Иван Соколов: премьера Фортепианного концерта в симфонической версии (20 ноября 2021, БЗК)

Иван Соколов: премьера Фортепианного концерта в симфонической версии (20 ноября 2021, БЗК)
Иван Соколов. Фото Владимир Волков

20 ноября в Московской консерватории состоится второй из концертов к 60-летию пианиста, композитора, музыковеда Ивана Соколова. Начало в 14.00. В Большом зале МГК впервые прозвучит симфоническая версия Концерта для фортепиано с оркестром (2019): в октябре 2020 на юбилейном авторском вечере Ивана Соколова в Рахманиновском зале консерватории состоялась премьера Фортепианного концерта в версии для двух фортепиано.

Исполнители – Иван Соколов и Концертный симфонический оркестр Московской консерватории. Дирижер – Анатолий Левин.

Также в программе под названием «Загадка новой простоты» – пьеса Ивана Соколова «Короткие послания и размышление о них» (2010), сочинение Николая Корндорфа “In D” (1998) для большого симфонического оркестра и фортепианные пьесы Сергея Прокофьева в оркестровке Н. Корндорфа.

Из интервью Ивана Соколова музыковеду Елене Дубинец, опубликованного в ее книге 2016 года «Моцарт отечества не выбирает. О музыке современного русского зарубежья» (М.: Музиздат):

«Фортепианная деятельность помогает мне находить импульсы для композиции, а композиторская помогает фортепианной (хотя и в меньшей степени). Я по-прежнему внутренне мыслю себя композитором, хотя внешне у большинства числюсь в графе “пианист”, и как у пианиста у меня больше успеха и технического мастерства. Но мне нравится сочинять даже больше, чем играть, хотя исполнение доставляет мне огромное удовольствие спонтанностью.

Поскольку моя музыка не очень востребована, я в этом смысле живу спокойно. Делаю то, что хочу. Пока еще, к счастью, чувствую себя довольно подвижно: могу и по заказу написать, могу и без заказа. Меня часто просят что-то написать, но выполняю я эти просьбы не всегда. Только несколько сочинений были мне заказаны к определенному сроку.

<…> Я так и не решил проблему, как поделить себя между исполнительством и сочинением. Скажем, Губайдулина тоже серьезно думала на эту тему, но лет в двадцать пять решила раз и навсегда, что она – композитор. Я этот вопрос решить не смог, может быть, потому, что мне и то, и другое нравится. Подумал, что этот вопрос буду решать не я, а обстоятельства. И сейчас я доволен соотношением рояля и сочинения в моей жизни и тем, что мне не нужно особое признание для моих сочинений. То, что есть – это очень хорошо.

Я стремлюсь не идти по пути, по которому идут все. Я понял, что мне надо делать что-то внутренне, решать какие-то свои задачи в музыке, а то, как это будет выглядеть внешне, меня мало волнует. И мой путь получается совершенно не похожим на тот, по которому идет большинство композиторов».

«МО»