Фестиваль Вадима Репина прошел в десятый раз

Сибирский культурный экспресс
Фестиваль Вадима Репина прошел в десятый раз
Фото предоставлено пресс-слжубой Транссибирского Арт-Фестиваля

Юбилейный Транссибирский Арт-Фестиваль открылся 8 марта 2023 и продолжался до 16 апреля. Более 40 концертов — симфонических, камерных, джазовых, этнической музыки — состоялиось в Новосибирске, Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Барнауле, Самаре, городах Новосибирской области и Красноярского края. Транссибирский фестиваль подтвердил реноме одного из самых ярких событий культурной жизни и, безусловно, самого масштабного музыкального форума России, места встречи выдающихся музыкантов и коллективов.

Начало музыкальной магистрали

В сентябре 2013 был открыт Государственный концертный зал имени А.М. Каца: филармония увековечила память своего легендарного маэстро, основателя и в течение полувека руководителя Новосибирского симфонического оркестра.

На пресс-конференции, посвященной открытию зала, Вадим Репин сообщил, что первый фестиваль пройдет в марте-апреле 2014 и будет посвящен Арнольду Кацу, к 90-летию со дня его рождения. Директором фестиваля стал Олег Белый. Еще до начала фестиваль был широко анонсирован в мире: В. Репин провел несколько презентаций — в Вашингтоне, Берлине, Пекине, Москве, Новосибирске.

«Я задумал этот фестиваль потому, что Новосибирск — мой дом, — говорил В. Репин. — В последние 3–4 года директор оркестра Лев Крокушанский и Александр Назимко, в то время занимавший пост директора Новосибирской филармонии — очень настойчиво, напористо вели со мной беседы на тему проведения подобного фестиваля. Я не соглашался: считал, что еще не пришло время для этого, пока впервые не вошел в концертный зал, который был построен в Новосибирске в прошлом году. Я принимал участие в одном из концертов открытия этого зала, и, на мой взгляд, в нем артист энергетически замечательно себя чувствует. И настал момент, когда можно попробовать.

Хотелось представить широкий спектр жанров, чтобы заинтересовать людей, которые увлекаются и симфонической музыкой, и камерной музыкой, и документальным кино, и танцем, и оперным театром».

Культурная магистраль

Первый фестиваль прошел в Новосибирске и городах области. Второй еще более четко обозначил свое прямое отношение и особую духовную связь с «тезкой» — Транссибирской железнодорожной магистралью, самой длинной железнодорожной веткой в мире (почти 9300 км от Москвы до Владивостока). Строилась она четверть века: с 1891 по 1916.

Фестиваль — как Транссибирский экспресс, как великая дорога: пересекает время и пространство, втягивает в свою орбиту массы людей, осваивает новые территории, открывает новые горизонты.

«Транссибирская магистраль настолько широка и громадна, что наш фестиваль должен в принципе ориентироваться на географию. Музыканты преодолевают многие километры, чтобы побывать у нас в гостях. Другой вопрос — много коллективов, которым интересны новые впечатления, новая публика, не решаются приехать ради одного выступления. Это трудно и очень дорого организовать. Поэтому было бы интересно заодно устраивать концерты нашего фестиваля и в других регионах, особенно в городах вдоль Транссибирской магистрали. Мы готовы поделиться музыкальными жемчужинами, и в перспективе есть несколько городов, готовых принять фестиваль», — говорил В. Репин в интервью «РГ» накануне первого фестиваля.

Транссиб объединяет мир

По словам маэстро, как Транссибирская магистраль стала мостом между Европой и остальным миром, так и миссия Транссибирского Арт-Фестиваля — объединить в одну мультикультурную магистраль города России и многие страны мира. Если первый фестиваль прошел в Новосибирске и городах области, то начиная со второго, география стала стремительно расширяться: Сибирь, Россия, мир.

В буклете Х фестиваля приведена статистика:

3а 10 лет прошло 259 событий, из них 222 в России и 37 в 11 странах Европы, Америки, Азии.

Участники — более 250 солистов, прима-балерин и премьеров балета, 32 композитора, 3 кинорежиссера, 2 актера, 1 художник, 1 фотограф;

45 коллективов (оркестров и ансамблей), 59 дирижеров из 44 стран мира

Исполнено 750 произведений 150 композиторов.

Проведено более 170 обучающих проектов, в том числе дважды в 2018 и 2019 — Академия Арт-журналистики, организованная «Музыкальным обозрением» (куратор — главный редактор «МО» Андрей Устинов) с участием ведущих музыкальных журналистов и критиков России, известных ученых — профессоров и преподавателей Высшей школы экономики.

За 10 лет фестиваль трижды был назван «Событием года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «События и персоны» (………), а Вадим Репин и Олег Белый — «Персонами года».

В бурном море страстей и событий…

За 10 лет много воды утекло в Оби, а Новосибирск пережил невиданную череду отставок и назначений и во власти, и в культуре. Сменилось три губернатора: Василий Юрченко, при котором был открыт ГКЗ им. Каца, за несколько дней до начала Первого Транссибирского фестиваля был отправлен в отставку. Его сменил бывший мэр Новосибирска Владимир Городецкий, работавший в этой должности три года, а с 2017 губернатором региона является Андрей Травников. На должности мэра Новосибирска Городецкого сменил Анатолий Локоть, работающий до сих пор.

Менялись министры культуры: Наталья Ярославцева была отправлена в отставку еще губернатором Юрченко, затем на этой должности работали Василий Кузин, Игорь Решетников, вновь Ярославцева, а с весны 2022 обязанности министра исполняет Юрий Зимняков, который уже был и.о. некоторое время в 2019.

Пять раз менялись директора филармонии: в начале 2014, в период подготовки первого фестиваля, А. Назимко сменила Татьяна Людмилина, спустя два года филармонию возглавил Бейбит Мухамедин. Летом 2020 директором был назначен Александр Бочарников, но через два года вернулся в Москву и был назначен директором «нового-старого» театра им. Гоголя. В начале 2023 директором Новосибирской филармонии назначена Ирина Устинова, до этого возглавлявшая Карельскую филармонию в Петрозаводске.

Трижды сменилось руководство консерватории: Константин Курленя, Жанна Лавелина, с 2023 Вячеслав Стародубцев.

После ухода в 2015 А. Рубикиса и увольнения директора Б. Мездрича не раз происходили перемены в театре оперы и балета, даже название сменилось (теперь НОВАТ).

Так что Транссибирский фестиваль — один из островов устойчивости и постоянства в непредсказуемом море культурной, общественной, политической жизни города и региона.

Атмосфера Дома и семьи

Транссибирский фестиваль — фестиваль-Дом, собирающий под своей крышей выдающихся музыкантов и юных исполнителей, весь музыкальный Новосибирск: в его орбиту включены филармония, театр оперы и балета, консерватория, НСМШ — alma mater Вадима Репина. Академическая музыка, фольклор, джаз. Балетные и литературно-музыкальные спектакли. Выставки картин юных художников и фотографий (как не вспомнить проект «Прелюдии к ушедшему времени» Гидона Кремера, исполнившего в своем скрипичном переложении 24 прелюдии для виолончели соло Мечислава Вайнберга (с демонстрацией своего документального фильма «Картинки с Востока» и работ классика советской и литовской фотографии Антанаса Суткуса).

Кинопоказы — непременное направление Фестиваля (в частности, не раз приезжал Бруго Монсенжон со своими фильмами о Давиде Ойстрахе, Гленне Гульде, Иегуди Менухине)

Участники — одна большая семья. Вместе выступают дети и взрослые. Мама художественного руководителя печет пирожки для завершающего ужина. В день закрытия Третьего фестиваля музыканты и гости (среди них был и главный редактор «МО» А. Устинов) посадили яблоневую музыкальную аллею около ГКЗ имени А.М. Каца. Фирменным знаком фестиваля стал концерт «Па-де-де на пальцах и для пальцев» семейного дуэта Вадима Репина и примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой.

В гости к Репину

Участниками фестиваля были Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Познер, Владимир Спиваков, Андрей Макаревич;

дирижеры Кент Нагано, Шарль Дютуа, Леонард Слаткин, Андрес Мустонен, Жан-Клод Казадезюс, Владимир Федосеев, Туган Сохиев, Дмитрий Лисс, Александр Сладковский, Гитарас Ринкявичус, Томас Зандерлинг, Димитрис Ботинис, Валентин Урюпин, Эльдар Нагиев, Андрис Пога, Казуки Ямада, Феликс Коробов, Филипп Чижевский, Михаил Щербаков, Дмитрий Васильев, Владимир Ланде, Сергей Скрипка;

пианисты Рудольф Бухбиндер, Жан-Ив Тибоде, Даниил Трифонов, Николай Луганский, Николас Ангелич, Андрей Коробейников, Константин Лившиц, Лев Винокур, Дмитрий Маслеев;

скрипачи Гидон Кремер, Иври Гитлис, Пинхас Цукерман, Дмитрий Ситковецкий, Дидье Локвуд, Никита Борисоглебский, Сергей Догадин, Акико Суванаи, Захар Брон, Клара-Джуми Кан, Антон Бараховский, Павел Милюков, Алексей Игудесман,

альтист Максим Рысанов;

виолончелисты Александр Рамм, Борис Андрианов, Антонио Менезес, Нарек Ахназарян, Сергей Ролдугин, Аманда Форсайт, Анри Демаркетт, Марио Брунелло, Миша Майский, Александр Князев, Александр Бузлов;

гобоист Алексей Уткин;

кларнетист Игорь Федоров;

вокалисты Ольга Бородина, Ольга Перетятько, Вероника Джиоева, Венера Гимадиева, Анна Аглатова;

баянист Фридрих Липс и квартет «Пьяццолла-STUDIO»;

актеры Евгений Миронов, Дарья Мороз, Вениамин Смехов;

оркестры Новосибирска — Академический симфонический и филармонический камерный; Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, оркестр Московской филармонии, РНО, «Новая Россия», Московский государственный симфонический оркестр, коллективы Омска, Самары, Красноярска; оркестры США, Англии, Японии, Израиля.

Вадим Репин выступает в большинстве концертов: с оркестром, в ансамблях, с юными музыкантами, в Новосибирске и городах области, представляет свой фестиваль в городах России и за рубежом.

Мировые премьеры

За 10 лет в Новосибирске и других городах фестиваля прозвучало 29 премьер: 16 мировых и 13 российских.

Специально для Форума и его художественного руководителя каждый год пишется произведение для скрипки с оркестром. Среди авторов — Беньямин Юсупов (2014), Лера Ауэрбах (2015), София Губайдулина (2018), Александр Раскатов (2019), Арво Пярт (2020, Марк Тернидж (2021). Большинство авторов присутствовали на своих премьерах.

В 2023 случились сразу две премьеры. Одна — скорее дипломатическая: концерт композитора и посла Азербайджана в России Полада Бюль-Бюль оглы. Вторая — долгожданная: скрипичный концерт Михаила Плетнева. Репина, Плетнева его детище — РНО — связывают многие годы творческой дружбы, неоднократные совместные выступления. И будь сейчас немного другие времена, Плетнев, конечно, сам бы продирижировал своим концертом, тем более что РНО был приглашен исполнять его на фестивале (в Новосибирске, затем в Москве). Но Михаила Васильевича сейчас нет ни в РНО, ни в России.

В музыке концерта слышны интонации прощания; некоторые критики и слушатели услышали параллели с «прощальной» 15-й симфонией Шостаковича.

А Фестиваль каждый год, прощаясь с участниками, гостями и слушателями, говорит: «До новых встреч!».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях