Йозеф Ланнер – 220 лет со дня рождения (12 апреля 2021)

Йозеф Ланнер – 220 лет со дня рождения (12 апреля 2021)
Йозеф Ланнер. Friedrich Krepp, Heliogravur

«Вальсов собственно существует два, немецкий – Waritable (варитабль) – walse a trois temps и французский вальс галоп – неправильный – Walse a deux temps. Французский вальс галоп – неправильный вальс – искаженный немецкий.

Вальс a trois temps изобретение немецкое (впервые он появился в Швейцарии, но привился в Германии). Таким образом, строго говоря, существует вовсе не один вальс a trois temps (в три па) немецкий. От него уже происходят французский a deux temps и гопцер вальс (hopser walzer), где перескакивают с ноги на ногу, сохраняя темп в 3/4. Вальс-же венский собственно видоизмененный вальс a trois temps и видоизмененный в том, что в нем выделяются каждые три па качанием то в одну, то в другую сторону и в особенности резким подъемом на третьем па. В вальсе замечается два рода па pas stocato (стокато – беглое-отрывистое) и pas legato (легато – плавное – протяжное). С этой точки зрения вальс венский есть вальс a trois temps (в три па). Музыка вальса почти всегда 3/4, таким образом на каждую четверть нужно ответить одним движением». (Из книги учителя танцев Идельсона М. И. «Венский вальс с фигурами», Гомель, 1899; предлагаемые в книге па (pas), подчеркивает автор в предисловии, «самые верные и долгой практикой добытые»).

Для «удобства учащегося и облегчения ему усвоения этого симпатичного и модного танца» Идельсон детально расписывает движения левой и правой ног, не забывая, впрочем, отметить, что «еще существует много фигур в венском вальсе, именно столько, сколько в состоянии производить человеческая фантазия». К моменту написания книги венский композитор, скрипач, дирижер Йозеф Ланнер (1801-1843) давно уже был только в памяти современников и потомков, оставив после себя, как минимум, две сотни вальсов.

Можно лишь гадать (а это в истории музыки – дело неблагодарное), почему вальсы Ланнера проиграли в популярности вальсам Иоганна Штрауса-сына или – чуть в сторону – «Маршу Радецкого» Иоганна Штрауса-отца, с которым Ланнер одно время вместе музицировал (оба скрипачи, оба дирижеры), затем резко разошелся. Наверное, судьбу Йозефа Ланнера можно сравнить с судьбой Алексея Верстовского (появились оперы Глинки – и где теперь услышишь Верстовского?) или с судьбой Джона Филда (помнит ли кто-то его ноктюрны, когда есть Шопен?). История музыки развивается по своим собственным законам и скорее бессмысленно рассуждать о том, насколько эти законы справедливы.

«МО»