Научное исследование показало: современные скрипки звучат так же хорошо, как и старые итальянские раритеты

Научное исследование показало: современные скрипки звучат так же хорошо, как и старые итальянские раритеты
Фото © AP Photo/Brian Hendrie

Имя Страдивари стало синонимом высшего качества в скрипичном мире. Играть на инструменте Страдивари необычайно престижно. Инструменты, созданные великим итальянцем, зачастую продаются более чем за 10 млн. долларов.

Однако недавнее исследование показало, что современная публика предпочитает звучание инструментов, созданных в наши дни.

Скрипачи часто отмечают, что старые итальянские инструменты лучше звучат с оркестром, в больших залах, они более звучные, в то время как современные образцы часто «не слышны дальше шестого ряда» (замечание концертмейстера симфонического оркестра Милуоки Фрэнка Алмонда, который, кстати, играет на Страдивари: скрипка, изготовленная в 1715 и принадлежавшая ранее Дж. Тартини и К. Липиньскому, была у него похищена в январе 2014, но спустя 10 дней найдена и вернулась к владельцу).

Британский виолончелист Стивен Иссерлис, который играет на виолончели Страдивари, отмечает: «Интерес к инструментам Страдивари остается неизменным потому, что сила их звука, как кажется, возрастает по мере удаления от исполнителя».

Но проведенное исследование, кажется, готово развенчать этот миф.

Инициировала исследование профессор Клаудиа Фритц, специализирующаяся на акустике скрипок, из Парижского университета им. Пьера и Марии Кюри. В тестировании приняли участие 137 слушателей и семь скрипачей, которые играли в концертных залах Парижа и Нью-Йорка «вслепую» – так что ни исполнители, ни аудитория не знали, какой именно инструмент звучит в данный момент. Среди них — две скрипки Гварнери дель Джезу (обе сделаны после 1740), шесть Страдивари, и еще одна – итальянская, XVIII века. В тестировании также были использованы современные скрипки (не старше 10 лет). Исполнители играли как соло, так и с оркестром.

В числе солистов были российский скрипач Илья Калер, ныне живущий в США (единственный скрипач, получивший первые премии на трех самых престижных музыкальных скрипичных конкурсах – Чайковского, Сибелиуса и Паганини), Сьюзен Хоу (Канада), американо-израильская скрипачка Джиора Шмидт.

Во всех случаях публика неизменно предпочитала звучание новых скрипок старым.

«Вера в почти волшебные качества старых итальянских скрипок оставалась аксиомой скрипичного мира на протяжении веков, – замечает профессор Фитц. – Самые известные скрипачи, начиная с 1800-х гг., играли на инструментах Страдивари и Гварнери дель Джезу, и этот исторический факт часто также служит доказательством того, что эти скрипки дают такую комбинацию звуковых качеств, которая недостижима в новых инструментах. Однако наше исследование показало, что непредубежденные слушатели, постоянные посетители филармоний и концертов классической музыки, нашли звучание современных скрипок значительно лучшим, чем всех Страдивари. Более того, звучание новых скрипок предпочла значительная, весьма значительная часть слушателей. Возможно, скрипичные мастера последних поколений нашли важные составляющие и сократили разрыв в звучании между старыми и новыми скрипками, возможно, также, что этот разрыв никогда и не был так велик, как принято считать…»

В то же время, Кристион Ллойд, редактор журнала The Strad справедливо отмечает «ощущение истории, когда играешь на Страдивари. Тот факт, что ты играешь на инструменте, на котором играли бесчисленное число скрипачей до тебя, а многие из них были великими солистами своего времени, добавляет ощущения времени, преемственности, и благодаря этому ты играешь так, как никогда прежде.

Причина, по которой инструменты Страдивари, Гварнери дель Джезу и Амати стоят так дорого и так ценятся в музыкальной среде – потому, что это уже больше чем просто музыкальные инструменты, это произведения искусства, такие как картины Моне, Ренуара или Ван Гога.

Многие музыканты все равно будут отдавать предпочтение Страдивари перед современными инструментами, независимо от результатов этого или каких-либо других слепых тестов!».

Уроженец г. Кремона Антонио Страдивари (1644–1737) считается величайшим  скрипичным мастером в истории. За всю свою жизнь изготовил около 1100 струнных инструментов (скрипки, альты, виолончели, гитары, арфы) и восстановил (отремонтировал) около 650, включая около 500 скрипок.

Источник публикации The Telegraph