Фестиваль «Сотворчество»
13—23 сентября 2021, Саратов

Марина КАТАРЖНОВА, скрипка

Марина Катаржнова родилась в 1979 в Белгородской области. Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс скрипки Натальи Фихтенгольц, класс камерного ансамбля Лидии Фихтенгольц), Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (классы скрипки профессора Зариус Шихмурзаевой, Назара Кожухаря и профессора Сергея Кравченко; класс камерного ансамбля профессора Александра Бахчиева).

Стажировалась на мастер-классах у Люси Ван Дайль (Германия, 2002) Марии Леонхардт (Нидерланды, 2001), Феликса Андриевского (Германия, 1996), Томаса Цетмайра (Австрия, 2003), Роджера Норрингтона (Москва, 2002). Лауреат Всероссийского конкурса имени М.М. Ипполитова-Иванова и Международного конкурса скрипачей имени А.И. Ямпольского. Была стипендиатом фонда «Новые имена».

До 2017 солистка оркестра Pratum Integrum. Принимала участие в монографических записях коллектива, посвященных творчеству Березовского, Бортнянского, Тица, Телемана, Розетти, Вельфля и Ребеля, для лейбла Caro Mitis. С ансамблем A la Russe представила российские премьеры произведений Гесслера, Вельфля и других забытых авторов. В 2016 вместе с клавесинисткой Ольгой Мартыновой, флейтисткой Ольгой Ивушейковой и виолончелистом Августом Крепаком основала ансамбль Gnessin Baroque.

Концертмейстер ансамбля «Персимфанс» с момента его воссоздания (2009). С 2017 сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ). С 2020 — солистка ансамбля «Студия новой музыки». Участница проекта Даниила Крамера «Классика и джаз», проектов фонда Юрия Любимова. Автор программ, представляемых агентством Eventful Agency.

Принимала участие в фестивалях: «Возвращение», «Декабрьские вечера» (Москва, 2000, 2009, 2011, 2019), «Московская осень», Ketener herbst (Германия, 1997), Langzaum nucht muzik (Австрия, 2003), «Вечера Российской культуры в Италии» (Италия 2003), Early music (Санкт-Петербург 2000, 2010, 2011), Eesti muusika paevad (2011), фестиваль в Плесе (2011), фестиваль музыки в Выборге (2011), Barents spektakel (Норвегия, 2012).

Выступала с ансамблями «Академия старинной музыки», Bach Consort (Россия), Collegium Marianum (Чехия), Baltic Baroque (Эстония).

Сотрудничала с известными музыкантами, представителями направления исторического исполнительства, среди которых Петер Шрайер, Тревор Пиннок, Сигизвальд Кейкен, Теодор Курентзис, Роджер Норрингтон и Кристоф Руссе. Играла в ансамблях с Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Назаром Кожухарем, Александром Тростянским, Дмитрием Синьковским, Еленой Ревич, Юрием Мартыновым, Александром Мельниковым, Яной Семерадовой, Риккардо Минази, Серджо Аццолини, Рольфом Лислевандом и др.

Сольные записи скрипачки вышли на лейблах Caro Mitis, Supraphon, Estonian Record Productions и FancyMusic (сочинения Вивальди, Телемана, Йиранека, Карманова). Артистка также участвовала в записи и создании музыки к кинофильмам Валерия Тодоровского, Александра Прошкина, Наны Джорджадзе, Али Хамраева и других режиссеров. Принимала участие в передачах на радио и телевидении.

Артистическую карьеру совмещает с преподавательской деятельностью. С 2007 ведет класс барочной скрипки на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (доцент). Художественный руководитель оркестра ФИСИИ. Преподает также в МССМШ (колледже) им. Гнесиных. В 2016–2018 принимала участие в Летней школе МССМШ. Проводит мастер-классы в городах России. Читает лекции по истории исполнительского искусства.

Ася СОРШНЕВА, скрипка

Ася Соршнева родилась в 1983 в Коломне. Обучалась в ЦМШ г. Коломны в классе Н. Н. Хить. В 1990 была удостоена звания лауреата на Всероссийском юношеском конкурсе им. П. И. Чайковского. С 1996 училась в МССМШ им. Гнесиных (класс Татьяны Беркуль).

В 2007 окончила Московскую консерваторию и продолжила обучение в аспирантуре (класс профессора М. С. Глезаровой). Гастролировала в России, Европе, Японии. Стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство», Международного благотворительного фонда «Новые имена». Постоянный участник фестиваля «Возвращение», многочисленных фестивалей старинной и современной музыки.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов, в том числе конкурса камерных ансамблей им. И. Брамса в Австрии (Австрия, 2006, II премия), камерной музыки в Чесапике (США, 2008, Гран-при). Дважды лауреат премии Thomastik-Infeld Prize (Австрия).

С 2012 художественный руководитель международного музыкального фестиваля LegeArtis (Лех-ам-Арльберг, Австрия). Ведущий специалист симфонического ансамбля Персимфанс.

Сотрудничает с группой CocoRosie, в том числе в театральных постановках Роберта Уилсона (Theatre de la Ville, Париж); участница лаборатории театра АХЕ (Санкт-Петербург). Основатель и руководитель ансамбля iCQ-Project.

Выступала в составе Молодежного фестивального оркестра Вербье под управлением Джеймса Левайна, в составе Фестивального оркестра Миядзаки (Япония) под управлением Шарля Дютуа. Сотрудничала с оркестрами «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Kremerata Baltica под управлением Гидона Кремера, MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, ансамблем Opus Posth и рок-группой «Тинтал», Венским камерным оркестром. Выступала с Т. Гринденко, Л. Харреллом, Г. Кремером, Г. Хоффманом, Ф. Граффой, Ж. Хоссе, Д. Грималем, Ю. Рахлиным, У. Юргенсом, И. Бутманом, В. Юровским, С. Скрипкой.

Сотрудничала с такими музыкантами, как Линн Харрелл, Гидон Кремер, Гарри Хоффман (в рамках фестиваля Chamber Music Connects The World), Филипп Граффин, Джеррард Хосе, Дэвид Грималь, Джулиан Рахлин, Удо Юргенс, Антон Батагов, Борис Андрианов, Вадим Холоденко, Лукас Генюшас, Татьяна Гринденко.

В 2016 выпустила альбом с произведениями Стива Райха (российская премьера Double Sextet by iCQ-project), Джона Адамса и Валентина Сильвестрова. В 2020 на лейбле Fancy Music вышел ее альбом импровизаций на электроскрипке Chrysalis (при поддержке Kotä Records).

Оксана СИДЯГИНА, арфа

Оксана Сидягина родилась в 1990 в Москве. С 2006 по 2010 обучалась в МГКМИ им. Ф. Шопена в классе проф. Э. Москвитиной. В 2017 у нее же окончила Московскую консерваторию. Участвовала в мастер-классах ведущих арфистов мира: Э. Сейссона, С. Магена, Ф. Ситрук, И.Донской-Тищенко, Э.Лоуренс-Кинга, С. Шатрон.

Лауреат I Московского фестиваля “Early Music” (2004, Гран-При), Межрегионального конкурса “Classics Forever” (Москва, 2005, I премия), IV Международного фестиваля-конкурса арфистов им. В. Дуловой (Москва, 2008, I премия), V Международного фестиваля-конкурса арфистов им. В. Дуловой (Москва, 2011, II премия в номинации «камерный ансамбль» с виолончелистом Егором Антоненко), I Международного конкурса «Арфа XXI века» (Москва, 2013, I премия), музыкального интернет-конкурса «eMuse Online Competition» (Греция, Афины, 2014), I Международного конкурса арфистов в Италии (Комо, 2014, I премия и приз зрительских симпатий), I Международного конкурса “Glowing Harp” (Харьков, Украина, 2017, II премия и специальный приз), III Международного конкурса арфистов в Морэ-сур-Луан (Франция, 2018, I премия).

Обладательница специальной грамоты «За вдохновение и творческое выступление» на II Всероссийском музыкальном конкурсе от председателя жюри М. Шостаковича (2016).
Репертуар арфистки включает сочинения пяти столетий, начиная с барокко. Особое место в ее творчестве занимает современная академическая музыка. Неоднократно исполняла российские и мировые премьеры композиторов-современников.

Выступала на сценах ООН в Нью-Йорке и ЮНЕСКО в Париже в составе Молодежного симфонического оркестра СНГ.

Как солистка концертировала во Франции, Италии, Испании, Германии, Австрии, Словакии, Таиланде, Украине, Узбекистане и других странах. Выступала на фестивалях «Вселенная — Светланов!» (Москва), «Suoni d’Arpa» (Салуццо, Италия), «Rencontres Internationals de la Harpe en Île-de-France» (Морэ-сур-Луан, Франция), «ProMusica» (Бангкок, Таиланд), «Картинки с выставки» (Нижний Новгород) и др.

Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2014.

Участница абонемента Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Альт – арфа – контрабас» (сезон 2018/2019).

В 2015 – соорганизатор и солистка «Персимфанса» (оркестра без дирижера).

В августе 2019 совместно с коллегой Полиной Скрябиной при поддержке компании компания «Сальви Мьюзик» организовала первый в России летний арфовый лагерь.

Член жюри IV международного конкурса «Rencontres Internationales de la Harpe en Îl-de- France (Морэ-сур-Луан, Франция, 2019) и Х Международного музыкального конкурса им. Савшинского (Санкт-Петербург, 2019) в номинации «струнные инструменты».

Иван БУШУЕВ, флейта

Иван Бушуев — флейтист, перформер, композитор, ведет активную концертную, композиторскую и преподавательскую деятельность.

Родился в 1984 в Москве. В 1999–2003 обучался в Колледже ГМПИ им. Ипполитова-Иванова (в классах С. Бубнова, А. Корнеева и А. Шатского), с 2003 по 2008 — в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) у О. Ивушейковой (современная флейта, старинная флейта), в 2008–2012 — в аспирантуре Московской консерватории (науч. рук. доц. Р. Насонов).

Параллельно с 2007 учился в Милане (Scuola Civica di Milano) у М. Гатти (траверс-флейта). Посещал лекции и мастер-классы К. Сантамброджио (современная флейта) в Миланской консерватории им. Дж. Верди, по обмену обучался в классе Х. Старвельда в консерватории им. Яна Свелинка в Амстердаме.

Лауреат старинной музыкальной академии в г. Гмундене в Австрии (2003), там же стажировался по классу старинной флейты у К. Гюртнера. Лауреат международного конкурса современной музыки в Польше (Краков, 2005) в номинации «камерный ансамбль» с пианисткой Н. Черкасовой, конкурса “A trè” в Германии (Троссинген, 2006) в номинации «старинный камерный ансамбль» с пианисткой А. Непомнящей и виолончелисткой А. Бурцевой.

Стипендиат фонда Марко Фоделла (2007).

В 2005–2006 — ассистент на ФИСИИ и преподаватель ДМШ им. Гнесиных по классу флейты.

В 2013 Иван Бушуев создал сольный электроакустический проект NEREST. В 2017 вышел первый диск проекта — Nevod.

В ансамбле с Н. Черкасовой и ударником Д. Власиком исполнены российские и мировые премьеры сочинений К. Штокхаузена, М. Фельдмана, Б. Фуррера, Ф. Донатони, С. Шаррино, Ф. Леру, Т. Такемицу, российских композиторов.

Автор музыки к документальному фильму об Осипе Мандельштаме (2015), короткометражному фильму “MILK” (2016), спектаклю «А потом…» в МХТ им. Чехова

(2015, проект русско-немецкой лаборатории — Гете-институт).

В 2004–2006 — солист ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории.
С 2006 — солист Московского ансамбля современной музыки (флейтист, дирижер).

С 2010 преподает на Международной академии молодых композиторов в г. Чайковском.

С 2016 — преподаватель по классу флейты в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

Участник проектов газеты «Музыкальное обозрение»: совместных абонементов «МО» и Московской филармонии “Instrumentarium”, «Персона – композитор», фестиваля «Кружева в Вологде.

Сергей ПОЛТАВСКИЙ, альт

Сергей Полтавский — альтист и исполнитель на виоле д’аморе, камерный музыкант.

Родился в 1983 в Костроме. В 2001 окончил Музыкальное училище при Московской консерватории (класс Л. Гущиной), в 2006 — консерваторию (класс Р. Балашова, кафедра Ю. Башмета), в 2009 — аспирантуру. В годы учебы становился лауреатом международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти (2003) и конкурса Юрия Башмета в Москве (2006, также получил специальные призы от членов жюри Татьяны Друбич и Валентина Берлинского).

Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в фестивалях «Декабрьские вечера», «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Возвращение», «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), Платоновский фестиваль (Воронеж), фестиваль Элисо Вирсаладзе (Курган), Ruhrtriennale (Германия), «Bang On a Can Summer festival» (США), «Dni Muzyke» (Черногория), «Novosadsko Muzičko Leto» (Сербия), «Mare Aperto» (Италия) и др.

Круг интересов музыканта — от барочной музыки на виоле д’амор  до творчества Софии Губайдулиной, Владимира Мартынова, Дмитрия Курляндского, Павла Карманова, Бориса Филановского; экспериментов с live-электроникой и сотрудничества с такими коллективами, как «Bang on a Can», «N’caged», «Академия старинной музыки», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), группа «4’33» Алексея Айги.
Сергей Полтавский — организатор и художественный руководитель ежегодного фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my life» (проходит с 2015).

Выступал с оркестрами «Musica Aeterna», «Солисты Москвы», «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России, АСО Московской филармонии, «Questa Musica», «Времена года» и др.

Участник совместных абонементов Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Альт – арфа – контрабас» (2018/2019), «Альт – флейта – контрабас» (2019/2020).

С 2018 преподает в Московской консерватории.

В составе камерных ансамблей играл с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Павлом Нерсесьяном, Вадимом Холоденко, Андреем Коробейниковым, Аленой Баевой, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Еленой Ревич, Александром Ситковецким, Максимом Рысановым, Юлианом Рахлиным, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Валентином Урюпиным и другими именитыми солистами.

В 2017 записал на лейбле «Мелодия» CD «Низкие струнные» (музыка для альта, виолончели и контрабаса) с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас).

Участник проектов газеты «Музыкальное обозрение»: абонементов Instrumentarium в Московской филармонии (совместный проект газеты «МО» и МГАФ), коллективного сочинения «Liberta/MO/30/2019» Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники (2019–2021).Обладатель премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Музыкант года» в рейтинге «МО» «События и персоны» (2018).

Григорий КРОТЕНКО, контрабас

Григорий Кротенко родился в 1983 в Москве. Учиться музыке начал в 5 лет, с 11 лет играет на контрабасе. Окончил Училище при Московской консерватории (класс А. Мещеринова), Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010, класс проф. Е. Колосова). Лауреат III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого (2009, Санкт-Петербург, I премия).

С 2010 преподает в Московской консерватории на кафедре виолончели и контрабаса.

В сезоне 2002–2003 играл в ГАСО им. Е.Ф. Светланова, c 2003 по 2010 — в РНО под руководством Михаила Плетнева.

Круг творческих интересов Григория Кротенко чрезвычайно широк: от музыки раннего барокко до сочинений XXI века. Музыкант — участник ансамбля «The Pocket Symphony» Назара Кожухаря, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов — виолоне, виоле да гамба. Сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства: The Orchestra of the Age of Enlightenment, Music for Awhile Orchestra, Le Concert Olimpique. С 2011 по приглашению сэра Джона Элиота Гардинера является концертмейстером контрабасов Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique.

Один из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства», реконструирующего музыкальную среду 20-х годов XX века в СССР, в том числе выступления симфонического оркестра без дирижера.

Выступает как солист и в составе камерных ансамблей с ведущими российскими и зарубежными музыкантами: А. Рудиным, Н. Кожухарем, М. Пекарским, А. Баевой, П. Айду, А. Бузловым, Б. Андриановым, Е. Румянцевым, Е. Субботиным, А. Акимовым, М. Фолтлесс, Ф. Кемпфом.

Неоднократно был первым исполнителем сочинений современных авторов, в том числе написанных специально для него (Д. Габитовой, П. Карманова и др.).

В 2017 совместно с Евгением Румянцевым (виолончель) и Сергеем Полтавским (альт) записал на лейбле «Мелодия» CD «Низкие струнные» (музыка для альта, виолончели и контрабаса).

Выступает с лекциями и статьями в журналах и сетевых изданиях Arzamas, Colta.ru, «Сноб».

Участник проектов газеты «Музыкальное обозрение»: абонементов Instrumentarium в Московской филармонии (совместный проект газеты «МО» и МГАФ), коллективного сочинения «Liberta/MO/30/2019» Concerto grosso для симфонического оркестра, солирующих арфы, альта, флейты, контрабаса, баяна и электроники (2019–2021).

В 2018 Григорий Кротенко был назван «Музыкантом года» в рейтинге газеты «Музыкальное обозрение» «События и персоны» и удостоен премии «МО».

Иосиф ПУРИЦ, баян

Иосиф Пуриц родился в 1988 в Москве в семье музыкантов-баянистов и известных педагогов. Игру на баяне начал осваивать под руководством родителей. В 2008 окончил Музыкальный колледж при МГИМ им. Шнитке (класс проф. А.И. Леденева), в 2013 — РАМ им. Гнесиных, где занимался в классе профессора, народного артиста России Ф.Р. Липса. С 2014 по 2017, выиграв грант объединенного комитета Королевских школ музыки (ABRSM) в Лондоне, обучался в Королевской академии музыки в классе проф. Овена Маррея.

Иосиф Пуриц — лауреат более 30 международных конкурсов. В восемь лет он получил первое лауреатское звание на Международном конкурсе «Классика нова» в Германии. После этого становился победителем международных конкурсов в Клингентале (неоднократно в разных возрастных категориях), Кастельфидардо (Италия, 2009), Аррасате (Испания, 2011), «Трофей мира» (Спокэйн, США, 2012), Первого Всероссийского музыкального конкурса (2013), Karl Jenkins Classical Music Award (Лондон, 2014), Hattori Foundation Senior Awards (Лондон, 2015), Patrons’ Award (Лондон, 2016). Будучи выбранным из нескольких сотен претендентов, стал обладателем главного гранта Drake Calleja Trust за 2016–2017.

В 2015 Иосиф стал первым в истории классическим музыкантом BBC Introducing (проект радио ВВС, поддерживающий молодых музыкантов). С тех пор он неоднократно выступал в эфире корпорации, а также на фестивалях и концертах, организуемых ВВС.

Иосиф Пуриц гастролировал в США, Великобритании, Канаде, Австрии, Швеции, Финляндии, Германии, Чехии, Китае, Франции, Испании, Сербии, Дании и других странах.

Выступал на самых престижных концертных площадках России и мира: в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Зале Капеллы Санкт-Петербурга, Carnegie Hall (Нью-Йорк), Wigmore Hall (Лондон), George Weston Recital Hall (Торонто), Nybrokajen Concert Hall (Стокгольм), National House of Vinohrady (Прага), Concert Hall of Central Conservatory of Music (Пекин), Royal Danish Academy of Fine Arts (Копенгаген), UNESCO (Париж), Konzerthaus (Вена).

Неоднократно участвовал Международном фестивале «Баян и баянисты» в Москве и на многих престижных фестивалях в России и за рубежом, в абонементах Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» («www.баян.ru», «Персона – композитор»).

Обладатель премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Новое поколение – музыкант года» (2011) в рейтинге «МО» «События и персоны».

Андрей УСТИНОВ, художественный руководитель фестиваля

Андрей Устинов — музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. Один из основателей (1989) и главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов. Среди них — «Мир музыки Всеволода Мейерхольда», «Кружева», фестиваль документальных фильмов о музыке MusicDocFest, «Opus MO» и др.

Под руководством Андрея Устинова проходили фестивали, концерты, выставки, дни газеты «Музыкальное обозрение», музыкально-информационные форумы в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Курске, Магадане, Магнитогорске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону, Ростове Великом, Салавате, Самаре, Саратове, Воронеже, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.

Автор и ведущий абонементов в Московской филармонии: «Персона—композитор», «www.баян.ru», «INSTRUMENTARIUM» (Альт-Флейта-Арфа-Контрабас), «Мечислав Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Мейерхольда», «Музыка войны и победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945», «MusicDocFest: Рихтер и Мравинский, Шостакович и Свиридов в фильмах Андрея Золотова».

Организатор, куратор и ведущий круглых столов, научных конференций. Создатель и Председатель Совета национальной Ассоциации музыкальных конкурсов (2000). Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Работал в жюри 40 Всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Заслуженный деятель искусств России.

Илья ДЕРБИЛОВ, дирижер

Илья Дербилов — яркий представитель Санкт-Петербургской дирижерской школы. Родился в Киеве в 1981 году, музыкой начал заниматься в 6 лет.

В 1988 году с семьей переехал в Ленинград, где поступил в Хоровое училище им. М.И. Глинки.

С 1999 по 2004 год обучался в Санкт-Петербургской консерватории на факультете хорового дирижирования в классе Народного артиста России Валерия Борисова. Одновременно занимаясь вокалом в классе народного артиста СССР Николая Охотникова и клавесином в классе​ профессора Елены Серединской.

В 2004 году поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс Народного артиста СССР Владислава Чернушенко, а в 2009 году в аспирантуру.

В 2002 году Илья Дербилов начал работу в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в должности хормейстера. С Певческой капеллой гастролировал в США, Германии, Франции, Голландии, Испании, Люксембурге, Бельгии, Греции, Белоруссии, Украине. Одновременно, с 2004 по 2007 год, работал в качестве постоянного дирижера в театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, где плодотворно сотрудничал с выдающимся балетмейстером Никитой Долгушиным.

В 2007 году выиграл конкурс на должность художественного руководителя и главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра (Хабаровск), который возглавлял в течение пяти лет. За время работы в Хабаровске дал свыше 300 концертов с ДВАСО, выступал на Сахалине, в Амурской и Еврейской областях, а также в КНР.

С 2012 по 2018 год дирижёр симфонического оркестра и хора академической капеллы Санкт-Петербурга.

С 2018 по 2021 год художественный руководитель и главный дирижёр Ульяновского государственного академического симфонического оркестра “Губернаторский”.

Под руководством Ильи Дербилова Ульяновский симфонический оркестр выступил на таких крупных фестивалях как: “Кремлевские вечера” Рязань 2018; фестиваль симфонической музыки “Настоящее” Саранск 2018; “На родине П. И. Чайковского” Ижевск, Воткинск 2019; фестиваль классической музыки “Тремоло” Тольятти 2019, 2020; “Летние музыкальные вечера в Елабуге” 2019, 2021.

В ноябре 2019 года УГАСО под руководством Ильи Дербилова выступил на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского, Москва, а также на сцене Рязанской и Нижегородской филармоний.

Среди коллективов, с которыми сотрудничает дирижёр крупнейшие симфонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Красноярска, Томска, Иркутска, Саратова, Самары, Петрозаводска, Рязани, Ижевска и других городов России.

Неоднократно выступал с всемирно известными солистами, в числе которых:

Дмитрий Хворостовский,​ Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский, Вадим Руденко, Екатерина Мечетина, Рэм Урасин, Константин Емельянов, Никита Борисоглебский, Сергей Догадин, Андрей Баранов, Юрий Башмет, Борис Андреанов, Александр Рамм, Игорь Федоров, Екатерина Лехина, Полина Шамаева, Олеся Петрова и другие.

Анатолий ЛЕВИН, дирижер

Анатолий Левин родился в 1947 в Москве. Учился в ДМШ № 1 им. С.С. Прокофьева. В 1967 с отличием окончил музыкальное училище (ныне Академическое) при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Продолжил образование в Московской консерватории (класс альта профессора Е.В. Страхова). Одновременно (с 1970) начал заниматься в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Л.М. Гинзбурга. В 1972 закончил Московскую консерваторию по классу альта, в 1973 — как оперный и симфонический дирижер.

С 1973 по 2007 – дирижер Московского государственного академического Камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского. Принял участие в постановке и исполнении таких спектаклей, как «Нос», «Игроки», «Антиформалистический раек», «Век DSCH» Д. Шостаковича; «Похождения повесы», «Байка», «Свадебка», «История солдата» И. Стравинского; «Директор театра» В.А. Моцарта; «Жизнь с идиотом» А. Шнитке, «Сокол Федериго дельи Альбериги» Д. Бортнянского, «Шинель» и «Коляска» А. Холминова.

С театром гастролировал во многих городах СССР и России, дирижировал в концертных залах и оперных театрах Европы, Южной Америки и Японии.

Всю свою творческую жизнь Анатолий Левин проявляет большой интерес к работе с молодежными оркестрами. С 1991 возглавляет симфонический оркестр Музыкального училища (ныне – Академический музыкальный колледж) при Московской консерватории, с которым регулярно выступает в Большом зале Московской консерватории и других концертных залах Москвы; в городах России, на музыкальных фестивалях в Дюссельдорфе, Узедоме. В репертуаре оркестра — произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Дворжака, Россини, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Малера, Сибелиуса, Гершвина, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шедрина.

С 2002 Анатолий Левин — художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра студентов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

C 2002 художественный руководитель и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Поволжья (в прошлом Молодежного симфонического оркестра (МСО) Поволжья, стран СНГ и Балтии). В 2006 оркестр гастролировал в Киеве, Париже (Фестиваль Сен-Жоржа), на Фестивале Еврооркестрии во Франции. Проекты «Музыка без границ» (2006) и «Международная летняя оркестровая академия» (2007) получили эгиду Национальной комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

С 2007 художественный руководитель и главный дирижер вновь созданного Концертного симфонического оркестра Московской консерватории, целью которого, помимо регулярной концертной деятельности, является профессиональная подготовка студентов и аспирантов-дирижеров.

Дирижировал Госоркестром России имени Е.Ф. Светланова, РГСО кинематографии, Московским камерным оркестром Musica Viva, АСО Московской филармонии, оркестром «Новая Россия». В январе 2007 выступил как приглашенный дирижер и педагог во главе Йельского симфонического оркестра / YSO (оркестр Йельского университета, г. Нью-Хейвен, США).

Дирижер сотрудничал с выдающимися солистами, в числе которых пианисты Валерий Афанасьев, Дмитрий Башкиров, Элисо Вирсаладзе, Aлексей Володин, Яков Кацнельсон, Алексей Любимов, Екатерина Мечетина, Николай Петров, скрипачи Граф Муржа, Александр Тростянский, виолончелисты Сергей Антонов, Нарек Ахназарян, Александр Бузлов, Наталья Гутман, Александр Рудин, Денис Шаповалов, певцы Хибла Герзмава, Дитрих Хеншель.

Осуществил записи опер Бортнянского, Моцарта, Холминова, Тактакишвили и т.д. В 1997 выпустил на CD оперу Стравинского «Похождение повесы» (на японском лейбле “Klassika DLM”). В Японии же были выпущены видеоверсии «Байки» Стравинского, «Свадьбы» Холминова и «Директора театра» Моцарта. В 1995 вместе с солистом Московского камерного музыкального театра Алексеем Мочаловым и Камерным молодежным оркестром подготовил и записал компакт-диск произведений Шостаковича для баса и камерного оркестра («Антиформалистический раек», музыка к спектаклю «Король Лир», «4 романса капитана Лебядкина», «Из английской народной поэзии») с французско-русской фирмой звукозаписи «Российские сезоны». Эта звукозапись получила приз “Diapason d’Or” (1997) и наивысшую оценку журнала “Le monde de la musique”.

Профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории.

Симфонический оркестр Саратовской филармонии

Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии создан в 1946 по распоряжению Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Первым дирижером, возглавившим коллектив, стал выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик А. Глазунова и Н. Малько Михаил Юльевич Школьников (1897-1966). За годы своего существования саратовский оркестр занял одно из ведущих мест среди наиболее известных оркестровых коллективов России.

Важную роль в формировании самобытного художественного облика коллектива сыграли стоявшие за его пультом дирижеры. В разные годы коллектив возглавляли: Натан Факторович, Лилэ Киладзе, Ян Шпиллер, Мартын Нерсесян, Владимир Игнатьев, Роман Матсов, Геннадий Проваторов, Вахтанг Жордания, Эмин Хачатурян, Леонид Корчмар, Мурад Аннамамедов, Эдуард Серов, Тао Линь, Владимир Вербицкий, Евгений Бушков, Эммануэль Ледюк-Баром, Энхэ.

С оркестром сотрудничали практически все выдающиеся солисты своего времени, среди которых: Э. Гилельс, С. Рихтер, Д. Ойстрах, Л. Оборин, С. Кнушевицкий, Я. Флиер, Л. Коган, М. Ростропович, В. Третьяков, В. Спиваков, Д. Башкиров, Н. Гутман, Н. Шаховская, Л. Исакадзе, Э. Вирсаладзе, Н. Петров, В. Климов, М. Плетнев, Л. Власенко, Г. Соколов, Е. Могилевский, Т. Докшицер, Ю. Башмет, А. Рудин, Н. Луганский, А. Баева, А. Тростянский, Н. Борисоглебский, Я. Касман, А. Коробейников, Л. Клычков, П. Попов, С. Словачевский, М. Култышев, А. Баранов, Н. Мндоянц, К. Окуджава, молодые исполнители А. Гугнин, Д. Маслеев, И. Почекин, С. Догадин, Л. Генюшас и многие другие.

Оркестр ведет систематическую и планомерную работу по пропаганде произведений саратовских композиторов, композиторов России и стран СНГ. Симфонический оркестр проводил авторские концерты и творческие вечера композиторов Р. Глиэра, Д. Кабалевского, С. Слонимского, Т. Хренникова, Г. Свиридова, Г. Канчели, А. Тертеряна, Р. Щедрина, саратовцев В. Ковалева, О. Моралева, Б. Сосновцева, А. Бренинга, М. Симанского.

Оркестр гастролировал во многих городах России и за рубежом. С 1994 неоднократно выезжал в турне по странам Западной Европы (Франция, Испания, Италия, Нидерланды, Германия, Австрия, Бельгия, Польша).

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1996 носит почетное звание «академический».

Большим событием в жизни оркестра стал концерт 14 мая 2006, посвященный 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. Оркестром дирижировал Мстислав Ростропович. Были исполнены Праздничная увертюра, Концерт №1 для фортепиано и трубы с оркестром, Пятая симфония композитора и увертюра «Слава!» Л. Бернстайна, посвященная Мстиславу Леопольдовичу. Это был предпоследний концерт в жизни великого музыканта.

В 2012 оркестр принял участие в торжествах, посвященных 75-летию Саратовской филармонии. 21 октября состоялось выступление в Концертном зале имени П. И. Чайковского, ставшее апофеозом юбилейных мероприятий. За дирижерским пультом – художественный руководитель Академического симфонического оркестра Московской филармонии, народный артист СССР Юрий Симонов.

В ноябре 2017 коллектив принял участие в праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию филармонии. 28 ноября состоялось выступление оркестра в Концертном Зале имени П.И. Чайковского в Москве. Дирижер – народный артист РФ Феликс Коробов.

Оркестр – постоянный участник ставших традиционными в репертуаре Саратовской филармонии фестивалей – имени Г. Г. Нейгауза, «Приношение Кнушевицкому», а также музыкальных проектов, посвященных юбилейным датам газеты «Музыкальное обозрение».

В ноябре 2019 состоялась гастрольная поездка Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии по городам Федеративной Республики Германии (города Оберндорф, Юберлинген, Райнфельден, Вальдсхут).

В сезоне 2020/2021 должность главного дирижера Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии занимает народный артист РФ Александр Рудин.

Сезон 2020-2021 для Академического симфонического оркестра – юбилейный: 21 сентября 2021 музыкальный коллектив отпразднует 75-летнюю годовщину с момента основания.

Анна АМРАХОВА

Анна Амрахова родилась 22 января 1954 года в Баку. В 1980 году с отличием окончила историко-теоретический факультет Азербайджанской государственной консерватории им. Уз. Гаджибекова, специальности: музыкальный педагог, музыковед, музыкальный критик. С того же года – сотрудник консерватории. С 1994 года – научный сотрудник института архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджана. В 1995 году защищена кандидатская диссертация по теме «Взаимоотношения литературного первоисточника и музыки в музыкально-сценических произведениях азербайджанских композиторов» (научный руководитель – В.В. Медушевский).

В 2005 году в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского защищена докторская диссертация по теме «Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки».

Приоритетные интересы научной деятельности А. Амраховой – проблемы смыслообразования в музыке, поиск новых сравнительных аналогий в интерпретации произведений современных композиторов.

С 2006 года и по настоящее время – член диссертационного совета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С 2016 года – член диссертационного совета Нижегородской консерватории. С 2014 – главный редактор «Журнала Общества теории музыки».

С 2014 и по настоящее время – доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. Глинки, с 2015 года – заведующая сектором программ по связям с общественностью МГК им. П.И. Чайковского, член редколлегии журнала «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки). С 2017 года – заведующая научно-аналитическим отделом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. С 2009 года член Союза композиторов России. Под её руководством были защищена кандидатские диссертации Н. Рахмановой и И. Леопы.