, мы его играли уже несколько раз. Удивительно сочетание симфонического и народного оркестров; невероятная красочность и, я бы даже сказал, изобразительность рождает совершенно особые, необычные впечатления у слушателей. Замечательно, что теперь это произведение записано и его смогут слушать не только на концертах».

Из симфонических партитур композитора в последние годы наиболее популярен фрагмент оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» — «Стан Тамерлана», любимый бис Александра Сладковского и визитная карточка Госоркестра Татарстана под его управлением. По словам Сладковского, это сочинение производит «нужное впечатление» на любую публику.

Александр Сладковский: «Я же практик, я знаю, как мне “взорвать” зал. Это тоже наука. Кажется только, что ты вышел, подирижировал, и все похлопали, но в каждом зале ты должен произвести такой эффект, чтобы все тебя помнили, навсегда. Мы даже в “Музиферайн” играли эту композицию, мы ее в “Зарядье” играли сейчас. Потом говорят: “При чем здесь “Стан Тамерлана”, у нас же вечер Рахманинова?”. А мне было абсолютно все равно, потому что я показываю оркестр, а на любую публику он производит совершенно магический эффект».

Эту искрометную пьесу включают в свой репертуар и другие оркестры. Недавно ее исполнил Сургутский симфонический оркестр под управлением Михаила Леонтьева. 

У Александра Чайковского обширная дискография, особенно на фирме «Мелодия». Интенсивно она пополняется с тех пор, как композитор вошел в новое руководство СК России в качестве Почетного Председателя Совета (в руководящих органах Союза композиторов СССР и России он работает с 1985 года).

С 2016 года на «Мелодии», дружественной СК организации, выпущены:

2016 — детская опера «Дедушка смеется» (выпуск 2016 г., запись спектакля Театра п/у Бориса Покровского, 1977);

2017 — «Этюды в простых тонах» (Концерт № 2 для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано; Концерт для двух фортепиано с оркестром; Юрий Башмет (альт), Ксения Башмет, Борис Березовский, Дарья Чайковская (фортепиано), АСО Московской филармонии (дирижер Марис Янсонс);

2018 — Первый концерт для скрипки с оркестром (две версии: Виктор Третьяков с БСО Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Арнольда Каца и Назар Кожухарь с Молодежным симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением Александра Сладковского);

2019 — «Слово о полку Игореве», драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров (Михаил Ефремов, чтец; Юрий Башмет, альт; народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной; ГСО «Новая Россия»; дирижер Фредди Кадена);

2020 — Вокальные циклы («Французские песни-баллады» в переводе И. Эренбурга, «Вокальный цикл на стихи русских поэтов» (А. Блока, И. Бродского, С. Есенина, Б. Ахмадулиной), «К жене» на слова Олега Григорьева, исполнители Наталья Петрожицкая, Олеся Петрова, Петр Мигунов, фортепиано — Алексей Гориболь).

Каждый год — по альбому. Звукорежиссером в большинстве случаев выступил Павел Лаврененков, главный звукорежиссер Московской филармонии, где А.В. Чайковский почти 20 лет служит в качестве художественного руководителя.

Московская филармония 1 марта 2021 проведет главный юбилейный авторский концерт Александра Чайковского. На сцену концертного зала имени П.И. Чайковского выйдут камерный ансамбль «Солисты Москвы» (дирижер и солист Башмет), Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижер Валентин Урюпин), Борис Березовский (фортепиано), Екатерина Мечетина (фортепиано), Артем Дервоед (гитара), Екатерина Мочалова (домра), Олеся Петрова (меццо-сопрано), Алексей Гориболь (фортепиано), Артем Варгафтик (ведущий).

В программе:

Концерт для гитары с оркестром (2017),
Соната для домры и фортепиано,
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (российская премьера),
«Из жизни петербургской актрисы» — пять романсов из вокального цикла для меццо-сопрано и фортепиано на стихи С. Есенина, И. Бродского, Б. Ахмадуллиной, А. Блока, Н. Зиновьева (1990-е),
Соната № 2 для фортепиано,
«3, 7, 12» — сюита в трех частях для солирующего альта и камерного оркестра (российская премьера),
Симфония № 7 («Карантинная») (2020, московская премьера).

«МО»